От негативного воздействия рынка

1. Общая характеристика прав потребителей, гарантирующих защиту от негативного воздействия рынка.

2. Правовое регулирование отношений по противодействию монополистической деятельности, развитию конкуренции как гарантии реализации права потребителей на содействие экономическим интересам.

1. Право на просвещение (ст.4 Закона) в области защиты прав потребителей подразумевает наличие возможности у потребителя приобретать определенную информацию о своих правах и необходимых действиях по их защите.

Структурно субъективное право потребителей на просвещение состоит из следующих правомочий:

приобретать информацию о правах потребителей и необходимых действиях по их защите в системе школьного образования;

приобретать информацию о правах потребителей и необходимых действиях по их защите через систему информирования.

Особенность данного права потребителя проявляется также в абсолютном характере соответствующих правоотношений, так как управомоченному лицу – потребителю противостоит неопределенное число обязанных лиц, которые должны воздержаться от нарушения данного субъективного права.

Право на защиту (Главы 5, 6 Закона)является одним из видов субъективного права потребителя. Данное субъективное право состоит из следующих правомочий:

обращаться за защитой своих прав в уполномоченные органы государственного управления – Министерство торговли, органы, обеспечивающие безопасность товаров (работ, услуг) – Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации, Комитет государственного контроля, Министерство здравоохранения, Министерство спорта и туризма, местные исполнительные органы;

обращаться за защитой своих прав в суд;

обращаться за защитой своих прав в общественные объединения потребителей.

Право на свободный выбор товаров (работ, услуг)(ст.11 Закона) –означает, что потребитель имеет право свободно выбрать из предложенного ассортиментного перечня необходимый ему товар (работу, услугу). Субъективное право потребителей на свободный выбор состоит из следующих правомочий:

требовать предоставления реализации права в удобное для него время с учетом режима работы продавца (изготовителя, исполнителя);

требовать от продавца (изготовителя, исполнителя) оказывать содействие потребителю в свободном выборе товара (работы, услуги);

требовать отдельным категориям потребителей предоставления льгот и преимуществ в торговом, бытовом и иных видах обслуживания в порядке, установленном законодательством;

требовать снятия преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги), за исключением преимуществ или ограничений, предусмотренных законодательством.

Данное право также обеспечивается п.2 ст.18 Закона, согласно которому запрещается обусловливать приобретение товара (работы, услуги) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг); п.3 ст.18, который устанавливает, что продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя предоставлять дополнительные услуги, оказываемые за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они уже оплачены, – потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

Право на создание общественных потребительских объединений(Гл 6 Закона). Данное субъективное право подразумевает возможность потребителю:

быть учредителем создающегося объединения потребителей;

вступить в действующие потребительские объединения;

участвовать в мероприятиях по защите прав потребителей, проводимых общественными объединениями.

Право на признание судом недействительными условий договора, ущемляющими права потребителей(ст.18 Закона).Подразумевается, что условия договора с участием потребителя не должны противоречить законодательству о защите прав потребителей, создавать существенный дисбаланс между правами и обязанностями сторон, в ущерб потребителю, в противном случае такие условия признаются недействительными. Огромную роль в наличии данного права сыграла Директива ЕС о недобросовестных условиях договоров с потребителями 1994 года. П.1 ст.3 Директивы под недобросовестностью договорных условий понимает такие, которые создают существенный дисбаланс между правами и обязанностями сторон в ущерб потребителю. Критерий недобросовестности не применяется к предмету и цене договора, если они сформулированы понятным для потребителя языком. Имеется также 17 договорных условий, признаваемых недобросовестными. Например, исключающие либо ограничивающие ответственность продавца, в случае смерти или причинения вреда здоровью потребителя и другие.

Право на обмен товара надлежащего качества (ст.26 Закона).

Ст.472 ГК и ст.26 Закона закрепляют одно из важнейших прав потребителей – возможность обменять товар надлежащего качества на аналогичный. Однако его реализация возможна при соблюдении следующих условий:

· предметом обмена может быть только непродовольственный товар;

· товар не входит в перечень товаров, не подлежащих обмену, утвержденный Правительством Республики Беларусь [17];

· товар не был в употреблении, и сохранены все его потребительские свойства;

· имеются доказательства приобретения его у данного продавца. В соответствии со ст.463 ГК, доказательством могут служить кассовые либо товарные чеки, иные документы об оплате, свидетельские показания;

· товар можно обменять в течение 14 дней с момента передачи товара, если более длительный срок не установлен продавцом;

· обмену подлежит только тот товар, который не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке или комплектации (перечисленный перечень оснований является исчерпывающим);

· обменять товар можно только на аналогичный другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. Например, платье на платье из того же материала, модели, но другого размера.

В случае возникновения спора о возможном употреблении товара потребителем, последнему необходимо требовать проведения экспертизы либо провести ее самостоятельно до обращения в суд, либо подать исковое заявление и требовать назначения судебной экспертизы.

Если в результате обмена у потребителя возникли какие-либо расходы, например по доставке товара, эти убытки продавец не возмещает, так как они не связаны с нарушением договора.

2. Право потребителей на содействие экономическим интересам закреплено резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», принятой 9 апреля 1985года. Реализация данного права осуществляется Гражданским кодексом, Законами Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», «О естественных монополиях», «О рекламе».

Монополистическая деятельность - действия (бездействия) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Однако понятие конкуренции более широкое, и под этим также понимается:

разновидность социальных регуляторов, так как право не может заменить конкуренцию; предпосылка реализации прав потребителей (в особенности права на информацию и на выбор товаров (работ, услуг); деятельность субъектов хозяйствования с целью более выгодного производства и сбыта товаров (работ, услуг).

Обычно считается, что выгода, полученная потребителями от политики конкуренции, косвенная, так как она более относится к хозяйственным субъектам, желающим играть «на ровном поле». Однако в конечном итоге она защищает и потребителей.

Целью такого законодательства является создание равных возможностей для предпринимателей и защита прав потребителей. Данные цели реализуются через осуществление антимонопольного контроля; ограничение недобросовестной конкуренции; поддержку и содействие конкуренции.

Антимонопольный контроль осуществляется через применение определенных предупредительных, ограничительных, пресекательных мер, установленных законодательством (например, осуществление реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке).

Недобросовестная конкуренция – действия хозяйственных субъектов, направленные на приобретение преимуществ, и они противоречат положениям законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости субъектов гражданских правоотношений, могут причинить вред другим субъектам хозяйствования либо потребителям.

Глава 68 ГК в ст.1029 содержит примерный перечень недобросовестных конкурентных действий (форм), и эти положения детализируются в действующем законодательстве.

Поддержка конкуренции – это обязательная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по созданию условий для появления, развития и существования добросовестной конкуренции, а также по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Такую деятельность осуществляет Министерство экономики РБ, определенные функции имеют Общественные организации (объединения) потребителей, которые могут осуществлять общественный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Они вправе, согласно ст. 14 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»:

подавать в антимонопольный орган заявления о фактах нарушения антимонопольного законодательства и вносить предложения по их устранению;

обращаться в суд с исками в защиту прав, свобод и законных интересов своих членов и других лиц от деяний, нарушающих антимонопольное законодательство;

проводить собственную экспертизу принятия и осуществления решений о создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов на соответствие этих действий требованиям антимонопольного законодательства и информировать общественность о результатах экспертизы;

осуществлять иные действия, не противоречащие законодательству.

ТЕМА 9.

Наши рекомендации