РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

Тема: «Неразрезные балки»

Цель работы:

Построение эпюр поперечных сил изгибающих моментов для неразрезной балки

Студент должен знать:

  1. методику определения поперечных сил в произвольном сечении балки;
  2. методику определения изгибающих моментов в произвольном сечении балки.

Студент должен уметь:

  1. составлять и применять уравнения трех моментов;
  2. строить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Напишите уравнение трех моментов.
  2. Напишите уравнения трех моментов для опоры № 2 пятипролетной, четырехпролетной балок.
  3. Объясните построение суммарной эпюры изгибающих моментов.
  4. Как определить максимально изгибающий момент в пролете неразрезной балки с равномерно распределенной нагрузкой.
  5. Как строится эпюра моментов от пролетных нагрузок?
  6. Как строится эпюра опорных моментов?
  7. Как определить поперечную силу в каждом пролете неразрезной балки?
  8. Как по эпюре поперечных сил вычислить опорные реакции балки?

Методические указания

1. Обозначить пролеты и опоры на заданной схеме (системе): первый пролет — l1 второй — l2 третий — l3 и т. д. Первая опора обозначается О, вторая — 1, третья — 2 и т.д.

2. От заданной системы перейти к основной системе. Для этого каждую опору заменяют шарниром и опорным моментом, который замещает действие отброшенной связи. Опорные моменты обозначают М0, М1, М2, ... в зависимости от номера опоры. Величина этих моментов неизвестна.

Если балка имеет консоль, то в основной системе она отбрасывается, а действие отброшенных сил, приложенных к консоли, учитывается. Если одна из крайних опор жестко защемляющая, то в основной системе ее заменяют шарнирной опорой и добавляют еще один пролет и опору, которые называют фиктивными, так как в заданной системе их нет. Длина фиктивного пролета принимается равной нулю. Если защемляющая опора расположена на левом конце, то фиктивный пролет обозначают 10 = О, а фиктивную опору — «—1» (минус первая) и опорный момент М-1 = О. Если защемляющая опора расположена на правом конце, то фиктивному пролету, опоре и моменту присваивается индекс, следующий за индексом предшествующего пролета (опоры, момента).

3. Определить значения изгибающих моментов от заданной на грузки для основной системы в каждом пролете. По найденным значениям строят эпюру моментов от заданной нагрузки для основной системы, которую обозначают М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru .

4. Определить неизвестные опорные моменты с помощью уравнений трех моментов, которые составляются для каждой промежуточной опоры. Во всех задачах самостоятельной работы основная система имеет одну промежуточную опору, в задачах расчетно-графической работы — две. Поэтому в этих задачах составляются соответственно одно и два уравнения трех моментов.

Для балки, у которой в заданной системе все опоры шарнирные или одна (правая) защемляющая, уравнения трех моментов имеют вид:

для первой промежуточной опоры 1

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

для второй промежуточной опоры 2

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

где М1 и М2 — опорные моменты на промежуточных опорах, их определяют путем решения уравнений; М0 и М3 — опорные моменты на концевых опорах, их находят по схеме балки; А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru — фиктивные опорные реакции для основной системы (по прил. 4).

Если защемляющая опора расположена слева, то, учитывая все дополнительные преобразования (см. п. 2), уравнения трех моментов принимают вид:

для первой промежуточной опоры 0

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

для второй промежуточной опоры 1

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

где М0 и М1 — опорные моменты на промежуточных опорах, их определяют путем решения уравнений; М-1 и М2 — опорные моменты на крайних опорах, их определяют по схеме балки; В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru — фиктивные опорные реакции для основной системы (по прил. 4). В примерах они условно показаны на основной системе. Решают уравнения и определяют опорные моменты.

5. По найденным значениям построить эпюры опорных моментов Моп, откладывая их на соответствующих опорах с учетом полученных знаков и соединяя прямыми линиями.

6. Определить значения изгибающих моментов Мх от заданной нагрузки для заданной системы путем суммирования значения эпюр М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru и Моп в характерных точках или способом (подвешивания эпюр). По найденным значениям строят эпюру Мх.

7. Определить значения поперечных сил Qу на опорах по формулам

на n-ой опоре:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru ;

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru ; т.е.

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

где Q РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru и Q РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru — значения поперечной силы на i-й опоре (i = 0, 1, 2), соответственно чуть левее и чуть правее ее;

А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , В РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , А РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru , — опорные реакции для простой балки (см. прил. VI);

М0, М1, М2, М3 — найденные ранее опорные моменты.

Поперечные силы на участках между опорами и на консольных участках определяются по общим правилам. По найденным значениям строят эпюру Qх, используя зависимости между нагрузкой и характером эпюры Qх.

В качестве проверки можно найти сумму моментов всех левых или правых сил (и опорных реакций в том числе) относительно любой точки балки. Они должны быть равны между собой.

Пример 1, а. Построить эпюру Мх для неразрезной балки.

Решение

1. Обозначить пролеты 11 и 12 и опоры 0, 1, 2 (рис.42, а).

2. От заданной системы перейти к основной, введя на каждую опору шарниры и опорные моменты (рис. 42,6).

3. Определить изгибающие моменты в характерных точках для основной системы от заданной нагрузки (см. прил. 5). Момент в точке С под силой F1 = 80 кН

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

момент в точке D под силой F2 = 30 кН

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

По найденным значениям строим эпюру М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru (рис.42, в).

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

а

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

рис. 42

4. Составить уравнение трех моментов. Промежуточная опора одна, поэтому и уравнение для опоры 1 будет одно:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

где М0 = 0, так как опора 0 концевая и шарнирная;

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

= 151,1 кН×м.

Подставим числовые значения в уравнение моментов:

0+2М1 (7 + 5) – 22,5 × 5 = - 6 (251,4 + 151,1)

или 24М1 = 2302, откуда М1 = — 95,9 кН×м.

В точке С величина опорного момента

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

В точке D величина опорного момента

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

5. По найденным значениям построить эпюру Моп (рис. 42, г).

6. Суммировать значения эпюр М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru и Моп в характерных точках:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

По найденным значениям строим эпюру Мх (рис.42, д).

7.По формулам (см. методические указания) вычислить поперечные силы в характерных точках.

  1. По найденным значениям построить эпюру поперечных сил.

Пример 1, б. Построить эпюру Мх для балки, показанной на рис. 43, а.

Решение

1. Обозначить опоры 0, 1 и пролет 11 (рис. 43, а).

2. От заданной системы перейти к основной. Для этого вместо опор О и 1 вводим шарниры и опорные моменты М0 и М1. Кроме того, влево от опоры О вводим дополнительный (фиктивный) пролет 10 = О и фиктивную опору —1 с опорным моментом М-1 = О (рис. 43, 6).

3. Определить величины изгибающих моментов в характерных точках для основной схемы от заданной нагрузки (см. прил. 5).

Моменты в точках С и D от силы F1

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

Момент в точке Е (середине пролета) от нагрузки q

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

Момент в точке Е от совместного действия силы F1 и нагрузки q равен сумме моментов от каждого из них:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

рис. 43

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

Значения М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru и М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru можно не определять, так как они меньше М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru . Строим эпюру М РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru (рис. 43, в).

4. Составить уравнение трех моментов для промежуточной опоры 0:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

где М-1 =0, так как и опора, и момент фиктивные; l0 = 0, так как этот пролет тоже фиктивный;

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

Подставим числовые значения в уравнение трех моментов:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

5. Построить эпюру опорных моментов Моп (рис. 43, г). Значение опорного момента в середине пролета (точка Е)

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

6. Определить значение изгибающего момента от заданной нагрузки для заданной схемы в точке Е:

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

Строим эпюру Мх (рис. 43, д). Она должна быть уточнена после построения эпюры Qх,

7.По формулам (см. методические указания) вычислить поперечные силы в характерных точках.

8. По найденным значениям построить эпюру поперечных сил.

Задание для расчетно-графической работы № 14. Построить эпюры изгибающих моментов и поперечной силы для неразрезной балки по данным одного из вариантов.

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14 - student2.ru

рис. 11

Наши рекомендации