Функции и задачи кадровых служб

Кадровые службы являются функциональными подразделениями в организационной структуре управления организацией, и как правило, решают главные задачи и выполняют основные функции в управлении персоналом.

В РБ организационная структура, задачи и функции всех структурных подразделений, в том числе и отделов кадров, определяются непосредственно руководителем предприятия, но с учетом требований Государственного стандарта РБ.

Роль кадровой службы определяется нарастающим значением человеческих ресурсов в достижении конечной цели любой организации. По мере того, как значение этих ресурсов возрастает, изменяется и повышается роль кадровых служб.

Если мы вспомним, то в рамках классической теории управления основным объектом управления была технология производства, а не работники. Функции управления персоналам ограничивались лишь регламентацией найма, учета рабочего времени, увольнения и осуществлялись руководителем предприятия. Кадровых служб в этот период (конец 19 века) не существовало. Только в начале 20-го века в составе фирм (в основном американских) стали формироваться первые специализированные подразделения, осуществляющие самую простейшую кадровую работу. Их называли вначале бюро по найму, а потом – отделами кадров.

В последующие десятилетия все в большей степени стала использоваться теория человеческих отношений. В этот период быстро росла численность наемных работников, появились крупные предприятия, возникло и начало развиваться рабочее движение, повышалась роль профсоюзов, политических партий. Естественно, что руководители вынуждены были искать пути и формы предупреждения конфликтов, налаживать партнерские отношения с наемными работниками, выявлять их потребности, учитывать их интересы и требования, мотивировать к добросовестному труду, всячески награждать, изучать и исполнять законодательство о труде.

Таким образом, возникла потребность в специализированных подразделениях, выполняющих эту работу.

Расширение и усложнение задач и функций кадровых служб предъявляют новые требования к организации их работы.

Организация работы кадровых служб – планомерная деятельность органов управления предприятия, руководителей кадровых подразделений и отдельных должностных лиц по формированию системы управления человеческими ресурсами и реализации кадровой политики организации.

Сущность и содержание работы кадровых служб предприятия составляют управление человеческими ресурсами.

Хотелось бы выделить некоторые характерные черты в управлении персоналом в организациях нашей республики:

1. Функции кадровых служб не претерпели существенных изменений, т.е. кадровые службы по-прежнему в основном отвечают за отбор персонала, оформление людей на работу, ведение документации, используют простейшие формы повышения квалификации работников.

2. Как показывают результаты социологических опросов руководителей, примерно 25% от числа кадровых служб фактически отстранены от формирования кадровой политики.

3. Отсутствует система служебного и профессионального продвижения (только по мере появления вакансий).

4. Доминируют материальные стимулы мотивации персонала.

5. Оценка деловых и личностных качеств, продвижение по службе работников зависят в основном от руководителя.

6. Только на 6% предприятий в общей оценке руководителя учитывают мнение подчиненных.

7. Для оценки работников тестирование применяется только на 7% предприятий.

8. Персонал структурных подразделений организаций практически не информируется или слабо информируется по вопросам назначения их руководителей на должность, что часто приводит к конфликтам.

9. Создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе признается только на 4 % предприятий.

Структура и штатный состав кадровых служб зависят от поставленных им задач и функций.

Управляющие персоналом – это самостоятельная группа профессиональных специалистов-менеджеров, главные цели которых – повышение производственной, творческой отдачи и активности персонала, разработка и реализация программы развития кадров организации.

Как комплексный управленческий процесс управления кадрами включает ряд частных процессов: планирование, организацию, регулирование, контроль, учет. Основную роль в управлении персоналом играет кадровая служба фирмы (предприятия), основные функции которой:

- Реализация стратегических и тактических целей фирмы;

- Прогнозирование ситуации на рынке труда и в собственном коллективе;

- Систематический анализ кадрового потенциала и планирование его развития;

- Мотивация персонала, оценка и обучение кадров;

- Содействие адаптации нововведениям и др.

Задачи кадровых служб:

1. Планирование и учет кадров.

2. Поиск кадров.

3. Отбор кадров.

4. Определение зарплаты и льгот.

5. Профессиональная адаптация.

6. Обучение и продвижение персонала.

7. Аттестация кадров.

8. Перестановка кадров по результатам аттестации.

9. Подготовка руководящих кадров.

10. Социальная защита персонала.

11. Юридические и дисциплинарные аспекты.

Перечень мер, которые могут приниматься для повышения эффективности работы персонала и обеспечения организации эффективно работающим персоналом:

1. создание новых вакансий и прием на работу новых работников.

2. Увольнение работников и прием на их место новых, более соответствующих требованиям.

3. Повышение квалификации (обучение) работников.

4. Переквалификация части работников.

5. Сокращение штата.

6. Повышение заинтересованности работников в результатах труда.

7. Привлечение работников к участию в процессе управления.

8. Проведение последовательной и рациональной политики управления персоналом.

9. Проведение продуманной социальной политики.

10. Внедрение политики перспективного роста работников и др.

Наши рекомендации