Анализ показателей деятельности конкурентов
Классификация показателей:
Количественные (объем производства, продаж, выручка от реализации, размер прибыли, доля рынка и т.д.) Делятся на:
| Качественные (особенности организации сбыта, уровень управляемости компании и т.д.) | Смешанные -объединяют и качественные и количественные показатели: рекламная активность, ассортимент и его характеристики и т.д. |
Задача анализа: изучить специфику маркетинговой и коммерческой работы конкурентов при параллельном сравнении с возможностями и особенностями собственной фирмы.
Возможные направления сравнения:
- методика и способы изучения рынков
- товарная политика, в т.ч.
· технология разработки новых товаров
· формирование оптимального ассортимента
- ценовая политика
- организация каналов товародвижения
- реклама и средства стимулирования сбыта
- кадровая политика
- особенности заключения контрактов
- методы ведения переговоров
- поддержание отношений с потребителями и партнерами и т.д.
Для обобщения показателей обычно по каждому конкуренту составляется банк данных. Существуют и более простые методики, например, анализ сильных и слабых сторон конкурентов(по наиболее значимым факторам).
Таблица сильных и слабых сторон конкурента «N»
Сильные стороны | Слабые стороны |
Технические нововведения | |
1. | 1. |
2. | 2. |
n. | n. |
Финансы | |
1. | 1. |
2. | 2. |
n. | n. |
Производство | |
1. | 1. |
2. | 2. |
n. | n. |
Управление (уровень управленческой культуры) | |
1. | 1. |
2. | 2. |
n. | n. |
Сбыт | |
1. | 1. |
2. | 2. |
n. | n. |
Потребители | |
1. | 1. |
2. | 2. |
n. | n. |
Для перехода к третьему этапу анализа необходимо отобрать из всех выявленных конкурентов фирмы группу приоритетных.
3 этап:
Сравнительный анализ конкурентов.
Лист оценки конкурентоспособности фирмы относительно
Предприятий-конкурентов
Это наиболее сложный по уровню обобщения этап анализа конкуренции, т.к. он систематизирует данные, полученные на предыдущих этапах. Для проведения оценки необходимо собрать ведущих специалистов фирмы разных направлений (экспертов в своей области). Задача экспертной группы – обсудить каждый показатель (направление деятельности) собственной фирмы и конкурентов и проставить оценки (баллы). Шкала выбирается произвольно: например, по 5-, 10-балльной школе; % шкале и т.д. В конце подсчитываются итоговые значения по каждой фирме. Если существуют значительные расхождения в оценках экспертов по какому-либо показателю, то берётся среднее значение (среднее арифметическое).
Факторы | Наша фирма | Конкуренты | ||||
А | В | С | D | E | ||
I. Товар
| ||||||
II. Цена
| ||||||
III. Каналы сбыта 1. Формы сбыта:
| ||||||
IV. Торговый персонал
| ||||||
V. Продвижение товаров на рынке 1. Реклама:
| ||||||
VI. Исследование рынка
| ||||||
Общее количество баллов: |
Метод определения конкурентоспособности фирмы -
“ Многоугольник конкурентоспособности “
Данный метод, по сути, похож на предыдущий, но более наглядный. Уровень компетентности каждого предприятия – конкурента оценивается по 8 векторам.
Например, выберем следующие направления для оценки:
- Концепция товара/услуги, на которой базируется деятельность предприятия
- Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов
- Цена, к которой следует прибавить возможную наценку
- Финансы - как собственные, так и легко мобилизуемые финансовые ресурсы
- Торговля с точки зрения коммерческих методов и средств
- Послепродажное обслуживание, позволяющее предприятию закрепить за собой клиентуру
- Внешняя политика, представляющая собой способность предприятия управлять в позитивном плане своими отношениями с политическими властями, прессой, общественным мнением
- Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих покупателей, но и убедить их в исключительных возможностях удовлетворить эти потребности.
Каждое направление обозначается на шкале вектора соответствующим делением (оценкой), а потом полученные 8 точек соединяются общей линией.
Накладывая многоугольники предприятий - конкурентов друг на друга, можно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому. Идеальная ситуация - наш многоугольник покрывает многоугольники конкурентов, но так не бывает (нет таких фирм, которые были бы сильны по всем направлениям сразу).
4 этап: