Решение пример задачи на растяжение и сжатие

Прикладная механика

Учебное пособие


для обучающихся по программе подготовки специалистов по специальностям: 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиль подготовки: «Электроснабжение» 35.03.06 «Агроинженерия» профиль подготовки: «Электрооборудование и электротехнологии»

очной и заочной формы обучения

Караваево

Костромская ГСХА

УДК 620.1

ББК 30.3

Составители: к.т.н, доцент кафедры «Ремонт машин и технология металлов» Костромской ГСХА А.Б. Турыгин

Рецензент: к.т.н.,доцент, кафедры «Безопасности жизнедеятельности и теплоэнергетиким» Костромской ГСХА Румянцев С.Н.

Рекомендовано к изданию

методической комиссией инженерно-технологического,

протокол от № ….. от ….. июня 2016 года

М 34 Прикладная механика: учебное пособие для обучающихся по программе подготовки специалистов по специальностям: 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиль подготовки: «Электроснабжение» 35.03.06 «Агроинженерия» профиль подготовки: «Электрооборудование и электротехнологии»очной и заочной формы обучения/ сост. А.Б. Турыгин — Караваево: Костромская ГСХА, 2016. — 88 с.
    В издании приведены теоретические основы по курсу «Прикладная механика механика», включающие вопросы по изучению раздела: сопротивление материалов, детали машин. Учебное пособие содержит задания и инструкции по выполнению практических работ, самостоятельной работы, вопросы для опроса, примеры тестовых заданий для контрольных испытаний, для обучающихся по программе подготовки специалистов по специальностям: 13.03.02 «Электроэнергетика и электротехника» профиль подготовки: «Электроснабжение» 35.03.06 «Агроинженерия» профиль подготовки: «Электрооборудование и электротехнологии»очной и заочной формы обучения  

УДК 620.1

ББК 30.3

  Ó ФГБОУ ВПО Костромская ГСХА, 2016
  ÓА.Б. Турыгин, 2016

ПРИМЕР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ НА РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ

.

Условие задачи на растяжение и сжатие

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru Стальной стержень (модуль Юнга Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН/см2) с размерами Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru см; Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru см, Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru см и площадью поперечного сечения нижнего участка Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru см2, а верхнего – Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru см2 нагружен внешними осевыми силами Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН и Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН. Построить эпюры продольных сил Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru и нормальных напряжений Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru . Оценить прочность стержня, если предельное напряжение (предел текучести) Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН/см2, а допускаемый коэффициент запаса Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru . Найти удлинение стержня Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru .

Расчетная схема для задачи на растяжение и сжатие

рис 3.2

Решение пример задачи на растяжение и сжатие

Определяем значение опорной реакции Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru , возникающей в заделке

Учитывая, что Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru , направим опорную реакцию Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru вниз. Тогда из уравнения равновесия Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru находим:

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН.

Строим эпюру продольных сил Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru

Разбиваем длину стержня на три участка. Границами участков являются сечения, в которых приложены внешние силы и (или) изменяется размер поперечного сечения стержня.

Воспользуемся методом сечений. Делаем по одному сечению в произвольном месте каждого из трех участков стержня.

Cечение 1 – 1. Отбросим (или закроем листком бумаги) верхнюю часть стержня (рис. 3.2, б). Само сечение 1 – 1 мысленно считаем неподвижным. Мы видим, что внешняя сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru растягивает рассматриваемую нижнюю часть стержня. Отброшенная нами верхняя часть стержня противодействует этому растяжению. Это противодействие мы заменим внутренней продольной силой Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru , направленной от сечения и соответствующей растяжению. Разрушения стержня не произойдет только в том случае, если возникающая в сечении 1 – 1 внутренняя продольная сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru уравновесит внешнюю силу Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru . Поэтому очевидно, что

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН.

Сечение 2 – 2. Внешняя сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru растягивает рассматриваемую нами нижнюю часть стержня, а сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru ее сжимает (напомним, что 2 – 2 мы мысленно считаем неподвижным). Причем, согласно условию задачи, Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru . Чтобы уравновесить эти две силы, в сечении 2 – 2 должна возникнуть внутренняя сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru , противодействующая сжатию, то есть направленная к сечению. Она равна:

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН.

Сечение 3 – 3. Отбросим теперь часть стержня, расположенную ниже этого сечения. Внутренняя продольная сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru должна уравновесить внешнюю (реактивную) сжимающую силу Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru . Поэтому она направлена к сечению и равна:

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН.

Легко убедиться в том, что полученный результат не изменится, если мы отбросим не нижнюю, а верхнюю часть стержня. В этом случае продольная сила Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru также противодействует сжатию. Она равна:

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН.

При построении эпюры продольных сил Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru будем пользоваться следующим правилом знаков: внутренняя продольная сила, возникающая в поперечном сечении стержня, считается положительной, если она противодействует растяжению стержня, и отрицательной, если она противодействует его сжатию. Оно вводится для того, чтобы можно было наглядно видеть, какая часть стержня испытывает деформацию растяжения, а какая часть – деформацию сжатия. Это обстоятельство может оказаться крайне важным, в частности для стержней из хрупкого материала, которые имеют разные допускаемые напряжения на растяжение и на сжатие.

Таким образом, мы установили, что в любом сечении нижнего участка стержня внутренняя продольная сила противодействует растяжению и равна Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН. В любом сечении среднего и верхнего участков стержня имеет место деформация сжатия, поэтому Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН.

Для построения эпюры продольных сил Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru проводим тонкой линией ось, параллельную оси стержня z (рис. 3.2, д). Вычисленные значения продольных сил в выбранном масштабе и с учетом их знака откладываем от этой вертикальной оси. В пределах каждого из участков стержня продольная сила остается постоянной, поэтому мы как бы «заштриховываем» горизонтальными линиями соответствующий участок.

Отметим, что каждая линия «штриховки» (то есть ордината эпюры) в принятом масштабе дает значение продольной силы в соответствующем поперечном сечении стержня.

Полученную эпюру обводим жирной линией.

Анализируя полученную эпюру, мы видим, что в местах приложения внешних сил на эпюре Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru имеет место скачкообразное изменение продольной силы на величину, равную значению соответствующей внешней силы. Причем изменение поперечного размера стержня, как это видно из рис. 3.2, д, никак не сказывается на характере эпюры Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru .

Строим эпюру нормальных напряжений Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru

Нормальное напряжение, возникающее в k–м поперечном сечении стержня при растяжении (сжатии), вычисляется по следующей формуле

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru ,

где Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru и Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru – продольная сила и площадь k–го поперечного сечения стержня соответственно.

В первом поперечном сечении стержня нормальное напряжение равно

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН/см2,

во втором –

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН/см2,

в третьем –

Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru кН/см2.

Строим по вычисленным значениям эпюру Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru (рис. 3.2, е). В пределах каждого из участков стержня напряжения постоянны, то есть эпюра напряжений параллельна оси. Заметим, что в отличие от эпюры N, на эпюре Решение пример задачи на растяжение и сжатие - student2.ru «скачок» имеет место не только в местах приложения внешних сил, но и там, где происходит изменение размеров поперечного сечения стержня.

Наши рекомендации