Анализ деятельности конкурентов как фактор маркетинговой стратегии фирмы

Конкуренция (от лат. сoncure – бежать к цели) есть соперничество между людьми в достижении цели. В условиях рыночной экономики конкуренция – это свойственная товарному производству борьба между предпринимателями за более выгодные условия производства и сбыта. Конкуренция – это общее свойство товарного производства, способ его развития.

Основное орудие конкуренции – фосстис (формирование спроса и стимулирование сбыта). Покупатель должен отдать предпочтение какому-либо товару, поэтому он должен убедиться в своем выборе на практике. Необходимую информацию он получает от производителей через рекламу.

Основой конкуренции служит свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого деятеля рынка получать для себя лично материальные выгоды. Характерными чертами конкуренции являются:

1) наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса;

2) свобода для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

Сущность конкуренции заключается в широком рассредоточении экономической власти внутри составляющих экономику двух главных совокупностей: производителей и потребителей товаров и услуг. Когда на конкретном рынке находится большое количество покупателей и продавцов, ни один покупатель или продавец не может предъявить спрос или предложение на такое количество продукта, которого было бы

достаточно, чтобы заметно повлиять на его цену.

Широкое рассеивание экономической власти, составляющее основу конкуренции, регулирует использование этой власти и ограничивает возможности злоупотребления ею.

Основными видами конкуренции выступают функциональная, видовая и предметная конкуренция.

Функциональная конкуренция может возникнуть из-за того, что одну и ту же потребность можно удовлетворить разными способами. Например, какую-либо культурную потребность можно удовлетворить с помощью книг, радио- и телепередач, театральных спектаклей и т.д. Следовательно, все перечисленные выше товары и услуги являются конкурентами.

Видовая конкуренция предлагает выпуск аналогичных товаров разными фирмами или одной фирмой, но разного оформления. Примером может служить производство автомобилей одного класса (например, малолитражных автомобилей), но с разной отделкой. Для потребителя особенно важно иметь образ фирмы для наиболее полного удовлетворения своих запросов.

Предметная конкуренция возникает, как правило, между аналогичными товарами разных фирм. Товары фирмы, лучше зарекомендовавшей себя по качеству изделий или по притягательности фирменной марки, реализуются наиболее успешно и приносят наивысшую прибыль.

Основными методами конкуренции являются ценовые, неценовые и незаконные.

Наиболее простые методы конкуренции – ценовые методы. Снижая цену, можно осуществить захват рынка. Японские фирмы часто снижают до 10% цены при выходе на новый рынок. Однако конкуренты, находящиеся на рынке, тоже могут снизить цены. Следовательно, фирме обязательно нужно иметь запас цены для ее снижения. Это открытые ценовые методы конкуренции.

Могут применяться и скрытые ценовые методы. Так происходит, например, в том случае, когда продукция более высокого качества продается по цене такой же, как у конкурирующей фирмы. Или осуществляется снижение цены потребления, означающее снижение расходов на эксплуатацию у потребителя (увеличение экономичности, уменьшение энергопотребления и т.д., а также больший комплекс услуг).

Неценовые методы конкуренции более сложны для фирм. Однако там, где цену можно поддерживать постоянной, продавец предпочитает (это прибыльнее) улучшать потребительские свойства товара. Благодаря НТР с ее гигантскими возможностями повышения потребительских параметров продукции сформировались благоприятные условия для использования неценовых методов конкуренции.

Основными из них являются:

А. Выпуск наукоемкой продукции. Приводит к повышению научно-технического уровня производства, расширению возможностей фирм, потребителей и к освоению новых областей деятельности.

Б. Минимизация сроков поставки товара. Способствует тому, что потребитель имеет возможность быстрее, чем конкуренты, применить новейшую технику и получить повышенную прибыль. Все это укрепляет доверие к поставщику.

Незаконные методы конкуренции. К ним относится всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, подлежат запрету:

1. Все действия, способные каким бы то ни было образом вызвать путаницу в отношении предприятия, товаров промышленной или торговой деятельности конкурента.

2. Ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, промышленную или торговую деятельность конкурента.

3. Указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести в заблуждение общественность относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара.

Незаконными являются также и действия, связанные с неправильным или противоправным использованием объектов промышленной собственности. Например, маркировка товара чужим или схожим с ним товарным знаком, дискредитация в рекламе чужого фирменного наименования, товарного знака или самого товара, использование не соответствующих действительности данных или утверждений, «рабское копирование» – производство имитации чужого изделия и т.п. При этом незнание, заблуждение и иные подобные причины не являются оправдывающими обстоятельствами, если акт недобросовестной конкуренции совершен.

Наши рекомендации