Лабораторная работа №5. Гидролиз солей
Опыт 1. Определение рН растворов солей.
Наливают в пробирку по 1 мл растворов солей: NaCl, Na2SiO3, AlCl3, CH3COONH4. С помощью универсальной индикаторной бумаги определяют рН растворов солей. Результаты записывают в рабочей тетради по форме:
№ опыта | Формула соли | Ожидаемая реакция среды | рН раствора | Фактическая реакция среды |
Напишите ионно-молекулярные и молекулярные уравнения гидролиза исследованных солей.
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 2. Зависимость степени гидролиза от состава соли.
А) С помощью универсального индикатора измеряют рН растворов карбоната и гидрокарбоната натрия, сравнивают результаты и записывают уравнения реакций гидролиза в ионно-молекулярной и молекулярной формах. В каком растворе протекает более глубокий гидролиз и почему?
Б) С помощью универсального индикатора измеряют рН растворов фосфата, гидрофосфата и дигидрофосфата натрия, сравнивают результаты и записывают уравнения реакций гидролиза в ионно-молекулярной и молекулярной формах. В каком растворе протекает более глубокий гидролиз и почему?
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 3. Полный гидролиз солей.
Наливают в пробирку раствор хлорида или сульфата алюминия, прибавляя по каплям раствор карбоната натрия. Что изменилось? Повторяют опыт, взяв раствор хлорида или сульфата железа (III) и прибавляя по каплям раствор сульфита натрия. Запишите в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения соответствующих реакций. Почему гидролиз идет полностью?
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 4. Сдвиг равновесия гидролиза.
Наливают в пробирку 2 мл раствора хлорида сурьмы (III) или висмута и прибавляют по каплям воду. Выпадает осадок оксохлорида. Добавляют к осадку несколько капель концентрированной соляной кислоты. Что произошло? Запишите в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения соответствующих реакций.
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 5. Влияние силы кислоты, образующей соль, на степень ее гидролиза.
В две пробирки наливают на 2/3 объема дистиллированной воды. В одну пробирку вносят один микрошпатель сульфита натрия, в другую – карбоната натрия. Отсутствие выделения СО2 и SO2 свидетельствует о тгом, что гидролиз протекает лишь по первой ступени. Приведите уравнения гидролиза. В каждую пробирку добавляют по одной капле фенолфталеина. В растворе, какой соли окраска фенолфталеина интенсивнее?
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 6. Образование основных солей при ступенчатом гидролизе.
Вносят в пробирку несколько капель растворов сульфата алюминия и ацетата натрия. При этом образуется ацетат алюминия, его готовят непосредственно перед началом опыта. В этом растворе гидролиз на холоду идет только по первой ступени. Пробирку закрепляют в штативе и помещают в водяную баню: при нагревании образуется осадок основной соли алюминия. Далее гидролиз не идет. Запишите в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения соответствующих реакций.
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 7. Влияние температуры на гидролиз.
А) Наливают в две пробирки несколько капель раствора хлорида железа (III). Одну пробирку оставляют для сравнения, в ней гидролиз идет по первой ступени. Раствор в другой пробирке доводят до кипения. Что наблюдается? Запишите в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения соответствующих реакций.
Б) Один микрошпатель сухого ацетата натрия помещают в пробирку с горячей водой, взбалтывают до полного растворения, прибавляют 203 капли фенолфталеина и отмечают окраску индикатора. Охлаждают пробирку под струей холодной воды. Запишите в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения соответствующих реакций.
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Опыт 8. Растворение веществ в продуктах гидролиза.
В пробирку наливают 2 мл концентрированного раствора хлорида алюминия и опускают в раствор кусочек цинка, предварительно очищенного от оксидной пленки разбавленной соляной кислотой. Запишите в молекулярной и ионно-молекулярной формах уравнения соответствующих реакций.
Визуальные наблюдения: ____________
Уравнения реакций:
____________
Выводы:
____________
Вопросы для защиты лабораторной работы:
1. Какие соли подвергаются гидролизу?
2. Какие из перечисленных ниже реакций идут практически до конца? Ответ подтвердите уравнениями соответствующих реакций в молекулярной и ионно-молекулярной формах.
NH4NO3 + HCl =… CaCl2 + Na2CO3 = … KNO3 + BaCl2 = …
Na2S + KNO3=… SnCl2 + NaOH = …
3. Напишите уравнения гидролиза в молекулярной и ионно-молекуляроной формах. Укажите реакцию среды растворов следующих солей: сульфата хрома (III), карбоната калия, сульфата железа (II).
4. Что произойдет, если слить растворы: а) сульфата меди (II) и карбоната натрия; б) хлорида железа (III) и метасиликата натрия?
5. Указать для каждого случая, какая возникает среда в результате гидролиза: а) хлорида цинка; б) ацетата алюминия; в) хлорида железа (III)
6. Приведите примеры соли подвергающейся гидролизу по катиону.
7. Приведите примеры соли подвергающейся гидролизу по аниону.
8. Приведите примеры соли подвергающейся полному гидролизу.
9. Напишите уравнения гидролиза в молекулярной и ионно-молекуляроной формах. Укажите реакцию среды растворов следующих солей: сульфида калия, цианида магния, сульфата алюминия
10. Напишите уравнения гидролиза в молекулярной и ионно-молекуляроной формах. Укажите реакцию среды растворов следующих солей: сульфида хрома (III), хлорида меди, хлорида цинка.
11. Какую реакцию среды будут иметь водные растворы солей: NaCN, NaCl, K2CO3, CuSO4, NH4Cl, CrCl3, Na2S, CH3COONa