Источники информации для анализа рынка сбыта инновации

А. Источники вторичной (внешней) информации:

1. Данные, размещаемые в сети Internet.

2. Данные гос. органов управления: а) Национальный статистический комитет; б) Отраслевые министерства; в) Таможенный комитет РБ; г) Министерство экономики; д) Государственный комитет по науке и технике.

3. Справочники.

4. Статьи в специализированных изданиях.

5. Материалы публикации предприятиями и организациями.

6. Базы данных и результаты исследований, публикуемые консалтинговыми и различными исследовательскими компаниями.

Таблица 3.1 – Исходные данные для прогнозирования сбыта

Год Розничный товарооборот, трлн.р. Денежные доходы, трлн. р. Инвестиции в торговлю, трлн. р. Товарные запасы, трлн р. Индекс потребительских цен (ИПЦ)
в факт. ценах. в сопост. ценах. в факт. ценах. в сопост. ценах в факт. ценах в сопост. ценах. в факт. ценах в сопост. ценах
3 936 3 936 5 577 47,03
7 698 5 272 11 505 91,48 1,46
11 273 5 720 17 085 165,93 1,35
14 400 5 845 22 792 249,59 1 044 1,25
18 432 6 562 29 573 442,12 1 314 1,14
23 951 7 896 38 622 588,74 1 684 1,08
29 488 9 085 48 702 814,96 2 150 1,07
36 272 9 978 59 758 1 042 2 706 1,12
48 202 11 734 75 305 1 600 2 834 1,13
52 033 11 515 87 401 1518,2 3 803 1,1
64 865 13 050 108 468 1993,7 4 722 1,1
112 899 10 868 164 980 4340,7 11 884 2,09
15 963 7722,1 1,22
9121,3 1,17
                     

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [33].

На четвертом этапе предполагается построение модели посредством использования различных функций прогнозирования в MS Excel. Прогнозирование с помощью функций MS Excel предоставляет большие возможности, чем графические средства [14]. Приведем список и описание функций, используемых в процессе прогнозирования (рисунок 3.2).

источники информации для анализа рынка сбыта инновации - student2.ru

Рисунок 3.2 - Список функций MS Excel применяемых при прогнозировании элементов сбыта продукции

Все эти функции доступны через инструмент «мастер функций» в MS Excel. Каждая из этих функций имеет не менее двух аргументов, один из которых задает массив значений независимой переменной X, а второй – массив значений зависимой переменной Y. В некоторых функциях можно задавать не только одномерный массив переменной X, но и двумерный, т.е. существует возможность исследовать зависимость между набором факторов X и переменной Y и строить множественную регрессию. Функции ЛГРФПРИБЛ и РОСТ работают с экспоненциальной регрессией, остальные – с линейной [32].

y = 961,32x + 2479,9 линейный тренд y = 4715,9ln(x) + 1204,2 логарифмический y = 35,666x2+ 426,34x + 3906,5 полиномиальный y = 3294,4x0,5494 степенной y = 4039,1e0,1046x экспоненциальный
источники информации для анализа рынка сбыта инновации - student2.ru

Рисунок 3 – Линейный, экспоненциальный, логарифмический, полиномиальный, степенной тренды

На рисунке 3 представлен объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах, базисным является 2000 г. Из рисунка видно, что данные отражают единую тенденцию развития, обеспечивают необходимую адекватность, устойчивость, однородность и представительность, что позволяет использовать средства MS Excel при расчете прогнозных значений на 2014 г. Сводная таблица результатов прогнозирования розничного товарооборота в целом по республике различными средствами MS Excel представлена в таблице 3.2.

Таблица 3.2 – Результаты прогноза розничного товарооборота Республики Беларусь на 2014 г.

Метод прогноза Розничный товарооборот, в сопоставимых ценах Модель Коэффициент детерминации
Линейный тренд 16899,7 y = 961,32x + 2479,9 R²=0,9175
Логарифмический тренд 13975,1 y = 4715,9ln(x) + 1204,2 R²=0,7561
Полиномиальный тренд 18326,5 y = 35,666x2 + 426,34x + 3906,5 R²=0,9337
Степенной тренд 14585,5 y = 3294,4x0,5494 R²=0,8984
Экспоненциальный тренд 19395,1 y = 4039,1e0,1046x R²=0,9517
Среднее значение 16636,4 - -

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [32;30]

Для прогноза розничного товарооборота на 2014 г. используется его рост за ряд лет. Результаты добавление линейных трендов представлены в таблице 2. Все тренды имеют высокий коэффициент детерминации, наибольший соответствует экспоненциальному тренду (R=0,9517), наименьший – логарифмическому (R=0,7561).

На основе составленной прогнозной модели можно сделать следующий вывод: на объем розничного товарооборота сильное влияние оказывают денежные доходы, инвестиции в торговлю и товарные запасы. В связи с этим в стратегии развития товарных рынков следует предусмотреть возможность реализации следующих перспективных направлений привлечения инвестиций в инфраструктурные активы:

• удержание достигнутого уровня насыщенности товарных рын­ков, обеспечивающего дифференциацию товарного предложения для удовлетворения потребностей различных контингентов потребителей при одновременном увеличении массы товарооборота;

• преодоление резких различий между региональными рынками в структуре спроса и предложения, а также несоответствия в развитии сегментов рынка, обслуживающих раз­личные группы потребителей;

• формирование современного оснащения оп­тового звена, отвечающего требованиям потребительского рынка, оптимизация структуры товарных запасов;

• развитие институтов защиты прав потребителя, ужесточение ме­ханизма сертификации и стандартизации товаров и услуг, защиты оте­чественного рынка от недоброкачественного импорта;

• привлечение инвестиций в товаропроводящую сеть, которая должна учитывать выгодное географическое положение страны, наличие транспортно-логистического потенциала и специализацию регионов.


Наши рекомендации