Тема: «Гидролиз солей. Испытание растворов солей индикаторами».

Цель занятия:

1. Изучить возможность и характер протекания гидролиза солей.

2. Изучить ионное произведение воды, водородный показатель pH.

3. Научиться самостоятельно составлять полные и сокращенные уравнения гидролиза солей, определять pH среды в растворах солей с помощью кислотно-основных индикаторов.

Студенты должны знать:

1. Теорию электролитической диссоциации Аррениуса.

2. Определение гидролиза, случаи протекания гидролиза солей, степень гидролиза.

3. Водородный показатель pH, цвета индикаторов в различных средах.

Студенты должны уметь:

1. Составлять полные и сокращенные уравнения гидролиза солей.

2. Предсказывать реакцию среды в растворах солей.

3. Определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами.

Общее время:160 минут.

Оснащение:

1)Оборудование: штатив с пробирками, стеклянные палочки, пипетки.

2) Реактивы: водные растворы хлорида натрия, сульфата меди, карбоната натрия, растворы метилоранжа, лакмуса, фенолфталеина.

Задание на самоподготовку

Ориентировочная карта №6

№ п/п Вопросы для самоподготовки Источники информации Цель деятельности Вопросы для самоконтроля
Гидролиз солей Учебник Ерохина Ю.М. «Химия».- М., 2009. стр. 92-94. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр. 128-132. Учебник Чернобельской Г.М. «Химия» – М., 1985. стр. 91-94. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 108-112.   Знать, чтобы использовать при изучении медицинских предметов 1. Какую реакцию среды показывают водные растворы различных солей? Почему? 2. Что называется гидролизом соли? 3. В чем сущность гидролиза солей? 4. Какие вещества относят к сильным электролитам? 5. Какие вещества относят к слабым электролитам? 6. Какие соли подвергаются гидролизу? 7. Какие соли гидролизуются по аниону? Почему? Приведите примеры таких солей. 8. Какие соли гидролизуются по катиону? Приведите примеры таких солей. 9. Какие соли гидролизуются и по аниону и по катиону? Приведите примеры таких солей. 10.Для каких гидролиз протекает необратимо? Приведите примеры таких солей. 11. Какие соли не гидролизуются? Почему? 12. Что называется степенью гидролиза и от чего она зависит?  
Ионное произведение воды, водородный показатель pH.Испытание растворов солей индикаторами Учебник Ерохина Ю.М. «Химия». – М., 2009. стр. 90-91. Учебник Хомченко Г.П. «Химия» стр. 106-108. Учебник Пустоваловой Л.М., Никаноровой И.Е. «Общая химия».–М.,2005. стр.125-126.   Знать, чтобы использовать в практической деятельности 1. Чему равны концентрации ионов водорода и гидроксид-ионов в воде при 25˚С? 2. Что называется ионным произведением воды? 3. Чему равно ионное произведение воды при 25˚С? 4. По какой формуле можно вычислить ионное произведение воды? 5. Как можно охарактеризовать среду любого водного раствора? 6. Что называется водородным показателем? 7. По какой формуле можно рассчитать водородный показатель? 8. Какие типы сред водных растворов вы знаете? 9. Какие вещества называются индикаторами? Какие индикаторы вы знаете? 10. Как меняется цвет индикатора метилоранжа в различных средах раствора? 11. Как меняется цвет индикатора лакмуса в различных средах раствора? 12. Как меняется цвет индикатора фенолфталеина в различных средах раствора?  


Самостоятельная работа студентов

№ п/п Название Описание Цель Время
Изучить гидролиз солей   Задание №1 1. Запишите в дневнике что такое гидролиз соли, степень гидролиза, какие соли гидролизуются по аниону, по катиону, по аниону и по катиону. 2. Составьте уравнения гидролиза следующих солей в молекулярной, ионной и сокращенной ионной формах: а) Pb(NO3)2; б) K2S ; в) CuI2 ; г) NH4NO2; д) KNO2 ; е) Na2SO3 ; ж) K2CO3; з) KHSO3 ; и) BaCl2 ; к) (NH4)2S; л) Na2CO3; м) KI ; н) KHCO3; о) NaNO3 ; п) ZnCl2 . Укажите реакцию среды в растворах этих солей. 3. Объясните, почему водный раствор сульфита натрия имеет щелочную реакцию. Ответ подтвердите уравнениями реакций в ионной и молекулярной формах.   Выработать навыки работы с учебной литературой. Осознать и осмыслить учебный материал. Применять и проверять знания, решая задачи.     80’
Изучить ионное произведение воды, водородный показатель pH Задание №2 1. Запишите в дневнике что называется ионным произведением воды, водородным показателем, что такое индикатор. 2. Опыт №1 Налейте в пробирку 2-3 мл раствора карбоната натрия и добавьте 4-5 капель индикатора фенолфталеина. В какой цвет окрасился раствор? Ответ объясните, напишите уравнение гидролиза соли в молекулярном и ионном виде. Опыт №2 К 3-4 мл сульфата меди прибавьте 5-6 капель метилоранжа. В какой цвет окрасится метилоранж в водном растворе сульфата меди? Ответ объясните, напишите уравнения гидролиза этой соли в молекулярном и ионном виде. Опыт №3 В пробирку с 2-3 мл раствора хлорида натрия добавьте 5-10 капель раствора лакмуса. Какова среда соли? Подвергается ли хлорид натрия гидролизу? Ответ поясните. 3. Концентрация ионов водорода в растворе 2,5х10-5 моль/л. Определите pH раствора. 4. Вычислите концентрацию ионов H+ в растворе, где [OH-] = 0,02 моль/л. Выработать умение пользоваться учебной литературой для систематизации знаний. Применять и проверять знания, решая задачи. Выработать навыки и умения самостоятельной работы с химическими реактивами, химической посудой, знание правил техники безопасности при работе с кислотами, щелочами, растворами солей.   40’



Наши рекомендации