Правовое регулирование защиты прав потребителей рекламы

1. Понятие рекламы и ее существенные признаки. Содержание законодательства в области рекламы.

2. Виды рекламы

1. Реклама – это всегда информация, которая, в свою очередь, является объектом гражданских правоотношений, согласно ст.128 ГК Республики Беларусь. Кроме того, реклама может быть объектом контроля со стороны уполномоченных государственных органов, поэтому она также является объектом и административных правоотношений.

Реклама, согласно ст.2 Закона «О рекламе», – это распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация о юридическом или физическом лице, товарах (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому или физическому лицу, товарам и способствовать реализации товаров.

Существенные признаки рекламы как особой информации:

1.это исключительно информация о юридическом или физическом лице, товаре, работе, услуге. Причем, данная информация распространяется не об абстрактном, а всегда о конкретном лице, конкретном товаре;

2.это не простая информация для потребителей, она должна вызывать отклики клиентов, стимулировать потребительский спрос. Поэтому реклама отграничивается от других видов информации целью создания: реклама призвана побудить субъекта к вступлению в правоотношения и способствовать реализации товаров, услуг;

3.данная информация предназначена для неопределенного круга потребителей;

4.данная информация должна передаваться в объеме, предписываемом законодательством. Рекламная деятельность – это разновидность коммерческой деятельности, поэтому ее участники связаны объемом сведений, представляемых в рекламном продукте.

Закон «О рекламе» по существу дает определение коммерческой рекламы, то есть рекламы в ее гражданско-правовом смысле, что, бесспорно, сужает ее смысл, в ст.1 прямо предусматривается, что нормы закона не распространяются на политическую рекламу.

Реклама – это разновидность информации для потребителей, поэтому к ней предъявляются все требования, к информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах). Таким образом, реклама должна быть достоверной, необходимой, своевременной.

Однако в рекламе иногда неразумно требовать сообщения всех сведений о товарах (работах, услугах), изготовителях (исполнителях, продавцах), поэтому Законом «О рекламе» установлены общие требования к рекламе всех и отдельных товаров, работ, услуг.

Общие требования к рекламе закреплены в ст.4 Закона Республики Беларусь «О рекламе»:

реклама должна быть распознаваема без специальных знаний и специальных средств, то есть она должна быть доступной, как и другая информация, для потребителей;

реклама на территории РБ распространяется на белорусском и русском языках;

реклама товаров, запрещенных к производству или реализации, реклама изготовителя (исполнителя, продавца) без лицензии, если таковая требуется, не допускается;

если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, дата ее выдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего эту лицензию;

реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой "подлежит обязательной сертификации";

реклама не должна призывать граждан к действиям, нарушающим законодательство.

Специальные требования к рекламе связаны с рекламой отдельных товаров, работ, услуг. Например, Законом «О рекламе» регулируется реклама финансовых, банковских, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Кроме того, требования к рекламе алкогольных напитков, табачных изделий, трудоустройству и учебе за границей содержаться в Декретах Президента от 17 декабря 2002 г. N 28 и от 9 сентября 2005 года №11 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья и табачных изделий», «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», в Указе Президента от 30 января 2003 г. №51 «О порядке проведения рекламных игр на территории Республики Беларусь».

Правоотношения в области рекламы урегулированы также нормами Указа Президента от 3 июня 1996 года №210 «О некоторых вопросах осуществления рекламной деятельности», Постановления Кабинета Министров Республики Беларусь от 12 июля 1996 г. №458 «Об утверждении временного положения о порядке осуществления рекламной деятельности на территории Республики Беларусь».

Закон Республики Беларусь «О рекламе» с точки зрения отраслевой принадлежности носит комплексный характер и объединяет нормы и публичного и частного права, он также является стержневым в законодательстве в области рекламы и в настоящее время.

2. Рекламу можно классифицировать по различным основаниям.

По целям (назначению) реклама бывает:

1) социальная – это информация государственных органов по вопросам здорового образа жизни, охраны здоровья, сохранения природы, сбережения энергосырьевых ресурсов, профилактики правонарушений, социальной защиты и безопасности населения, которая не носит коммерческого характера (ст. 2 Закона Республики Беларусь «О рекламе»);

2) коммерческая, т.е. реклама, направленная на извлечение прибыли путем воздействия на потребителя с целью принятия им решения приобрести рекламируемый товар.

По способу (месту) размещения рекламной информации:

1) внутренняя - это любая реклама, размещенная внутри зданий, помещений, сооружений. Однако здесь действует установленный ст.12 Закона Республики Беларусь «О рекламе» запрет на размещение рекламы в помещениях органов власти, дошкольных и специализированных детских учреждениях и школах;

2) наружная – это, соответственно, реклама, расположенная вне зданий, помещений, сооружений. В отношении наружной рекламы ст.11 Закона Республики Беларусь «О рекламе» содержит ряд правил:

- наружная реклама не должна иметь сходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижать безопасность движения;

- распространение наружной рекламы допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного управления;

3) реклама в средствах массовой информации. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О печати и других средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа, другая форма (способ) периодического распространения массовой информации. Ст. 9 Закона Республики Беларусь «О рекламе» устанавливает лимиты на рекламу в средствах массовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материалов рекламного характера;

4) реклама в справочном обслуживании. Ст. 10 Закона Республики Беларусь «О рекламе» регулирует некоторые вопросы размещения рекламы при платном справочном телефонном, компьютерном и ином обслуживании и устанавливает запрет на использование бесплатных номеров телефона милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраны и других аналогичных служб в целях размещения рекламы;

5) реклама на транспортных средствах. Реклама может размещаться на транспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях общего пользования (включая полосу отведения), в метрополитене только по согласованию с их собственниками либо лицом, уполномоченным на то собственником, в соответствии с требованиями безопасности правил дорожного движения (ст. 13 Закона Республики Беларусь «О рекламе»);

6) реклама на почтовых отправлениях. В соответствии со ст.13 Закона Республики Беларусь «О рекламе» распространение рекламы на маркированных почтовых отправлениях осуществляется только с разрешения республиканского органа управления Республики Беларусь, в компетенцию которого входят вопросы почтовой связи.

С точки зрения соблюдения норм закона:

1) законная (надлежащая), т.е. отвечающая всем требованиям и не нарушающая запреты законодательства реклама;

2) ненадлежащая реклама - это недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством Республики Беларусь.

Таким образом, ненадлежащую (запрещенную) рекламу можно, в свою очередь, разделить на подвиды:

· недобросовестная реклама. Закон Республики Беларусь «О рекламе» лишь закрепляет, но не детализирует положение о недобросовестной рекламе. Закон не воспринял понятие, данное ранее в Указе Президента Республики Беларусь № 210, в соответствии с которым недобросовестной считается реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о продукции (работах, услугах), виде деятельности рекламодателя (лица, деятельность или продукция (работы, услуги) которого рекламируются), распространение которых может привести к нарушению либо нарушает права и охраняемые законом интересы юридических и физических лиц;

· недостоверная реклама. Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь «О рекламе», недостоверной является реклама, не соответствующая действительности в отношении таких характеристик товара, как состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, ус­ловия применения, количество и др.; наличие товара на рынке, возможности его приобрете­ния в указанном объеме, времени и месте; условия оплаты товара на момент распространения рек­ламы (далее подробно определен момент распространения рекламы для различных форм ее распространения); официального признания товара, присвоения ему ме­далей, призов, дипломов и иных наград (требование не слу­чайно, т.к. это говорит о качестве товара и является сущес­твенным условием будущего правоотношения. Здесь клас­сическим примером может служить распространенный в недалеком прошлом государственный «Знак качества», од­ной из функций которого являлась рекламная, т.е. налицо требование соблюдения точности в существенных услови­ях договоров;

· неэтичная реклама. В соответствии со ст.7 Закона Республики Беларусь «О рекламе» неэтичной является реклама, которая содержит текстовую, зрительную и звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности; порочит объекты, являющиеся историко-культурными ценностями и т.д.;

· скрытая реклама – это реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путем использования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами;

· заведомо ложная реклама – это реклама, с помощью которой рекла­модатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умыш­ленно вводит в заблуждение потребителя рекламы. Запрет на этот вид рекламы содержится в ст. 250 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.

ТЕМА 10.

Наши рекомендации