Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см

НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ.

Рабочая тетрадь для аудиторной работы

студента группы ___________________

_____________________________________________

Составители: Калиничев В.Н., Некоз С.Ю., Назаров А.П.

Москва 2014

ВВЕДЕНИЕ.

Одним из условий успешного освоения курса инженерной графики является систематическое решение задач по основным разделам курса.

Приходя на практические занятия студент должен:

- проработать соответствующий методический материал по теме;

- иметь при себе чертёжные принадлежности: простые карандаши марки 2Т и ТМ, два треугольника, транспортир, циркуль и ластик, а также данный альбом или методические указания и папку для черчения.

Все построения выполняются острозаточенным карандашом. Линии проекционной связи и все линии вспомогательных построений следует проводить сплошными тонкими линиями карандашом Т или 2Т. Полученные результаты (построенный геометрический образ – точка, линия, фигура и т.п.) на всех проекциях выполняются карандашом ТМ. Все линии построений, проведённые при решении задач, необходимо сохранять. Буквенные и числовые обозначения на чертежах должны быть выполнены чертёжным шрифтом размер 3,5 или 5 по ГОСТ 2.304-81.

Решенные задачи по каждому заданию студент должен представить преподавателю в конце занятия. Студенты, не успевшие выполнить задачи очередной работы, заканчивают их дома и представляют преподавателю в часы консультаций, при этом студент должен дать пояснения по решению каждой задачи.

Решение каждой задачи инженерной графики обычно состоит из двух этапов – решение в пространстве и выполнение её на чертеже. При этом полезно прибегать к моделированию изучаемых геометрических форм простейшими средствами (карандаш, линейка, тетрадь и т.д.). Приступая к решению задачи, следует составить сначала ясный план решения в пространстве, а затем уже осуществить его выполнение на чертеже. Для решения некоторых наиболее трудных задач вместе с условием даётся алгоритм, который необходимо записать с помощью условных обозначений на чертеже данной задачи.

Для успешного решения задач от студента требуются знания основных теорем элементарной геометрии – планиметрии и стереометрии.

При графических решениях задачи точность ответа зависит не только от выбора правильного пути её решения, но и от точности геометрических построений. Поэтому, решая задачу, необходимо пользоваться качественным инструментом и аккуратно выполнять все геометрические построения.

К итоговой аттестации по инженерной графике допускаются студенты, выполнившие все работы.

На титульном листе и в верхней части каждой страницы студент должен разборчиво написать свои фамилию и инициалы, а также шифр группы.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см.

1. Метод проекций, комплексный чертёж точки.

1. Значением каких координат определяются горизонтальная, фронтальная и профильная проекции точки? (ответы дать в таблице).

Проекция точки Высота Широта Глубина
Горизонтальная      
Фронтальная      
Профильная      

2. Где находятся горизонтальная проекция точки, принадлежащей фронтальной плоскости П2 и фронтальная проекция точки, принадлежащей горизонтальной плоскости П1?

3. В каком октанте все координаты точки имеют отрицательные значения?

4. Как расположена точка C относительно плоскостей проекций П1 и П2, если её горизонтальная и фронтальная проекции совпадают и располагаются под осью проекций?

5. По наглядному изображению точек A, B, C и D построить их комплексный чертеж.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

6. Построить комплексный чертёж точки A, отстоящей от плоскости П1 на расстоянии 3 ед. масштаба, а от плоскости П2 на 2.5 ед. масштаба и точки B, если она лежит в плоскости П1 и отстоит от плоскости П2 на 2 ед. масштаба. Построить горизонтальные и фронтальные проекции точки C, у которой глубина в два раз больше её высоты и точки D, высота которой равна 3 ед. масштаба, а глубина равна 0. Точки A и Bнаходятся в первой четверти.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

7. Определить положение точек C, D и Е относительно плоскости проекций (указать высоту и глубину этих точек в мм).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

8. Построить комплексный чертёж точек A, В, С и D, находящихся в разных четвертях и отстоящих от плоскости П1 на 20 мм, а от плоскости П2 на 10 мм.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

9. Построить комплексный чертёж точки B симметричной точке A (10,10, 30) относительно:

а) пл. П1; б) пл. П2; в) оси проекций Х

Построения а), б) и в) выполняются на трех отдельных трехкартинных чертежах.

2. Трёхкартинный чертёж, прямая линия, моделирование

буровой скважины прямой линией.

10. Какие прямые называются прямыми общего положения? В чём отличительные особенности эпюра, на котором отображена прямая общего положения от эпюра прямых частного положения?

 
  Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

11. Чем отличаются восходящая и нисходящая прямые?

12. Определить положение прямых в пространстве по их комплексному чертежу.

13. Построить трёхкартинный чертёж точек A (5; 3; 4), В (-1; 2; -1.5), С (5; 0; 2); D (2; -2; 2.5).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

14. По данным наглядным изображениям определить положение прямых в системе плоскостей проекций и построить комплексный чертеж проекций точек и прямых.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

15. Построить на комплексном чертеже горизонтальную прямую, отстоящую от плоскости П1 на 2.5 ед. масштаба и наклонную к плоскости П2 под углом 47 °.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

16. Построить комплексный чертёж отрезка АВ,если он находится в первой четверти, упирается концом А в ось проекций, а его конец В одинаково удалён от плоскостей П1 и П2 на 25 мм. (а – если отрезок АВ – общего положения и б – прямая уровня)

17. Определить азимут падения буровой скважины, заданной на чертеже прямой m; построить фронтальную и горизонтальную проекции точки B – устья буровой скважины, если точка D – забой скважины, фронтальная проекция зенитного угла равна 40 ° и скважина падает в северо-западном направлении.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

3. Прямая и точка. Определение истинной длины отрезка прямой общего положения и углов её наклона к плоскостям проекций.

18. Определить какая из точек A,B, и C принадлежит прямой m?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

19. Построить на комплексном чертеже недостающие проекции точек F, D, R, принадлежащих прямым i, pи а.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

20. Определить наклонную глубину, зенитный угол и азимут падения буровой скважины, заданной на комплексном чертеже отрезком АВ.Построить проекции точки D– забоя буровой скважины, если азимут падения скважины, запроектированной в точке F,равен 263 °, фронтальная проекция зенитного угла 39 °, наклонная глубина скважины 160 м. определить угол наклона скважины к плоскости П2.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

21. На прямой n найти точку F, отстоящую от плоскости П2 на 15 мм и точку R,равноудалённую от плоскостей П1 и П2.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

22. Через точку A провести прямую m с углом наклона к плоскости П1 равным 60 °. Сколько решений имеет задача?

Алгоритм.

- выбрать на прямой m произвольную точку B и построить на горизонтальной проекции отрезка АВ (отрезок А1В1), как на катете, прямоугольный треугольник с углом 60° при вершине А;.

- катет прямоугольного треугольника – В1В*, лежащий против угла 60°, равен разности высот точек A и B;

- проведя линию проекционной связи через точку B, отложить по ней на фронтальной проекции полученную разность высот точек A и В.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

4. Взаимное расположение двух прямых линий.

Взаимно перпендикулярные прямые.

23. Указать на каких чертежах прямая а перпендикулярна прямой b.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

24. Через точку М провести прямую m параллельную прямой n и фронтальную прямую, пересекающую прямую n.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

25. Построить проекции горизонтально-проецирующей прямой d, пересекающей прямые а и b.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

26. Построить проекции прямой k, параллельной прямой l и пересекающей данные прямые а и b

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

27. Построить равнобедренный треугольник АВС с основанием ВС на прямой n при условии, что величина основания ВСравна высоте треугольника.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru Алгоритм.

- определить по чертежу положение прямой n в пространстве и на основании теоремы о проекции прямого угла опустить из точки А перпендикуляр на прямую n, т.е. провести высоту AD треугольника АВС.

- определить истинную величину отрезка AD (обратить внимание на то, что здесь решается задача на определение кратчайшего расстояния от точки до прямой).

- построить основание треугольника – отрезок ВС.

- соединив точки В и С с точкой А, замкнуть треугольник АВС.

28. Построить квадрат АВСD со стороной ВС на прямой m.

Алгоритм.

- Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru определить положение прямой m в пространстве и на основании теоремы о проекции прямого угла провести фронтальную проекцию линии, на которой лежит сторона ВА и найти на ней фронтальную проекцию точки А.

- определить истинную длину стороны квадрата – отрезка ВА.

- построить вторую сторону квадрата – ВС на стороне m.

- достроить стороны CD и DA, параллельные сторонам АВ и ВС.

5. Плоскость. Прямая и точка в плоскости.

29. Как расположены по отношению к плоскостям проекций плоскости, заданные на чертеже прямыми а и b (указать в таблице какие это плоскости: общего положения, проецирующие, уровня)?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д

  а б в г д
Название плоскости          

30. Указать в таблице какое положение относительно плоскостей проекций занимают плоскости заданные на чертеже?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д е ж з

  а б в г д е ж з
Название плоскости                

31. Даны точка А и плоскость. Определить и указать в таблице принадлежит ли точка А плоскости? Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д е

  а б в г д е
Расположение точки А относительно плоскости            

32. На каком из чертежей прямая m принадлежит плоскости?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д е

  а б в г д е
Принадлежность прямой m плоскости            

33. Построить недостающие проекции точек принадлежащих плоскости S?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

34. Построить в плоскости D (mxn) треугольник АВС и произвольную точку D, удалённую от плоскости П2 на 25 мм.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

35. Через прямую m провести горизонтально-проецирующую и профильно-проецирующую плоскости.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

36. Построить фронтальную проекцию прямой l и горизонтальную проекцию прямой d, лежащих в плоскости S.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

37. Построить следы плоскостей D (А, В, С) и L (fxh).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

6. Главные линии плоскости. Определение углов наклона плоскости к плоскостям проекций. Элементы залегания структурной плоскости.

38. В плоскости Y (А, В, С) провести горизонтальную прямую, отстоящую от плоскости П1 на 3.5 ед. масштаба, а через точку В провести фронтальную прямую.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

39. Построить горизонтальную проекцию горизонтали h плоскости L (hl; В).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

40. Определить угол наклона плоскости D (h Dx f D) к плоскостям П1, P2 и P3.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

41. Буровые скважины, заложенные в точке А (вертикальная) и в точках В и С (наклонные), вскрыли в точках D,E и F слой горной породы. Определить элементы залегания (азимут падения, азимут простирания и угол падения) слоя и наклонную глубину скважин В и С.

Координаты точек в мм A B C
Азимут падения скважины вертикальная 40° 206°
Фронтальная проекция зенитного угла - 22° 16°
Глубины точек в метрах D E F

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

7. Взаимное расположение двух плоскостей.

42. На каком из чертежей изображены параллельные плоскости?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д е

43. Построить линии пересечения двух плоскостей S x L и D x Y.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

44. Через точку К провести плоскость D, параллельную плоскости L(m // n).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

45. Построить плоскость S // L(axb) и отстоящую от неё на 3.5 ед. масштаба вниз.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

46. Построить линию пересечения двух плоскостей Y(А, В, С) и Q(D, Е, F) .

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

8. Взаимное расположение прямой и плоскости.

Взаимно перпендикулярные плоскости.

47. Определить положение прямой m относительно плоскости L.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д е

  а б в г д е
Положение прямой относительно плоскости            

48. На каком из чертежей изображена прямая nперпендикулярная плоскости S?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г

  а б в г
Прямая перпендикулярная к плоскости        

49. На каком чертеже плоскости S и L перпендикулярны?

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

а б в г д е

  а б в г д е
Плоскости S и L перпендикулярны            

50. Построить горизонтальную проекцию прямой m, проходящей через точку Апараллельно плоскости L(fxh), а через прямую n провести плоскость S, параллельную прямой d.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

51. Найти точку пересечения, наклонную глубину и элементы залегания буровой скважины, запроектированной в точке А перпендикулярно к слою горной породы. Слой определяется плоскостью S(D, B, C).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

52. На прямой m найти точку, равноудалённую от концов отрезка АВ.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

9. Метод перемены плоскостей проекций.

53. Какая координата точки останется неизменной при замене горизонтальной плоскости П1 новой плоскостью проекций П5?

54. Сколько замен плоскостей проекций следует произвести, чтобы прямую общего положения сделать проецирующей?

55. Как следует расположить новую плоскость проекций, чтобы плоскость общего положения сделать проецирующей?

56. Построить проекции точек А, В и С в новых системах плоскостей проекций П2/ П5 и П14.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

57. Определить расстояние от точки D до плоскости S(А, В, С).

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

58. Определить истинную величину угла, составленного прямыми m и f.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

59. Определить кратчайшее расстояние между двумя параллельными прямыми a и b.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

10. Метод вращения.

60. Как должна быть расположена ось вращения i, чтобы при вращении вокруг неё: прямая общего положения m заняла бы в пространстве положение, указанное в таблице; плоскость общего положения заняла бы в пространстве положение, указанное в таблице.

m // P1 m // P2 m // P3 S // P1 S ^ P1 S // P2 S ^ P2

61. Определить истинную величину зенитного угла и наклонную глубину буровой скважины, заданной на чертеже прямой m; в точке В запроектировать скважину с азимутом падения 297° и зенитным углом 35°.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

62. Вращением вокруг прямой уровня определить кратчайшее расстояние от точки N до прямой b.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

63. Вращением вокруг одного из следов определить истинную величину треугольника АВС, лежащего в плоскости S.

Важно! Если в условии задачи не указан масштаб, то единица масштаба принимается равной 1 см - student2.ru

64. Определить угол между прямой m и плоскостью D, заданной параллельными прямыми a и b.

Наши рекомендации