Методика анализа мнений персонала.
Мы познакомили Вас с основными принципами построения анкет. Если Вы любите самостоятельные решения, то мы рекомендуем Вам пригласить психолога и попросить его подготовить вопросник в контексте указанных выше принципов. Для любителей готовых решений мы прилагаем разработанную анкету для анализа мнений работников о своей организации и удовлетворенности своим трудом. Анкета не идеальна, однако она неоднократно использовалась отделом маркетинга и отделом по работе с персоналом для сбора информации и определения конкурентного преимущества и слабых сторон.
Методика «Мотивация-стимул»[13].
Авторы методики - Ю.К. Балашов, заведующий отделом аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит», к.э.н. и А.Г. Коваль, заведующий отделом аудиторской и консалтинговой фирмы «Топ-Аудит», к.т.н. считают, что поскольку две составляющие части, определяющие поведение человека - характер и интересы - разнообразны, система стимулирования должна учитывать это разнообразие, подстраиваться под него. Это определяет постановку задачи анализа и исследования мотивации - исходя из анализа интересов и характера членов трудового коллектива, построить такую систему стимулирования, которая вызывала бы предельно конструктивное поведение, обеспечивающее эффективную коммуникацию и достижение совокупного результата деятельности коллектива.
Существует несколько мотивационных типов, каждый из которых описывает характерное поведение человека в организации.
Мотивационные типы можно разделить на два класса:
1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения);
2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится).
Каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых из мотивационных типов в определенной пропорции. Таким образом, каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип. Условно доля мотивационного типа описывается числом от 0 (соответствующий характер мотивации полностью отсутствует) до 100 (человек описывается "чистым" мотивационным типом), и сумма всех чисел равна 100.
Различают следующие "чистые" типы мотивации:
Люмпенизированный тип.Относится к избегательному классу мотивации.
– все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений;
– согласен на низкую оплату, при условии, чтобы другие не получали больше;
– низкая квалификация;
– не стремится повысить квалификацию, противодействует этому;
– низкая активность и выступление против активности других;
– низкая ответственность, стремление переложить ее на других;
– стремление к минимизации усилий.
Инструментальный тип.Относится к достижительному классу мотивации.
– интересует цена труда, а не его содержание (то есть труд является инструментом для удовлетворения других потребностей, отсюда и название этого типа мотивации);
– важна обоснованность цены, не желает "подачек";
– важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
Профессиональный тип.Относится к достижительному классу мотивации.
– интересует содержание работы;
– не согласен на неинтересные для него работы сколько бы за них не платили.
– интересуют трудные задания - возможность самовыражения;
– считает важной свободу в оперативных действиях;
– важно профессиональное признание, как лучшего в профессии.
Патриотический тип. Относится к достижительному классу мотивации.
– необходима идея, которая будет им двигать;
– важно общественное признание участия в успехе;
– главная награда - всеобщее признание незаменимости в фирме.
Хозяйский тип. Относится к достижительному классу мотивации.
– добровольно принимает на себя ответственность;
– характеризуется обостренным требованием свободы действий;
– не терпит контроля.
На человека, который описывается некоторым мотивационным профилем, с целью изменить его поведение в организации, оказывается воздействие в форме некоторого стимула. Получив стимул, человек реагирует на него в соответствии со своим мотивационным профилем.
Эта реакция может быть:
· положительной, и человек изменит свое поведение так, как это задумывалось;
· нейтральной;
· отрицательной, когда нежелательное поведение только усиливается.
Понятийная модель "Мотивация-стимул" устанавливает связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования. Это отношение приведено в Таблице 3.
Таблица 3.