Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа

1. Сущность методики анализа.

2. Метод сравнения.

3. Метод цепных подстановок.

4. Метод разниц.

5. Интегральный метод.

6. Индексный метод.

1.Сущность методики анализа.

Метод экономического анализа – прием, подход, способ изучения хозяйственных процессов в динамике и статике.

Методам экономического анализа свойственно:

1. Использование системы показателей.

2. Изучение причин изменения этих показателей.

3. Выявление и измерение взаимосвязи между ними.

Использование приемов анализа для конкретных целей, изучение состояния анализируемого хозяйствующего субъекта составляет в совокупности методику анализа. Проводя анализ изменения какого-либо экономического явления, как правило, после анализа итоговых показателей переходят к анализу тех факторов, которые определяют итоговый показатель. Исследования факторов формирования показателей основывается на определенных приемах анализа, выбор которых зависит от поставленной задачи и наличия информационной базы.

2.Метод сравнения.

Ведущим приемом анализа является сравнение. Сравнение может проводиться по трем видам динамики, это зависит от выбранного для сравнения периода отчетности:

1) Выполнение плана – сравнивается фактическое значение изучаемого объекта в отчетном году с его расчетным значением (нормативным, запланированным), это дает оценку обоснованности плановых решений.

2) Фактическая динамика – сравнивается фактическое значение изучаемого объекта в отчетном году с его фактическим значением этого же периода предшествующего года, таким образом можно выявить динамику изучаемых параметров.

3) Плановая динамика – сравнивается запланированное значение изучаемого объекта в отчетном году с его фактическим значением предшествующего года, что обеспечивает оценку внутренних резервов предприятия.

Необходимым условием применения этого приема является сопоставимость сравниваемых экономических показателей.

Сравнение может проводиться как в абсолютных, так и относительных показателях.

Сравнение в абсолютных показателях определяется способом разниц и может иметь положительный и отрицательный результат. Сравнение в относительных величинах выражается либо в виде индексов, либо в виде удельного веса.

Рассмотрим применение приема сравнения: объектом анализа является результат выполнения плана по численности.

Состав работающих 2010 год Изменение Структура численности
план факт абсол. чел. (+/-) относит. % план факт изменение
Всего +2 0,47 -
В том числе ППП +35 81,77 89,53 +7,76
Из них: -рабочие -служащие       +18   7,2   58,41   62,32   +3,91
+17 23,36 27,21 +3,85
Непромышленная группа -33 -42,31 18,23 10,47 -7,76

Предварительные выводы, которые можно сделать без дополнительного привлечения информации следующие:

1) Предприятие превысило запланированную численность на 2 человека или на 0,47%, это может быть вызвано увеличением объема производства и потребностью в дополнительных рабочих.

2) Идет снижение (почти в 2 раза, -42,31%) непромышленной группы рабочих, учитывая, что данная категория рабочих содержится за счет прибыли, можно предположить снижение прибыли на предприятии, либо изменение социальной политики предприятия – реализацию социальных объектов предприятия.

3) Сокращение непромышленной группы не связано с общим сокращением рабочих на предприятии, а связано с переводом рабочих из непромышленной группы на производство. Но чтобы это утверждать, необходимо располагать дополнительной информацией отдела кадров.

4) Произошли изменения в структуре персонала, категория ППП увеличилась на 7,76%, а непромышленная группа сократилась на 7,76%, причем удельный вес рабочих увеличился на 3,91%, а служащих на 3,85%.

Для более полного анализа и выдачи точных рекомендаций необходимо проверить изменения в прибыли, прием и убытие новых работающих, изменение в объеме выпуска продукции и т.д.

3.Метод цепных подстановок.

Сущность этого приема заключается в том, что в исходную базовую формулу для определения результирующего показателя подставляется отчетное значение первого исследуемого фактора. Сравнение полученного результата с базовым значением результирующего показателя и позволит оценить влияние первого фактора. Далее в полученную при расчете формулу подставляется фактическое значение следующего исследуемого фактора. Сравнивая полученный результат с предыдущим, определяем влияние второго фактора. Процедура повторяется до тех пор, пока в исходную базовую формулу не будет подставлено фактическое значение последнего из факторов, введенных в модель

При использовании метода цепных подстановок результаты во многом зависят от последовательности подстановки факторов. Существует правило: сначала оценивается влияние количественных факторов, характеризующих влияние экстенсивности, а затем качественных, характеризующих влияние интенсивности. Именно на качественный фактор ложится весь неразложимый остаток.

Количественный характер носят те экономические показатели, которые получаются в результате производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия путем статистического и бухгалтерского учета.

качественный характер носят те экономические показатели, которые получаются путем дополнительного расчета и сопоставления статистических и бухгалтерских показателей.

Рассмотрим пример анализа выполнения плана по объему продукции за отчетный период. Исходные данные представлены в таблице.

Показатели Условные обозначения План Факт
Объем продукции, тыс. руб. N
ППП, чел. T
Производительность труда, тыс. руб. Пт=N/T 209,186 218,274

За отчетный период объем продукции увеличился на 3 910 тыс.руб. :

∆Nобщ = Nф - Nп=83610-79700=3910 тыс.руб.

1 подстановка: вводим фактическое значение первого фактора – численности рабочих:

Nт = Тф*Птп=382*209,186=79909 тыс.руб.

Определяем увеличение объема производства за счет увеличения численности рабочих:

∆N = Nт - Nп=79909-79700=209 тыс.руб.

Рассчитываем относительную величину изменения объема производства за счет влияния изменения численности рабочих:

%∆ Nт=209/3910*100%=5,4%

2 подстановка: определяем влияние второго фактора - производительности труда на изменение объема производства.

Nпт = Тф * Птф=83610*218,274=83610 тыс.руб.

∆Nпт = Nпт - Nт=83610-79909=3701 тыс.руб.

%∆Nпт = 3701/3910*100%=94,6%

∆Nобщ = ∆Nт + ∆Nпт=209+3701=3910 тыс.руб.

% Nобщ = %∆Nт + %∆Nпт=5,4%+94,6%=100%

План по объему продукции перевыполнен на 3910 тыс.руб., это произошло в результате изменения численности рабочих и производительности их труда.

Изменение численности рабочих – увеличение на 1 человека – привело к росту объема продукции на 209 тыс.руб., что составило 5,4% от общего прироста объема продукции.

Рост производительности труда обеспечил прирост объема продукции на 3702 тыс.руб., что составило 94,6% от общего увеличения объема продукции.

Таким образом, увеличение объема продукции произошло в основном за счет интенсивного фактора – роста производительности труда.

4.Метод разниц

Преобразование основного алгоритма метода цепных подстановок позволяет делать расчеты, используя не абсолютное значение факторов, а их приращение (метод разниц). Пользуясь данным методом, руководствуются следующими правилами:

1) При определении влияния количественного фактора приращение этого фактора умножается на величину базового качественного фактора.

2) При определении влияния качественного фактора его приращение умножается на отчетное значение количественного фактора.

В нашем примере это выглядит следующим образом:

1. ∆NТ = (Тф – Тп)*Пт =(382-381)*209,186=209 тыс.руб.

2. ∆NПт = Тф*(Птф – Птп)=382*(218.ю274-209,186)=3701 тыс.руб.

Остальное все по аналогии с методом цепных подстановок.

5.Интегральный метод.

При использовании интегрального факторного анализа расчеты проводятся на основе базовых значений показателей, а ошибки вычислений (неразложимый остаток) распределяются между факторами поровну в отличии от метода цепных подстановок, где большая часть такого остатка приходится на последний качественный фактор.

Оценка количественных и качественных факторов при использовании интегрального метода производится по формулам:

∆Nт = ∆Т*Птп + Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru

∆Nпт = ∆Пт*Тп + Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru

Используем этот метод на нашем примере:

∆Nт = (382-381)*209,186 + Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = 214 тыс.руб.

∆NПт = (218,874-209,186)*381 + Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = 3696 тыс.руб.

6.Индексный метод

В статике, планировании и анализе хозяйственной деятельности для оценки количественной роли отдельных факторов одним из основных методов является индексный метод, который представляет собой отношение фактического показателя к базовому. Как правило, в числителе и знаменателе рассчитывается сумма произведений факторов в базовом и отчетном периоде.

Рассмотрим применение индексного метода факторного анализа в формульном варианте на примере определения объема продукции как произведения численности работников на производительность их труда.

N = Пт*Т, где N – объем производства,

где Т – численность работников, чел.

Пт – производительность труда, руб.

Изменение объема выпуска продукции за определенный период может быть выражено как результат влияния двух факторов: изменения производительности труда при производстве продукции каждого вида и изменения численности работников, занятых выпуском продукции соответствующего вида.

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru ,

где Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru - индекс изменения объема производства,

1 – отчетное (фактическое) значение,

0 – плановое (базовое) значение.

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru ,

где Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru - индекс численности рабочих, отражающий влияние на изменение объема продукции за счет изменения численности персонала.

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru - индекс производительности труда, который отражает влияние производительности труда на изменение объема производства.

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru

Разница числителя и знаменателя дает абсолютное значение изменения объема продукции за счет соответствующего фактора.

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = ∑Пт01 - ∑Пт00

NПт = ∑Пт11 - ∑Пт01

∆Nобщ = Nт + NПт

Пример. Определить влияние изменения численности и производительности труда на изменение объема продукции индексным методом.

Показатели Базовый период Отчетный период
А В А В
Объем продукции, тыс.руб.
Численность работников, чел.
Производительность труда, тыс.руб. 96,7 221,7 104,5

Определяем влияние численности работников на изменение объема производства:

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = 0,96

Абсолютное изменение объема производства за счет изменения численности работников:

NТ = ∑Пт01 - ∑Пт00 = (96,7*440 + 221,7*45) – (96,7*460 + 221,7*46) = 52524 – 54680

= -2156

Определяем влияние изменения производительности труда на изменение объема производства:

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru

Абсолютное изменение объема производства за счет производительности труда:

NПт = ∑Пт11 - ∑Пт01 = 54980 – 52524 = 2456 тыс.руб.

∆ Nобщ = -2156 + 2456 = 300 тыс.руб.

Общий индекс изменения объема продукции будет иметь вид:

Iобщ = IТ*IПт = 0,96*1,047

Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru = Методика экономического анализа. 1. Сущность методики анализа - student2.ru

∆N = 54980-54680 = 300 тыс.руб.

Общий объем производства продукции увеличился на 300 тыс.руб. или 0,5% против планового задания, такой результат получен под влиянием двух факторов. Сокращение численности работников привело к снижению объема производства продукции на 2156 тыс.руб. или на 4%, а рост производительности труда увеличил объем производства на 2456 тыс.руб. или на 4,7%

Наши рекомендации