Изучение электрических процессов в простых цепях

Цель работы: научиться измерять коэффициент передачи в простых цепях с помощью осциллографа, исследовать входные и передаточные характеристики простых цепей с одним реактивным элементом, научиться определять диапазон частот, в которых входное сопротивление цепи имеет практически чисто резистивный или чисто реактивный характер.

Приборы и принадлежности: кассета ФПЭ-09/ПИ, источник питания, генератор, осциллограф.

Описание установки

На плате ФПЭ-09 установлены элементы: активные сопротивления R1 и R2,реактивные емкость С и индуктивность L, а также плата коммутатора A1(рисунок 9.6).

Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru

X1
X2
X3
X4
X5
L
R1
C
R2
SB1
SB2
SB3
A1

Рисунок 9.6 – Принципиальная схема установки

На передней панели установлен кнопочный переключатель SB, позволяющий исследовать колебания в трех различных целях: в цепи, содержащей активные сопротивления R1 и R2 , активное сопротивление R2 и емкость С; активное сопротивление R2 и индуктивность L.

Входной сигнал от генератора, характеризуемый амплитудой до 3 В и частотой в пределах 20–100 кГц подается на гнезда X1, Х2. Осциллограф подключается к выходным гнездам ХЗ, Х4, Х5.

Для определения сдвига фаз и разности амплитуд сигналов, поступающих на вход цепи и снимаемых с выхода, используется коммутатор А1, который позволяет наблюдать на экране осциллографа одновременно входной сигнал и выходной, снимаемый с сопротивления R2. Для получения устойчивого изображения на экране осциллографа с гнезда Х3 подается сигнал на вход «синхронизация» осциллографа.

Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru

U
Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru
t
U
U1
U
b
a

Рисунок 9.7 – Определение сдвига фаз

осциллографическим способом

Ход работы

Упражнение 1. Изучение электрических процессов в цепи, содержащей два резистора.

1 Согласно рисунку 9.6 к кассете ФПЭ-09 подключите источник питания через разъем, осциллограф и генератор. Переключателем S11 включите сопротивление R1, при этом C и L выключены. Получите схему, показанную на рисунке 9.1.

2 Зарисуйте колебания, наблюдаемые на экране осциллографа при частоте f = 20 кГц.

3 Рассчитайте коэффициенты передачи, имея в виду, что R1 = 470 Ом, R2=51 Ом. Получите этот же результат опытным путем, сравните. Обратите внимание, что сдвиг фаз между входным U1 и выходным напряжением U2 отсутствует.

4 Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 9.1.

Таблица 9.1 – Расчетные и экспериментальные данные

Uвх , В Uвых , В К
     

Упражнение 2. Изучение электрических процессов в цепи, содержащей резистор и конденсатор.

1 Выключите сопротивление R1 и включите емкость C. Получите схему, показанную на рисунке 9.2.

2 Зарисуйте колебания, наблюдаемые на экране осциллографа при частоте f = 20 кГц.

3 Определите угол сдвига фаз между силой тока в цепи и входным напряжением. Для этого измерьте в делениях шкалы экрана осциллографа сдвиг по времени между изображениями двух исследуемых сигналов (а) и период колебаний (б) (рисунок 9.7).

4 Разность фаз рассчитайте по формуле

Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru . (9.8)

5 Повторите задания пунктов 2 и 3 при частоте генератора f = 100 кГц.

6 Произведите измерения амплитуд напряжений на входе и выходе цепи при различных значениях частоты генератора (от 20 кГц до 100 кГц с шагом 10 кГц).

7 Рассчитайте коэффициент передачи К цепи по формуле Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru для всего исследованного диапазона частот.

8 Постройте график зависимости Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru .

9 C помощью графика Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru оцените емкость С конденсатора. Для этого определите угол наклона α линейного участка графика к оси f , получите Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru , откуда Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru .

10 По формуле (9.5) рассчитайте разность фаз φ при двух значениях частоты генератора: 20 и 100 кГц. Сравните результаты расчета с результатами непосредственного измерения угла φ.

11 Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 9.2.

Таблица 9.2 – Расчетные и экспериментальные данные

f, Гц Uвх , В Uвых , В K C, Ф a, дел b, дел φизм , град φрасч , град
                 

Упражнение 3. Изучение электрических процессов в цепи, содержащей резистор и катушку индуктивности.

1 Выключите емкость C и включите индуктивное сопротивление L.

2 Зарисуйте колебания, наблюдаемые на экране осциллографа при частоте f = 20 кГц.

3 Определите угол сдвига фаз между силой тока в цепи и входным напряжением при частоте f = 20 кГц. Для этого измерьте в делениях шкалы экрана осциллографа сдвиг по времени между изображениями двух исследуемых сигналов (а) и период колебаний (б) (рисунок 9.7). Разность фаз рассчитайте по формуле (9.8).

4 Повторите задания пунктов 2 и 3 при частоте генератора f = 100 кГц.

5 Произведите измерения амплитуд напряжений на входе и выходе цепи при различных значениях частоты генератора (от 20 кГц до 100 кГц с шагом 10 кГц).

6 Рассчитайте коэффициент передачи К цепи по формуле Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru для всего исследованного диапазона частот.

7 Постройте график зависимости Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru .

8 C помощью графика Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru оцените индуктивность L катушки. Для этого определите угол наклона α линейного участка графика к оси 1/f , получите Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru , откуда Изучение электрических процессов в простых цепях - student2.ru .

9 По формуле (9.7) рассчитайте разность фаз φ при двух значениях частоты генератора: 20 и 100 кГц. Сравните результаты расчета с результатами непосредственного измерения угла φ.

10 Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу 9.3.

Таблица 9.3 – Расчетные и экспериментальные данные

f, Гц 1/ f, с Uвх , В Uвых , В K L, Гн a, дел b, дел φизм , град φрасч , град
                   

Тема 10

Наши рекомендации