Опыт1. Взаимодействие алюминия с хлороводородной и разбавленными серной и азотной кислотами
В 3 пробирки поместите по кусочку алюминия и налейте: в первую пробирку – раствор хлороводородной кислоты, во вторую – раствор серной кислоты, в третью – раствор азотной кислоты. Наблюдается ли выделение газа во всех пробирках? Для получения более выраженного эффекта можно немного нагреть пробирки над газовой горелкой. Обратите внимание на цвет газа,
выделяющегося при взаимодействии алюминия с разб. азотной кислотой. NO2 – бурый газ, NO, N2O, N2 и NH3 – бесцветные газы , NH3 имеет специфический запах. Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия с этими кислотами, составьте схемы электронного баланса.
Опыт 2. Взаимодействие алюминия с раствором щелочи.
В пробирку поместите кусочек алюминия и добавьте 1-2 мл раствора гидроксида натрия. Если выделение газа идет медленно, слегка нагрейте пробирку над газовой горелкой. Напишите уравнение реакции взаимодействия алюминия с раствором гидроксида натрия, учитывая, что образуется комплексный ион [Al(OH)4]-1. Что является окислителем в этой реакции? Зачем необходимо нагревание раствора?
Опыт 3. Пассивирование алюминия.
Коллективный опыт! Кусочек алюминиевой фольги или проволоки опустите в пробирку с концентрированной азотной кислотой. Даже если в первоначальный момент реакция идет, она быстро прекращается. Через 2-3 минуты выньте алюминиевую фольгу из раствора, промойте дистиллированной водой и опустите в пробирку с хлороводородной кислотой. Пойдет ли реакция? Отметьте пассивирующее действие концентрированной азотной кислоты на алюминий.
Опыт 4. Взаимодействие алюминия с растворами солей.
В 2 пробирки поместите по кусочку алюминия. В одну пробирку налейте 1-2 мл раствора сульфата меди, в другую – столько же раствора хлорида меди. В какой пробирке реакция идет быстрее? Напишите уравнения реакций. Отметьте активизирующее действие хлорид-ионов на разрушение защитной пленки оксида алюминия.
Опыт 6. Гидролиз солей алюминия.
В пробирку с 1-2 мл воды добавьте 1-2 капли лакмуса и 5-6 крупинок сульфата алюминия. Отметьте изменение цвета раствора лакмуса и напишите уравнение реакции гидролиза в молекулярной и ионно-молекулярной форме.
МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП (d-МЕТАЛЛЫ)
ЖЕЛЕЗО И ЕГО СОЕДИНЕНИЯ
Опыт 1. Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe +3.
1а) Налейте в пробирку 1мл соли Fe +3 и добавляйте по каплям раствор роданида калия KCNS. Как будет меняться цвет раствора? Напишите уравнение реакции образования комплексного иона [Fe(CNS)6]-3.
1б) Налейте в пробирку 1 мл соли Fe +3 и добавляйте по каплям раствор
K4[Fe(CN)6]. Какова степень окисления иона железа внутри комплекса? Какого цвета осадок образуется ? Этот осадок называется “берлинская лазурь”. Напишите уравнение реакции образования осадка берлинской лазури. Синий цвет определяется сочетанием ионов Fe+2 и Fe +3 в образующейся комплексной соли.
1в) Налейте в пробирку 1 мл соли Fe +2 и добавляйте по каплям раствор
K3[Fe(CN)6]. Какова степень окисления иона железа внутри комплекса? Какого цвета осадок образуется ? Этот осадок называется “турнбулева синь”. Напишите уравнение реакции образования осадка турнбулевой сини. Синий цвет определяется сочетанием ионов Fe+2 и Fe +3 в образующейся комплексной соли.