Как исследовать функцию на непрерывность?

Исследование функции на непрерывность в точке проводится по уже накатанной рутинной схеме, которая состоит в проверке трёх условий непрерывности:

Пример 1

Исследовать функцию Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru на непрерывность. Определить характер разрывов функции, если они существуют. Выполнить чертёж.

Решение:

1) Под прицел попадает единственная точка Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , в которой функция не определена.

2) Вычислим односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru
Односторонние пределы конечны и равны.

Таким образом, в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru функция терпит устранимый разрыв.

Как выглядит график данной функции?

Хочется провести упрощение Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , и вроде бы получается обычная парабола. НО исходная функция не определена в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , поэтому обязательна следующая оговорка:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Выполним чертёж:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Ответ: функция непрерывна на всей числовой прямой кроме точки Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , в которой она терпит устранимый разрыв.

Функцию можно доопределить хорошим или не очень способом, но по условию этого не требуется.

Вы скажете, пример надуманный? Ничуть. Десятки раз встречалось на практике. Почти все задачи сайта родом из реальных самостоятельных и контрольных работ.

Разделаемся с любимыми модулями:

Пример 2

Исследовать функцию Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru на непрерывность. Определить характер разрывов функции, если они существуют. Выполнить чертёж.

Решение: почему-то студенты боятся и не любят функции с модулем, хотя ничего сложного в них нет. Таких вещей мы уже немного коснулись на уроке Геометрические преобразования графиков. Поскольку модуль неотрицателен, то он раскрывается следующим образом: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , где «альфа» – некоторое выражение. В данном случае Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , и наша функция должна расписаться кусочным образом:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Но дроби обоих кусков предстоит сократить на Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Сокращение, как и в предыдущем примере, не пройдёт без последствий. Исходная функция не определена в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , так как знаменатель обращается в ноль. Поэтому в системе следует дополнительно указать условие Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , и первое неравенство Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru сделать строгим:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Теперь об ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНОМ приёме решения: перед чистовым оформлением задачи на черновике выгодно сделать чертёж (независимо от того, требуется он по условию или нет). Это поможет, во-первых, сразу увидеть точки непрерывности и точки разрыва, а, во-вторых, 100%-но убережёт от ошибок при нахождении односторонних пределов.

Выполним чертёж. В соответствии с нашими выкладками, слева от точки Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru необходимо начертить фрагмент параболы Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (синий цвет), а справа – кусок параболы Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (красный цвет), при этом функция не определена в самой точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru :
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru
Если есть сомнения, возьмите несколько значений «икс», подставьте их в функцию Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (не забывая, что модуль уничтожает возможный знак «минус») и сверьтесь с графиком.

Исследуем функцию на непрерывность аналитически:

1) Функция не определена в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , поэтому сразу можно сказать, что не является в ней непрерывной.

2) Установим характер разрыва, для этого вычислим односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Односторонние пределы конечны и различны, значит, функция терпит разрыв 1-го рода со скачком в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Ещё раз заметьте, что при нахождении пределов не имеет значения, определена функция в точке разрыва или нет.

Теперь остаётся перенести чертёж с черновика (он сделан как бы с помощью исследования ;-)) и завершить задание:

Ответ: функция непрерывна на всей числовой прямой кроме точки Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , в которой она терпит разрыв первого рода со скачком.

Иногда требуют дополнительно указать скачок разрыва. Вычисляется он элементарно – из правого предела нужно вычесть левый предел: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , то есть в точке разрыва наша функция прыгнула на 2 единицы вниз (о чём нам сообщает знак «минус»).

Пример 3

Исследовать функцию Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru на непрерывность. Определить характер разрывов функции, если они существуют. Сделать чертёж.

Это пример для самостоятельного решения, примерный образец решения в конце урока.

Перейдём к наиболее популярной и распространённой версии задания, когда функция состоит из трёх кусков:

Пример 4

Исследовать функцию на непрерывность и построить график функции Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Решение: очевидно, что все три части функции непрерывны на соответствующих интервалах, поэтому осталось проверить только две точки «стыка» между кусками. Сначала выполним чертёж на черновике, технику построения я достаточно подробно закомментировал в первой части статьи. Единственное, необходимо аккуратно проследить за нашими особенными точками: в силу неравенства Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru значение Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru принадлежит прямой Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (зелёная точка), и в силу неравенство Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru значение Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru принадлежит параболе Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (красная точка):
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru
Ну вот, в принципе, всё понятно =) Осталось оформить решение. Для каждой из двух «стыковых» точек стандартно проверяем 3 условия непрерывности:

I) Исследуем на непрерывность точку Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

1) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – функция определена в данной точке.

2) Найдём односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru
Односторонние пределы конечны и различны, значит, функция Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru терпит разрыв 1-го рода со скачком в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Вычислим скачок разрыва как разность правого и левого пределов:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , то есть, график рванул на одну единицу вверх.

II) Исследуем на непрерывность точку Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

1) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – функция определена в данной точке.

2) Найдём односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – односторонние пределы конечны и равны, значит, существует общий предел.

3) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – предел функции в точке равен значению данной функции в данной точке.

Таким образом, функция Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru непрерывна в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru по определению непрерывности функции в точке.

На завершающем этапе переносим чертёж на чистовик, после чего ставим финальный аккорд:

Ответ: функция непрерывна на всей числовой прямой, кроме точки Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , в которой она терпит разрыв первого рода со скачком.

Готово.

Пример 5

Исследовать функцию на непрерывность и построить её график Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Это пример для самостоятельного решения, краткое решение и примерный образец оформления задачи в конце урока.

Может сложиться впечатление, что в одной точке функция обязательно должна быть непрерывной, а в другой – обязательно должен быть разрыв. На практике это далеко не всегда так. Постарайтесь не пренебрегать оставшимися примерами – будет несколько интересных и важных фишек:

Пример 6

Дана функция Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Исследовать функцию на непрерывность в точках Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Построить график.

Решение: и снова сразу выполним чертёж на черновике:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Особенность данного графика состоит в том, что при Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru кусочная функция задаётся уравнением оси абсцисс Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Здесь данный участок прорисован зелёным цветом, а в тетради его обычно жирно выделяют простым карандашом. И, конечно же, не забываем про наших баранов: значение Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru относится к ветке тангенса (красная точка), а значение Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru принадлежит прямой Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Из чертежа всё понятно – функция непрерывна на всей числовой прямой, осталось оформить решение, которое доводится до полного автоматизма буквально после 3-4 подобных примеров:

I) Исследуем на непрерывность точку Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

1) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – функция определена в данной точке.

2) Вычислим односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , значит, общий предел существует.

На всякий пожарный напомню тривиальный факт: предел константы равен самой константе. В данном случае предел нуля равен самому нулю (левосторонний предел).

Едем дальше:

3) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – предел функции в точке равен значению данной функции в данной точке.

Таким образом, функция Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru непрерывна в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru по определению непрерывности функции в точке.

II) Исследуем на непрерывность точку Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

1) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – функция определена в данной точке.

2) Найдём односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

И здесь – предел единицы равен самой единице.

Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – общий предел существует.

3) Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru – предел функции в точке равен значению данной функции в данной точке.

Таким образом, функция Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru непрерывна в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru по определению непрерывности функции в точке.

Как обычно, после исследования переносим наш чертёж на чистовик.

Ответ: функция непрерывна в точках Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Обратите внимание, что в условии нас ничего не спрашивали про исследование всей функции на непрерывность, и хорошим математическим тоном считается формулировать точный и чёткий ответ на поставленный вопрос. Кстати, если по условию не требуется строить график, то вы имеете полное право его и не строить (правда, потом преподаватель может заставить это сделать).

Небольшая математическая «скороговорка» для самостоятельного решения:

Пример 7

Дана функция Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Исследовать функцию на непрерывность в точках Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Классифицировать точки разрыва, если они есть. Выполнить чертёж.

Постарайтесь правильно «выговорить» все «слова» =) И график нарисовать поточнее, точность, она везде лишней не будет ;-)

Как вы помните, я рекомендовал незамедлительно выполнять чертёж на черновике, но время от времени попадаются такие примеры, где не сразу сообразишь, как выглядит график. Поэтому в ряде случаев выгодно сначала найти односторонние пределы и только потом на основе исследования изобразить ветви. В двух заключительных примерах мы, кроме того, освоим технику вычисления некоторых односторонних пределов:

Пример 8

Исследовать на непрерывность функцию Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru и построить её схематический график.

Решение: нехорошие точки очевидны: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (обращает в ноль знаменатель показателя) и Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru (обращает в ноль знаменатель всей дроби). Малопонятно, как выглядит график данной функции, а значит, сначала лучше провести исследование:

I)Исследуем на непрерывность точку Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

1) Функция не определена в данной точке.

2) Найдём односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Обратите внимание на типовой приём вычисления одностороннего предела: в функцию вместо «икса» мы подставляем Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . В знаменателе никакого криминала: «добавка» «минус ноль» не играет роли, и получается «четыре». А вот в числителе происходит небольшой триллер: сначала в знаменателе показателя Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru убиваем –1 и 1, в результате чего получается Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Единица, делённая на бесконечно малое отрицательное число, равна «минус бесконечности», следовательно: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . И, наконец, «двойка» в бесконечно большой отрицательной степени равна нулю: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Или, если ещё подробнее: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Вычислим правосторонний предел:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

И здесь – вместо «икса» подставляем Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . В знаменателе «добавка» Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru снова не играет роли: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . В числителе проводятся аналогичные предыдущему пределу действия: уничтожаем противоположные числа и делим единицу набесконечно малое положительное число: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Правосторонний предел бесконечен, значит, функция терпит разрыв 2-го рода в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

II)Исследуем на непрерывность точку Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

1) Функция не определена в данной точке.

2) Вычислим левосторонний предел:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Метод такой же: подставляем в функцию вместо «икса» Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . В числителе ничего интересного – получается конечное положительно число Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . А в знаменателе раскрываем скобки, убираем «тройки», и решающую роль играет «добавка» Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

По итогу, конечное положительное число, делённое на бесконечно малое положительное число, даёт «плюс бесконечность»: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Правосторонний предел, как брат близнец, за тем лишь исключением, что в знаменателе выплывает бесконечно малое отрицательное число:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Односторонние пределы бесконечны, значит, функция терпит разрыв 2-го рода в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .

Таким образом, у нас две точки разрыва, и, очевидно, три ветки графика. Для каждой ветки целесообразно провести поточечное построение, т.е. взять несколько значений «икс» и подставить их в Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Заметьте, что по условию допускается построениесхематического чертежа, и такое послабление естественно для ручной работы. Я строю графики с помощью проги, поэтому не имею подобных затруднений, вот достаточно точная картинка:

Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Прямые Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru являются вертикальными асимптотами для графика данной функции.

Ответ: функция непрерывна на всей числовой прямой кроме точек Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , в которых она терпит разрывы 2-го рода.

Более простая функция для самостоятельного решения:

Пример 9

Исследовать на непрерывность функцию Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru и выполнить схематический чертёж.

Примерный образец решения в конце, который подкрался незаметно.

До скорых встреч!

Решения и ответы:

Пример 3: Решение: преобразуем функцию: Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Учитывая правило раскрытия модуля Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru и тот факт, что Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru , перепишем функцию в кусочном виде:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru
Исследуем функцию на непрерывность.
1) Функция не определена в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru .
2) Вычислим односторонние пределы:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru
Односторонние пределы конечны и различны, значит, функция терпит разрыв 1-го рода со скачком в точке Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru . Выполним чертёж:
Как исследовать функцию на непрерывность? - student2.ru

Наши рекомендации