VI. Закрепление изученного материала. „

Работа по учебнику

№321 (с. 77).(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на от­кидной доске. Проверка.)

№319 (с. 77).(Самостоятельное выполнение. Проверка. Один ученик объ­ясняет решение. Самооценка. Тем, кто справится с задачами бы­стрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 322 (с. 77).)

Выполнение заданий в рабочей тетради

№69 (с. 76).(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

№70 (с. 76).(Работа в парах. Учащиеся договариваются и записывают раз­ные способы решения задачи. Коллективная проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 77). Проверка.) Ответ: 16 см.

- Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник само­стоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 25 (с. 67, 68).)

VIII. Подведение итогов урока

- С какими случаями деления на трехзначное число вы по­знакомились сегодня на уроке?

- Как проверить деление?

- Какое задание было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 317, 320 (с. 77).

Тема: Что узнали. Чему научились

Цели: закреплять приемы письменного умножения и деления на трехзначное число; совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи и уравнения, выполнять действия с имено­ванными числами.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение и деление на трехзначное число; моделировать с помо­щью схематических чертежей, таблиц и решать задачи изученных видов; решать уравнения; выполнять преобразования единиц из­мерения, используя соотношения между ними; работать в парах; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Решение уравнений

(Учащиеся устно находят корни уравнений и показывают от­веты карточкой.)

2 + b = 30 70-с=14 34 -у =19

5 • m = 55 k : 16 = 4 а • 40 = 120

42: x =14 60: d = 5n + 320 =

Работа над задачами

• Масса кочана капусты 2 кг 400 г, что в 6 раз меньше массы свеклы. Какова масса свеклы? (2 кг 400 г • 6 = 2400 •6 — = 14 400 г = 14 кг 400 г.)

• Часы показывают 12 ч 25 мин. Сколько времени будут пока­зывать часы, если минутная стрелка будет на месте часовой, а часовая на месте минутной? (5 ч 00мин.)

• На заводе каждый телевизор упаковывают в коробку, общая масса которой вместе с телевизором 14 кг. Масса коробки составляет одну двадцатую от общей массы. Сколько весит коробка? (14 000г: 20 = 700г.)

Логические задачи

• Человек рассеянный лег спать в 7 ч вечера на улице Бассейной, предварительно поставив будильник на 8 ч с тем, чтобы встать утром. Сколько часов он спал, пока его не раз­будил будильник? (1ч.)

• В полдень была ясная погода. Можно ли утверждать, что через 12 ч светило солнце? (Нет, так как была полночь.)

III. Работа по теме урока Работа по учебнику

№ 1 (с. 82).(Коллективное выполнение с комментированием по цепочке.)

№3(с.82).(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 - вторая строка. Несколько учеников по цепочке ра­ботают у доски. Проверка, самооценка.)

№13 (с. 83).(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточки.)

1 дм2 =100 см2
2 = дм2
1см2 = мм2
     
= 100 кг  
= 10ц  
1т= 1000 кг  
1 кг = 1000 г  
1 м = 10 дм  
1 дм = 10 см  
1 м = 100 см  
1 км = 1000 м  
       

(Взаимопроверка, самооценка.)

IV. Физкультминутка

Скачет лягушонок, (Хлопки в ладоши.)

Ква-ква-ква! (Прыжки на месте.)

Плавает утенок, (Хлопки в ладоши.)

Кря-кря-кря! (Руки к груди, в стороны.)

Прыгает козленок,(Хлопки в ладоши.)

Ме-ме-ме!(Руки на пояс, наклон вперед, повороты головы вправо и влево.)

А за ним ягненок,(Хлопки в ладоши.)

Бе-бе-бе!(Приседания.)

Вот мы на зарядке,(Хлопки в ладоши.)

Раз, два, три!(Прыжки на месте.)

Утром на площадке,(Хлопки в ладоши.)

Раз, два, три!(Шаги на месте.)

Все вокруг стараются,(Хлопки в ладоши.)

Спортом занимаются!(Прыжки на месте.)

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

№5 (с. 82).(Самостоятельное выполнение. Те, кто испытывает затрудне­ния, берут карточку-помощницу.)

• Уменьшить на... единиц (-).

• Увеличить на... единиц (+).

• Уменьшить в... раз (:).

• Увеличить в ... раз (•).

• На сколько > или < (-).

• Во сколько раз > или < (:).

(Со слабоуспевающими учащимися учитель может также ра­зобрать задачу подробно.)

- Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью клю­чевых слов!)

- Какие слова будут ключевыми? (Самолет, вертолет, теп­лоход!)

- Что сказано о скорости теплохода? Что значит «это в 8 раз больше скорости теплохода»? (Скорость теплохода, наобо­рот, меньше.)

- Скорость самолета больше или меньше скорости вертолета? (Больше.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка, самооценка.)

Решение

1) 240: 8 = 30 (км/ч) — скорость теплохода;

2) 240 • 4 = 960 (км/ч) - скорость самолета.

Ответ: скорость теплохода 30 км/ч, а скорость самолета 960 км/ч.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнитель­но можно предложить выполнить задание на полях (с. 82 — ребус).)

№ 7 (с. 82).

— Прочитайте задачу.

— Как сделать краткую запись? (С помощью схематического чертежа.)

— Что известно в задаче? Что нужно найти?

— Составим чертеж к первому вопросу.

- Как узнать расстояние, пройденное за 3 ч? (Скорость уда­ления умножить на 3.)

— Можем ли мы сразу узнать скорость удаления? (Нет, надо сначала узнать скорость второго поезда.)

- Как узнать общее расстояние между поездами через 3 ч? (К пройденному расстоянию прибавить 56 км.)

— Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1) 45 + 12 = 57 (км/ч) - скорость второго поезда;

2) 45 + 57 = 102 (км/ч) — скорость удаления;

3) 102 • 3 = 306 (км) — расстояние, пройденное поездами;

4) 306 + 56 = 362 (км).

Ответ: через 3 ч между поездами будет расстояние 362 км. (Второй вопрос можно разобрать устно.)

Наши рекомендации