Обеспечение обитаемости на морских судах
Обитаемостью называется совокупность условий жизнедеятельности человека на борту морского судна.
Для труда на морском транспорте характерна та же тенденция, что и в других отраслях промышленности – повышение интенсивности. Этот процесс, сопровождающийся механизацией и автоматизацией производственных операций, приводит к существенному снижению физических нагрузок на человека, но значительно повышает нервное напряжение, т.к. заставляет более внимательно наблюдать за работой устройств, требует большего объема разнообразных технических знаний. В последние годы особенно резко увеличилась нервно-психологическая нагрузка судоводителей. Как следствие, возросло количество аварий, происходящих по вине «человеческого фактора».
Поэтому при создании нового судна необходимо считаться с тем, что на самочувствие и работоспособность экипажа морского судна влияет целый ряд социологических, психологических и физиологических факторов.
К двум первым относятся;
- замкнутая социально-психологическая сфера личного общения с небольшой группой людей в течение длительного времени;
- недостаток входящей информации (сенсорная недостаточность);
- недостаток регулярных источников развлечение и удовольствия;
- продолжительный отрыв от семьи.
Все вышеперечисленное способствует развитию психологического напряжения (стресса), усугубляемого нервной производственной нагрузкой.
К физиологическим факторам относятся:
- ограниченность суточной нормы движения (на 70-80% ниже береговой);
влияние качки, шума, вибрации;
- быстрая смена климатических зон (смена температур и влажности воздуха, интенсивности солнечной радиации, уровней ионизации воздуха);
- наличие электромагнитных полей, статического электричества, использование синтетических материалов для отделки помещений;
С целью поддержания допустимых условий жизнедеятельности человека осуществляется нормирование некоторых параметров среды обитания человека на морском судне.
Нормированию подлежат:
- минимальные площади (абсолютные и удельные) помещений экипажа, а также их номенклатура;
- размеры некоторых предметов мебели и расстояний между ними;
- комфортные параметры воздушной среды (температура, влажность, кратность воздухообмена, предельное содержание углеводородов и пыли);
- предельные уровни вибрации (допустимые значения колебательной скорости в децибелах для различных частот);
- предельные уровни шума с учетом его характера, продолжительности воздействия и т.п.;
- уровни освещенности рабочих мест и помещения в целом.
В Российской Федерации нормирование условий жизнедеятельности экипажа морского судна отражено в Санитарных правилах для морских судов Министерства здравоохранения и социальной защиты, в Санитарных нормах по ограничению вибрации и шума. Среди международных документов следует упомянуть Конвенцию о помещениях экипажа на борту судна 1970 г.
Конструктивное обеспечение условий обитаемости
С целью приспособления судна к жизнедеятельности человека в его конструкцию закладываются технические решения по снижению вредного воздействия описанных выше факторов на человека.
Качка. Для уменьшения ускорений, вызывающих ухудшение самочувствия человека, производится выбор соответствующего отношения В/Т, формы корпуса и размещения грузов и запасов по высоте судна, влияющих на поперечную остойчивость. Судно снабжается успокоителями качки. Оборудование так располагается относительно судна, чтобы им было удобно пользоваться при значительных амплитудах бортовой качки.
Вибрация. Основные источники вибрации, доставляющие неудобства человеку, находятся на борту судна. Это – движение неуравновешенных масс судовой энергетической установки, периодические возмущающие усилия, передающиеся на корпус судна от гребного винта, волновая нагрузка на наружные поверхности корпуса.
Вибрация носит структурный характер и распространяется по конструктивным элементам судна. Для уменьшения вибрации, связанной с работой механизмов, используют амортизаторы. Особые фундаменты, повышают точность изготовления деталей судовых механизмов. Вибрацию корпусных деталей удается уменьшить обеспечением необходимой жесткости отдельных балок и перекрытий в целом.
Шум. Шум бывает воздушный, распространяющийся в виде звуковых волн по воздуху, и структурный, распространяющийся, как и вибрация, по конструктивным элементам судна. Основные источники шума почти те же, что и источники вибрации, ощущаемой человеком. Однако имеются и дополнительные источники, связанные с вибрацией, не ощущаемой человеком физиологически. Причинами возникновения такого шума являются перемещения различных сред – газообразных и жидких – по каналам и трубопроводам.
Для уменьшения воздушного шума создающие его механизмы и устройства закрывают звукозащитными кожухами, отрабатывают фору поверхностей, служащих источниками воздушного шума, удаляют источники шума от рабочих мест, применяют звукопоглощающие покрытия на стенках и других поверхностях помещений.
Для уменьшения структурного шума применяют амортизаторы, выносят жилые помещения за пределы корпуса, делая жилую надстройку «плавающей» и т.п.
Параметры воздушной среды. Обеспечение надлежащих параметров воздушной среды достигается использованием систем вентиляции и кондиционирования воздуха, систем электрического и парового отопления, ограничением применения синтетических материалов, выделяющих вредные вещества.
Электромагнитные излучения. Источниками электромагнитных излучений, опасных для здоровья человека, служит различное радиотехническое оборудование судна.
Для уменьшения его влияния источники электромагнитных излучений размещают в экранированных помещениях. Воздействие внешних электромагнитных излучений радиоантенн и антенн радиолокационных станций уменьшают путем запрета на вход в зону распространения во время их работы.
Утомляемость, повышение эффективности отдыха. Снижение утомляемости достигается рациональным проектированием оборудования с позиций технической эргономики, соответствующей планировкой помещений для труда и отдыха, цветовыми решениями отделки помещений.