Правовое регулирование защиты прав потребителей на информацию о товарах (работах, услугах), изготовителях (исполнителях, продавцах)

1.Понятие и сущность права потребителей на информацию.

2.Существенные признаки информации о товарах (работах, услугах), изготовителях (исполнителях, продавцах).

3.Содержание права потребителей на информацию о товарах (работах, услугах).

  1. Содержание права потребителей на информацию о продавцах (изготовителях, исполнителях).

1. Понятие «информация» многозначно. Применительно к области защиты прав потребителей под информацией понимают сведения, сообщения, доступные для восприятия потребителем и необходимые для него в целях осуществления правильного выбора товаров (работ, услуг), их продавцов (изготовителей, исполнителей), также в целях реализации и защиты своих прав.

Информация, предоставляемая потребителям, может быть выражена как в письменной, так и устной формах. Информация, соответствующая требованиям рекламы, закрепленным в Законе Республики Беларусь «О рекламе», имеет особый правовой режим, установленный этим законом.

Право потребителей на информацию основывается на конституционном праве человека на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (ст.34 Конституции РБ). Право потребителей на информацию включает два отдельных права: право потребителей на информацию о товарах (работах, услугах), закрепленное ст.5 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»; право потребителей на информацию об изготовителях (исполнителях, продавцах), закрепленное ст..6,7 вышеназванного Закона.

Субъективное право потребителей на информацию включает в себя следующие правомочия: доступ к своевременной, необходимой и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и их продавцах (изготовителях, исполнителях); ознакомление с информацией и ее разъяснение.

Доступность информации обеспечивается следующими мерами:

во-первых, изложением информации на русском либо белорусском языках. Специально п.3 ст.5, п.4 ст.6 Закона устанавливают обязанность продавцов (изготовителей, исполнителей) передавать информацию на одном из государственных языков. Однако из этого правила есть исключения, касающиеся фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, зарегистрированных за границей и составленных из иностранных слов, букв, буквосочетаний;

во-вторых, доступность обеспечивается способами доведения информации до потребителя, понятными для него, обычно – это вывески, ценники, ярлыки и т.д.;

в-третьих, доступность обеспечивается наглядностью информации, которая облегчает восприятие;

в-четвертых, способы и содержание информации должны соответствовать не только требованиям законодательства, но и обычно предъявляемым требованиям в розничной торговле, бытовом и иных видах обслуживания потребителей;

в-пятых, перечень и способы доведения информации по отдельным видам товаров (работ, услуг) до потребителей устанавливаются Правительством Республики Беларусь.

2.Существенными признаками информации о товарах (работах, услугах), изготовителях (исполнителях, продавцах) являются: своевременность информации; необходимость информации; достоверность информации.

Своевременная – это информация, переданная потребителю до заключения либо во время заключения договора. Согласно п.1 ст.8 Закона «О защите прав потребителей», в случае невозможности незамедлительно получить в месте продажи товара необходимую и достоверную информации потребитель имеет право требовать возмещения убытков.

Необходимая – это полные и исчерпывающие сведения о товаре (работе, услуге), исполнителе (изготовителе, продавце), позволяющие потребителю составить о них точное представление, чтобы сделать правильный потребительский выбор, также в случае необходимости обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) с требованиями.

Законодательство о защите прав потребителей, в частности п.4 ст.8 Закона «О защите прав потребителей», исходит из принципа отсутствия у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель, изготовитель) наоборот является профессионалом на потребительском рынке, он обладает исчерпывающей информацией, поэтому может злоупотреблять своими правами в целях получения большей прибыли.

Достоверная информация – это соответствие сведений о товаре (работе, услуге), об изготовителе (продавце, исполнителе) реальной действительности.

Установление вышеназванных требований к информации преследует цель защиты потребительского рынка от недобросовестной конкуренции, от злоупотреблений со стороны продавцов (изготовителей, исполнителей), которые путем сокрытия информации могут ввести потребителя в заблуждение, т. е. повлиять на потребительский выбор нечестным способом.

3. Любая информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна отвечать определенным требованиям, которые можно разделить на две группы – общие и специальные. Общие требования – это требования, предъявляемые к содержанию информации всех видов товаров (работ, услуг). К ним относятся следующие:

1) наименование товаров (работ, услуг);

2) обозначение нормативного документа, устанавливающего требования к качеству (обычно это номер государственного стандарта, технических условий, номер санитарных или строительных норм и т.д.);

3) цена товара (работы, услуги). Действующее гражданское законодательство устанавливает требования к цене для отельных гражданско-правовых договоров. Так, Гражданский кодекс закрепляет в п.1 ст.470, что покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора купли-продажи, если иное не предусмотрено законодательством либо обязательством;

4) условия приобретения товаров (работ, услуг) регламентируются действующим законодательством. Продавец обязан всегда сообщать условия приобретения товаров. Например, заключая договор с условием доставки, продавец обязан проинформировать потребителя об особенностях такого договора, в частности, о том, что доставка товаров осуществляется в установленный в договоре срок и в место, указанное покупателем либо по месту жительства покупателя, если место жительства не указано;

5) наименование (фирменное наименование), место нахождения (юридический адрес) изготовителя (продавца, исполнителя) и место нахождения организации, уполномоченной рассматривать претензии потребителей, производить ремонт и техническое обслуживание товара;

6) величину массы (нетто), объем, количество или комплектность товара (работы, услуги) и специальный знак, если это предусмотрено нормативным документом, устанавливающим требования к качеству товара (работы, услуги);

7) сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг) – это перечень характеристик товара (работы, услуги), способных при заключении договора удовлетворить запросы потребителя. Эти требования предъявляются как к продовольственным, так и непродовольственным товарам;

8) необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг) и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или договором обязательны для предоставления потребителю. Такого рода информация обычно содержится в эксплуатационной документации на товар (работу, услугу) – это технический паспорт, инструкция по эксплуатации, знаки на упаковке, самом изделии и т.д.

Специальные требования предъявляются к информации об отельных товарах (работах, услугах):

1) виды и особенности предлагаемых работ (услуг). Например, при заключении договора о химической чистке вещи могут предупредить об особенностях вещи и возможном ее видоизменении в процессе чистки, предложить дополнительную услугу по пришиванию пуговиц;

2) сведения об основных потребительских свойствах товаров (результатов работ, услуг), а в отношении продуктов питания - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать потребителя), указание на то, что продукт питания является генетически модифицированным или в нем использованы генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случае и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для здоровья потребителя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с обязательными требованиями нормативного документа, устанавливающего требования к качеству товара (работы, услуги), о показаниях к применению отдельным возрастным группам, а также о противопоказаниях и показаниях к применению при отдельных видах заболеваний, перечень которых утверждается Правительством Республики Беларусь;

3) гарантийный срок, если он установлен;

4) рекомендации по приготовлению пищевых продуктов;

5) дату изготовления и сроки – службы, годности, хранения и действиях потребителя по их истечению;

6) сведения о сертификации товаров (работ, услуг);

7) указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу;

8) указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;

9) информация о товаре, который был в употреблении или в нем устранялся недостаток;

10) продукты питания и другие товары, фасованные и упакованные в потребительскую тару не в месте их изготовления, должны содержать информацию о фасовщике и упаковщике.

4. Для индивидуализации изготовителя (исполнителя, продавца) и в целях защиты прав потребителей ст.6 Закона «О защите прав потребителей» предусматривает необходимый перечень сведений об изготовителе (исполнителе, продавце). Если изготовитель (исполнитель, продавец) является юридическим лицом, то потребителю сообщается: 1)фирменное наименование (для коммерческих организаций) либо наименование (для некоммерческих организаций); 2)место нахождения своей организации (ее юридический адрес). Согласно ст.50 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации; 3) режим работы, который устанавливается по согласованию с местными исполнительными органами власти и должен соответствовать объявленному.

Если изготовитель является индивидуальным предпринимателем, то потребителю сообщается: 1) фамилия, имя, отчество; 2) информация о государственной регистрации; 3) наименование органа, осуществляющего его государственную регистрацию; 4) режим работы, который устанавливается по согласованию с местными исполнительными органами власти и должен соответствовать объявленному.

Если вид (виды) деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроке ее действия, органе, выдавшем эту лицензию, а также по требованию потребителя предоставлена возможность ознакомления с подлинником или копией лицензии, оформленной в установленном порядке. Все вышеперечисленные сведения сообщаются на вывеске продавца (изготовителя, исполнителя), на ней также можно указывать и иную информацию: рисунки, символы и т.д., индивидуализирующие изготовителя (исполнителя, продавца). Общепринято, что вывеска помещается на видном месте, доступном для обозрения потребителями.

ТЕМА 5.

Правовое регулирование защиты прав потребителей на безопасность товаров (работ, услуг)

1. Понятие права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

2. Правовой механизм обеспечения права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг).

1.О безопасности продукции, товаров, работ, услуг законодатель упоминает в трех законах Республики Беларусь: «О защите прав потребителей», «О техническом нормировании и стандартизации», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека». В соответствии со ст.1 Закона «О защите прав потребителей» под безопасностью товара (работы, услуги) подразумевается его безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителей, окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, утилизации, а также процесс выполнения работы (услуги).

Закон «О техническом нормировании и стандартизации» под безопасностью продукции или услуг подразумевает соответствие продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью и наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

В свою очередь Закон «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека» понимает под безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов совокупность свойств продовольственного сырья и пищевых продуктов, при которых они не являются вредными и не представляют опасности для жизни и здоровья нынешнего и будущих поколений при обычных условиях их использования.

Таким образом, содержание безопасности товаров (работ, услуг) включает:

1) безопасность со стороны предмета договора – товара, работы, услуги;

2) безопасность процесса использования, хранения, транспортировки и утилизации;

3) безопасность процесса выполнения работы, оказания услуги, что предполагает безопасность технологии их проведения, также применяемых при этом материалов и оборудования.

Безопасность товара (работы, услуги) нельзя абсолютизировать, речь идет не о полном отсутствии у товаров (работ, услуг) каких-либо опасных свойств при их использовании, а лишь о приемлемой степени риска. Поэтому товар считается безопасным, если риск причинения вреда потребителю, его наследственности, окружающей среде ниже некоторого уровня, определяемого государством. Данный уровень определяется в технических нормативных правовых актах – технических регламентах, которые устанавливают непосредственно либо со ссылкой на технические кодексы установившейся практики, стандарты, обязательные требования по безопасности товаров (работ, услуг).

Поэтому можно констатировать, что безопасность товаров (работ, услуг) - это их соответствие техническим требованиям, предусматривающим отсутствие недопустимого риска причинения вреда жизни, здоровью, наследственности человека, имуществу и окружающей среде.

Субъективное право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) состоит из следующих правомочий:

1) приобретать товар (работу, услугу) безопасный в течение установленного срока службы или годности товара;

2) получать информацию о правилах безопасного хранения, использования, транспортировки, утилизации товара;

3) приобретать товар (работу, услугу), прошедший обязательное подтверждение соответствия требованиям, обеспечивающим его безопасность, т.е. сертификацию либо гигиеническую регистрацию, регламентацию.

2. Правовой механизм обеспечения права потребителей на безопасность товаров (работ, услуг) – это совокупность правовых средств, закрепленных в законодательстве и используемых уполномоченными субъектами (потребителями, их общественными объединениями, государственными органами, продавцами (исполнителями, изготовителями) в целях защиты прав граждан от поступления на рынок опасных товаров (работ, услуг).

В данном механизме можно выделить три группы относительно самостоятельных правовых средств: 1) по осуществлению государственного регулирования в области безопасности товаров (работ, услуг); 2) по закреплению определенных обязанностей за продавцами (изготовителями, исполнителями; 3) по применению мер государственного принуждения к продавцам (изготовителям, исполнителям) в случае нарушения либо возникновения реальной угрозы нарушения требований законодательства.

Можно выделить следующие правовые средства государственного регулирования в области безопасности товаров (работ, услуг):

А) техническое нормирование и стандартизация, где первое – это деятельность уполномоченных субъектов по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, ее производства, эксплуатации и т.д., а второе – деятельность по установлению технических требований в целях упорядочения производства, использования и т.д. продукции;

Б) осуществление государственной гигиенической регистрации и регламентации продовольственного сырья и пищевых продуктов, лекарственных средств и других товаров;

В) сертификация – деятельность по подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) требованиям нормативных документов. Некоторые товары (работы, услуги), представляющие определенную опасность для человека, подлежат обязательной сертификации. Перечень таких товаров утверждается постановлением Правительства;

Г) лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовые средства, направленные на закрепление определенных обязанностей за продавцами (изготовителями, исполнителями):

А) определение срока службы, годности, хранения товара (работы, услуги) и обеспечение его безопасности в течение этого срока.

Согласно ст.1 Закона, срок службы – это период, в течение которого изготовитель либо исполнитель (но не продавец) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за недостатки, возникшие по его вине.

В случае неустановления изготовителем срока службы, согласно п.1 ст.10 Закона, он обязан обеспечить безопасность товара (работы, услуги) в течение 10 лет со дня продажи товара, выполнения работы, оказания услуги потребителю. Обычно срок службы бытовой техники 10 лет, некоторых моделей холодильников 15 лет. Продолжительность срока определяется как коммерческими соображениями производителя, так и технологическими, производственными возможностями изготовителя, исполнителя. Срок начинает течь, согласно п.9 ст.20, с момента изготовления товара. Если момент изготовления и готовности не совпадают, тогда срок исчисляется с момента готовности товара к использованию.

Срок годности – период, в течение которого товар (работа) считается пригодным для использования по назначению. Согласно п.2 ст.13 Закона, он устанавливается на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты и другие товары, которые полностью потребляются в процессе их использования и свойства которых со временем могут ухудшаться. Срок годности, согласно ст.443 ГК, п.9 ст.20 Закона, исчисляется со дня изготовления товара, либо датой, до наступления которой товар пригоден к использованию.

Срок хранения – период, в течение которого товар (работа, услуга) при соблюдении условий хранения сохраняет свои свойства. Эти сроки устанавливаются на продовольственные скоропортящиеся товары (например, срок хранения торта - 36 часов). Эти сроки устанавливаются в обязательном порядке и, согласно п.3 ст.13 Закона, запрещается реализация товаров по их истечении;

Б) обязанность довести до сведения потребителей информацию о возможном риске и об условиях безопасного использования товара (работы, услуги) с помощью соответствующих обозначений, принятых в Республике Беларусь и международной практике;

В) приостановить производство либо реализацию товаров (работ, услуг) до устранения причин вреда, если при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения, транспортировки или утилизации товара (результата работы, услуги) он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, окружающей среде;

Г) снять товар (работу, услугу) с производства (реализации), информировать об этом соответствующие государственные органы, потребителя, изъять товары (работы, услуги) из оборота и отозвать от потребителя, если причины вреда устранить невозможно.

Средства государственного принуждения, применяемые к продавцам (изготовителям, исполнителям) в случае нарушения либо возникновения реальной угрозы нарушения требований законодательства о безопасности товаров (работ, услуг).

А) применение средств административного предупреждения уполномоченными государственными органами к продавцам, изготовителям, исполнителям, посягающим на право потребителей на безопасность товаров (работ, услуг). Например, Закон «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» предусматривает применение таких административно-предупредительных мер, как обязательные медицинские осмотры работников, обслуживающих потребителей, запрещение поставки, реализации товаров (работ, услуг) без соответствующих документов, подтверждающих их безопасность и другие;

Б) применение средств административного пресечения в целях прекращения нарушений прав потребителей, также создание условий их восстановления, устранения вредных последствий, привлечения виновных к ответственности. Так, Законы Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации», «О защите прав потребителей», «О Комитете государственного контроля» закрепляют возможность выдачи уполномоченными должностными лицами предписаний об устранении выявленных нарушений нормативных требований, приостановлении производства товаров и их реализации до устранения допущенных нарушений, прекращении реализации товаров, запрещении производства и снятии с производства, изъятии из оборота и отзыв от потребителей. Аналогичные средства закреплены в Законах «О ветеринарном деле», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» и других;

В) средствами юридической ответственности являются неблагоприятные последствия, применяемые к нарушителям прав потребителей на безопасность товаров. Это меры гражданско-правовой ответственности, административно-правовой ответственности и уголовной ответственности.

ТЕМА 6.

Правовое регулирование защиты права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг)

1. Понятие права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг).

2. Правовой механизм обеспечения права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг).

3. Понятие товара (работы, услуги) ненадлежащего качества. Алгоритм действий потребителя при обнаружении недостатков товара (работы, услуги).

1. Согласно ст.1 Закона, качество товара (работы, услуги) – это совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворять установленные либо предполагаемые потребности потребителя (надежность, безопасность и т.д.). Исходя из определения, можно сказать, что законодатель дает понятие качества с точки зрения экономической.

С правовой же точки зрения понятие качества товаров (работ, услуг) заключается в том, что требования к качеству товаров (работ, услуг) подлежат соблюдению в силу требований законодательства. Статья 12 Закона устанавливает требования законодательства по обеспечению права потребителей на надлежащее качество товаров. Согласно данной статье, качество товара (работы, услуги) должно соответствовать одному из условий:

1) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством. Это значит, когда на товар (работу, услугу) установлены обязательные требования законодательства к качеству в технических нормативных актах (чаще в государственных стандартах), то продавец обязан передать товар, соответствующий этим требованиям. В остальных же случаях требования к качеству могут быть определены и другими документами по стандартизации – стандартами организаций, техническими условиями;

2) условиям договора;

3) обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работ, услуга) такого рода обычно используется. В соответствии с принятым мировым сообществом определением под «обычно предъявляемыми требованиями» понимают средний для данной страны уровень требований, которым должен соответствовать товар (работа, услуга) для того, чтобы его можно было использовать по обычному назначению, принятому в конкретной стране;

4) быть пригодным для использования с конкретной целью. Но обязанность на продавца в этом случае ложиться лишь тогда, когда потребитель ставит в известность продавца о конкретной цели приобретения товара (например, телефон приобретается для ванной комнаты, где высокая влажность). В данном случае потребитель полностью полагается на компетентность продавца, который должен поставить потребителя в известность о всех проблемах, которые могут возникнуть при его эксплуатации;

5) качество товара при продаже по образцу или описанию должно соответствовать качеству образца или описания. Под образцом имеется в виду изделие, потребительские (эксплуатационные) характеристики которого определяют требования, предъявляемые к качеству передаваемого товара. Под описанием товара понимается перечень потребительских характеристик, которыми должен обладать товар.

2.Правовой механизм обеспечения права потребителей на надлежащее качество товаров (работ, услуг) – это совокупность правовых средств, закрепленных в законодательстве и используемых уполномоченными субъектами (потребителями, общественными объединениями потребителей, уполномоченными государственными органами, продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг)) в целях защиты прав потребителей-граждан от поступления на потребительский рынок некачественных товаров (работ, услуг).

Необходимость наличия такого механизма объясняется тем, что, во-первых, большинство договоров с участием потребителей являются договорами присоединения, где условия договора формулируются продавцами (изготовителями, исполнителями), в том числе и условия о качестве, во-вторых, потребитель – это субъект, который не профессионально оценивает рынок товаров и услуги, поэтому нуждается в защите своих прав.

Это следующие правовые средства:

1) гражданско-правовой договор. Согласно ст.402 Гражданского кодекса, договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Исходя из смысла п.3 ст.12 Закона, «при отсутствии в договоре условий о качестве» можно предположить, что качество, как правило, не является существенным условием договора. Однако в договоре могут быть установлены повышенные требования к качеству товара (работы, услуги) по требованию потребителя, тогда данное условие будет являться существенным, по данному условию стороны должны достигнуть соглашения.

Качество товара с течением времени может изменяться. Для потребителя важно, чтобы качество сохранялось в течение срока его эксплуатации. Поэтому п.1 ст.440 ГК предусматривает, что товар должен соответствовать требованиям качества в момент передачи покупателю и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товар используется.

Условия о качестве содержаться в техническом паспорте на товар либо иной технической документации, прилагаемой к товару, где обязательно есть указание на технические нормативные правовые акты, которым соответствует товар; на этикетке либо ярлыке одежды; на товаре либо его упаковке; условия договора о качестве могут доводиться до сведения потребителя и другими способами, принятыми в различных отраслях.

В договоре на выполнение работ потребитель обладает большей свободой в определении качества предмета договора (например, в договоре подряда на пошив изделия определяет фасон, отделку), однако исполнитель обязан выполнить определенные операции (например, раскрой, пошив и т.д.). Таким образом, заказывая выполнение работы, потребитель, с одной стороны, соглашается с требованиями качества, установленными нормативными техническими актами, с другой, может определять свои. Все эти требования становятся условиями договора о качестве;

2) гарантийный срок, срок годности и срок службы - пресекательные сроки в гражданском праве, в течение которых потребитель при обнаружении недостатков товаров (работ, услуг) может предъявить требования к продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу качества товара (работы, услуги). Сущность данных сроков будет рассмотрена в следующей теме;

3) обязанности продавца, изготовителя, исполнителя по обеспечению качества товаров (работ, услуг):

А) осуществлять предпродажную подготовку товаров. В соответствии с Правилами осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, принятыми Правительством Республики Беларусь 7 апреля 2004 года, продавец обязан проверить качество товара до его отправки в торговый зал. Например, продовольственные товары продавец должен освободить от тары, яйцо проверить на овоскопе, колбасу протереть и т.д. В свою очередь непродовольственные товары, например, бытовая техника, должны распаковываться, удаляться смазка, необходимо проверить наличие инструкции по эксплуатации и т.д.; для автомобиля необходимо пройти определенный объем пробега с отметкой в сервисной книжке о проведении предпродажной подготовки;

Б) продемонстрировать работоспособность товара, предоставить потребителю необходимые средства измерения, документы, подтверждающие качество, согласно п.2 ст.12 Закона;

В) обеспечить возможность использования товара по назначению в течение его срока службы, согласно ч.1 ст.14 Закона. Качество потребительских товаров характеризуется их долговечностью и эффективностью, которые должны сохраняться не только при передаче товара, но и после, поэтому на изготовителя (исполнителя) и возлагается обязанность: обеспечивать ремонт и техническое обслуживание товара; осуществлять выпуск и поставку запасных частей в торговую сеть и ремонтные организации в необходимых для ремонта и технического обслуживания объемах и ассортименте. Данные обязанности ложатся на плечи изготовителя (продавца) в течение срока производства товара и после снятия его с производства в течение срока службы либо 10 лет, если таковой не установлен.

3.Закон не дает понятия товара (работы, услуги) «ненадлежащего качества». Однако анализ норм закона дает основание понимать под «товаром ненадлежащего качества» товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».

Статья 1 Закона определяет, что недостаток – это несоответствие товара (работы, услуги) нормативному документу, устанавливающему требование к качеству товара (работы, услуги), условиям договора или иным требованиям, предъявляемым к качеству товара (работы, услуги), т.е. целям, для которых товар обычно используется, целям, о которых потребитель поставил в известность продавца, либо несоответствие образцу или описанию.

Несоответствие товара, результата работы, услуги обязательным требованиям, целевому назначению, условиям договора может быть установлено с помощью экспертного заключения, а если несоответствие очевидно, то в проведении экспертизы нет необходимости. Однако в случае возникновения проблем в части установления условий заключения договора потребитель вправе ссылаться и на свидетельские показания, приводить другие доказательства.

Существенный недостаток – это недостаток, который, во-первых, является неустранимым, во-вторых, не может быть устранен без несоразмерных расходов либо затрат времени, в-третьих, выявляется неоднократно, т.е. два и более раз, в-четвертых, появляется вновь после его устранения, в-пятых, другие подобные недостатки (например, недостатки выявлены сразу в трех элементах).

Таким образом, если товар, результат работы, услуги имеет один из недостатков, он ненадлежащего качества.

Факт невозможности устранения недостатков может быть установлен только специалистом, в случае судебного спора – только экспертом, назначенным судом. Для подтверждения факта неоднократности и повторного появления недостатков достаточно справки, квитанции об устранении этого недостатка ранее, также отметки в гарантийных документах характера и количества ремонтов.

Воспользоваться правами, предусмотренными ст.19 Закона, потребитель может только в случае, если ненадлежащее качество товара (работы, услуги) не было оговорено продавцом при покупке.

ТЕМА 7.

Правовые последствия продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества

1. Гарантийный срок, срок годности и срок службы как сроки обнаружения недостатков в товарах (работах, услугах).

2. Классификация правовых последствий продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) ненадлежащего качества.

3. Особенности предъявления требований кредитором-потребителем об исполнении должником-продавцом (изготовителем, исполнителем) обязательства в натуре.

4. Особенности предъявления требований кредитором-потребителем об изменении или расторжении договора с должником-продавцом (исполнителем, изготовителем) и требований, не предусмотренных обязательством.

1.В ст.1 Закона определяется,что гарантийный срок – календарный срок (в месяцах) или наработка (в часах, циклах срабатываний, километрах пробега и т.д.), в течение которых товар (результат работы, услуга) должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным в порядке, установленном законодательством. Срок годности – период, по истечении которого товар (результат работы) считается непригодным для использования по назначению. Соответственно, товар (работа, услуга) в течение гарантийного срока, срока годности должен отвечать требованиям качества, содержащимся в стандартах, договоре, быть пригодным целям, для которых товар обычно используется либо целям, о которых продавец был поставлен в известность, соответствовать образцу, описанию.

П.1 ст.20 Закона определяет гарантийный срок и срок годности как период времени, в течение которого потребитель может предъявить требования к продавцу (изготовителю, исполнителю) по поводу качества товара. Это несколько не соответствует п.1 ст.447 ГК РБ, в котором определяется, что это не срок предъявления требований, а срок обнаружения недостатков товара.

Гарантийный срок устанавливается на основании норм закона либо договора, поэтому различают договорную и законную гарантии.

Договорная – устанавливается согласно п.4 ст.13 Закона по желанию изготовителем (исполнителем) на основании нормативно-технической документации на товары (результаты работ, услуг), в течение которой в случае обнаружения недостатка товара (результата работы, услуги) изготовитель (исполнитель) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 19 и 30 Закона. Кроме того, продавец, согласно п.5 ст.13 Закона, вправе установить на товар дополнительный гарантийный срок сверх гарантийного срока, установленного изготовителем (исполнителем), а также гарантийный срок на товар, на который гарантийный срок изготовителем (исполнителем) не установлен. В таком случае продавец обязан удовлетворить требования потребителя в случае обнаружения недостатков.

Законная – устанавливается, согласно п.1 ст.20 Закона, в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены договором либо гарантийные сроки составляют менее двух лет. Потребитель вправе предъявить требования, если недостатки обнаружены в течение двух лет со дня передачи их потребителю, а в отношении недвижимого имущества – в течение трех лет со дня передачи его потребителю, если более длительные сроки не установлены за

Наши рекомендации