Источники информации для анализа рынка сбыта инновации
А. Источники вторичной (внешней) информации:
1. Данные, размещаемые в сети Internet.
2. Данные гос. органов управления: а) Национальный статистический комитет; б) Отраслевые министерства; в) Таможенный комитет РБ; г) Министерство экономики; д) Государственный комитет по науке и технике.
3. Справочники.
4. Статьи в специализированных изданиях.
5. Материалы публикации предприятиями и организациями.
6. Базы данных и результаты исследований, публикуемые консалтинговыми и различными исследовательскими компаниями.
Таблица 3.1 – Исходные данные для прогнозирования сбыта
Год | Розничный товарооборот, трлн.р. | Денежные доходы, трлн. р. | Инвестиции в торговлю, трлн. р. | Товарные запасы, трлн р. | Индекс потребительских цен (ИПЦ) | |||||
в факт. ценах. | в сопост. ценах. | в факт. ценах. | в сопост. ценах | в факт. ценах | в сопост. ценах. | в факт. ценах | в сопост. ценах | |||
3 936 | 3 936 | 5 577 | 47,03 | |||||||
7 698 | 5 272 | 11 505 | 91,48 | 1,46 | ||||||
11 273 | 5 720 | 17 085 | 165,93 | 1,35 | ||||||
14 400 | 5 845 | 22 792 | 249,59 | 1 044 | 1,25 | |||||
18 432 | 6 562 | 29 573 | 442,12 | 1 314 | 1,14 | |||||
23 951 | 7 896 | 38 622 | 588,74 | 1 684 | 1,08 | |||||
29 488 | 9 085 | 48 702 | 814,96 | 2 150 | 1,07 | |||||
36 272 | 9 978 | 59 758 | 1 042 | 2 706 | 1,12 | |||||
48 202 | 11 734 | 75 305 | 1 600 | 2 834 | 1,13 | |||||
52 033 | 11 515 | 87 401 | 1518,2 | 3 803 | 1,1 | |||||
64 865 | 13 050 | 108 468 | 1993,7 | 4 722 | 1,1 | |||||
112 899 | 10 868 | 164 980 | 4340,7 | 11 884 | 2,09 | |||||
15 963 | 7722,1 | 1,22 | ||||||||
9121,3 | 1,17 | |||||||||
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [33].
На четвертом этапе предполагается построение модели посредством использования различных функций прогнозирования в MS Excel. Прогнозирование с помощью функций MS Excel предоставляет большие возможности, чем графические средства [14]. Приведем список и описание функций, используемых в процессе прогнозирования (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 - Список функций MS Excel применяемых при прогнозировании элементов сбыта продукции
Все эти функции доступны через инструмент «мастер функций» в MS Excel. Каждая из этих функций имеет не менее двух аргументов, один из которых задает массив значений независимой переменной X, а второй – массив значений зависимой переменной Y. В некоторых функциях можно задавать не только одномерный массив переменной X, но и двумерный, т.е. существует возможность исследовать зависимость между набором факторов X и переменной Y и строить множественную регрессию. Функции ЛГРФПРИБЛ и РОСТ работают с экспоненциальной регрессией, остальные – с линейной [32].
y = 961,32x + 2479,9 линейный тренд y = 4715,9ln(x) + 1204,2 логарифмический y = 35,666x2+ 426,34x + 3906,5 полиномиальный y = 3294,4x0,5494 степенной y = 4039,1e0,1046x экспоненциальный |
Рисунок 3 – Линейный, экспоненциальный, логарифмический, полиномиальный, степенной тренды
На рисунке 3 представлен объем розничного товарооборота в сопоставимых ценах, базисным является 2000 г. Из рисунка видно, что данные отражают единую тенденцию развития, обеспечивают необходимую адекватность, устойчивость, однородность и представительность, что позволяет использовать средства MS Excel при расчете прогнозных значений на 2014 г. Сводная таблица результатов прогнозирования розничного товарооборота в целом по республике различными средствами MS Excel представлена в таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Результаты прогноза розничного товарооборота Республики Беларусь на 2014 г.
Метод прогноза | Розничный товарооборот, в сопоставимых ценах | Модель | Коэффициент детерминации |
Линейный тренд | 16899,7 | y = 961,32x + 2479,9 | R²=0,9175 |
Логарифмический тренд | 13975,1 | y = 4715,9ln(x) + 1204,2 | R²=0,7561 |
Полиномиальный тренд | 18326,5 | y = 35,666x2 + 426,34x + 3906,5 | R²=0,9337 |
Степенной тренд | 14585,5 | y = 3294,4x0,5494 | R²=0,8984 |
Экспоненциальный тренд | 19395,1 | y = 4039,1e0,1046x | R²=0,9517 |
Среднее значение | 16636,4 | - | - |
Примечание – Источник: собственная разработка на основе [32;30]
Для прогноза розничного товарооборота на 2014 г. используется его рост за ряд лет. Результаты добавление линейных трендов представлены в таблице 2. Все тренды имеют высокий коэффициент детерминации, наибольший соответствует экспоненциальному тренду (R=0,9517), наименьший – логарифмическому (R=0,7561).
На основе составленной прогнозной модели можно сделать следующий вывод: на объем розничного товарооборота сильное влияние оказывают денежные доходы, инвестиции в торговлю и товарные запасы. В связи с этим в стратегии развития товарных рынков следует предусмотреть возможность реализации следующих перспективных направлений привлечения инвестиций в инфраструктурные активы:
• удержание достигнутого уровня насыщенности товарных рынков, обеспечивающего дифференциацию товарного предложения для удовлетворения потребностей различных контингентов потребителей при одновременном увеличении массы товарооборота;
• преодоление резких различий между региональными рынками в структуре спроса и предложения, а также несоответствия в развитии сегментов рынка, обслуживающих различные группы потребителей;
• формирование современного оснащения оптового звена, отвечающего требованиям потребительского рынка, оптимизация структуры товарных запасов;
• развитие институтов защиты прав потребителя, ужесточение механизма сертификации и стандартизации товаров и услуг, защиты отечественного рынка от недоброкачественного импорта;
• привлечение инвестиций в товаропроводящую сеть, которая должна учитывать выгодное географическое положение страны, наличие транспортно-логистического потенциала и специализацию регионов.