Специально подготовленная предметная среда для детей 0-3 лет
включает в себя следующие блоки:
1. Зона развития крупной моторики
2. Зона для упражнений в установлении причинно-следственных связей, развития движения кисти руки и перехода от действия к деятельности
3. Зона сенсорного развития
4. Зона упражнений с сыпучими материалами
5. Зона упражнений с водой
6. Зона продуктивной и изодеятельности
7. Зона развития речи.
1. ЗОНА РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.
Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещать свое тело в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами.
Наверное, многие взрослые замечали, что здоровый маленький ребенок находится в непрерывном движении. То ему надо непрерывно залезать на диван и сразу же слезать обратно, то двигать по комнате тяжелое кресло или таскать подушки от дивана, открывать все дверцы шкафов, выдвигать ящики и т.д. без конца...
Ребенок 1-3 лет активно проживает период освоения движений и действий. В организации общих движений участвуют:
а) Ощущение положения тела в пространстве и частей тела относительно друг друга
б) Механизмы регуляции тонуса и силы сокращения мышц, координации движений
в) Зрение, позволяющее выбирать цель и направление движения, преодолевать видимые препятствия
г) Двигательная память, необходимая для автоматизации часто повторяющихся последовательностей движений, которые становятся быстрыми и ловкими.
Возможность постоянно находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность.
Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, укрепление всех групп мышц и суставов, а также формирование умений, навыков и потребностей.
Оборудование и материалы
1.Напольное покрытие с низким ворсом
2.Сухой бассейн с мягким наполнителем и мягкими бортами (напр. надувной, заполненный на ¼ резаным поролоном, который регулярно стирается с антистатиком)
3. Дорожка для ходьбы шириной 20 см. Она состоит из фрагментов, которые могут изменять угол наклона и угол поворота относительно друг друга. Фрагменты дорожки могут иметь разную поверхность. Если мама хочет подстраховать ребенка на дорожке, то ей надо идти вперед спиной – лицом к ребенку, протягивая ему обе руки.
4.Лазательный комплекс, включающий в себя горку, наклонную лесенку, подвижные лесенки-ступеньки, решетчатые арки. По горке полезно не только скатываться, но и подниматься ножками или заползая. Лучше всего использовать деревянный комплес, его поверхность не электризуется.
5.Спортивный комплекс со следующими снарядами: кольца, турник, канат, веревочная лестница - брахиация, шведская стенка, лианы, высокая горка и т.п. Страхуя ребенка на шведской стенке не стоит его поддерживать, тем более обхватывать его руки или ноги. Трудности обычно возникают при спуске, взрослый должен находиться рядом, должен быть готов подхватить ребенка, но рассчитывать ребенок должен на свои силы. На верхнюю перекладину можно повесить колокольчик или погремушку.
6.Шариковый сухой бассейн. Бассейн не должен быть глубоким, при необходимости ребенок должен иметь возможность почувствовать твердую опору под ногами.
7.Следы и ладошки из шершавой салфетки. Взрослый может выкладывать дорожки для ходьбы или ползания. Можно усложнять задачу провоцируя перекрестное положение рук при ползании или ног при ходьбе.
8.Сенсорные дорожки (можно сшить самим мешочки и заполнить их разными наполнителями)
9.Низкие параллельные брусья (малыши по ним ходят с опорой, а к 3 годам дети садятся на них верхом и передвигаются толкаясь руками сзади или подтягивая себя вперед).
10.Большие мячи для массажа и прыгания
11.Настенное баскетбольное кольцо и мяч. Высота крепления около 70 см. от пола. Можно использовать мягкий поролоновый мяч
12.Мячики, подвешенные к потолку на веревке или резинке.
13.Мягкие модули-кубики ( не очень большие, чтобы дети могли их сами переносить и строить, а затем ломать постройки)
Ожидаемые результаты:
умения | Навыки | Потребности |
· Устойчиво сидит без опоры, может при этом свободно заниматься игрушкой · Переворачивается со спины на живот и обратно · Ходит без опоры · Бегает, не смотря под ноги · Поднимается по ступенькам с опорой · Спускается по ступенькам с опорой · Ходит по наклонной поверхности · Выполняет различные движения на доске, шириной 20 см. – ходит прямо, боком, приседает. · Подлезает под препятствие · Перелезает через препятствие · Раскачивается и подтягивается на кольцах · Висит и подтягивается на турнике · Висит и подтягивается на подвижной перекладине · Лазает по шведской стенке · Может катить, кидать и вести мяч. · Умеет ловить и бросать движущийся мяч на резинке · Бросает мяч в кольцо. · Попадает в кольцо с разного расстояния | · Удержание равновесия в вертикальном положении · Перенос веса на одну ногу. · Сохранение равновесия при движении по доске шириной 20 см. · Сохранение равновесия на неустойчивой опоре · Сохранение равновесия при переноске крупных предметов · Сохранение равновесия на наклонной поверхности · Удержание собственного веса на руках в висе. · Чередование движений (руки-ноги, правая-левая) Координированное движение с предметами по определенной траектории. | · В усложнении движений · В высокой двигательной активности · В выполнении последовательного комплекса движений · В самостоя -тельности. |
2. ЗОНА ДЛЯ УПРАЖНЕНИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ, РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ КИСТИ РУКИ И ПЕРЕХОДА ОТ ДЕЙСТВИЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Переход от действия к деятельности характеризует новый этап в становлении мышления ребенка. Интеллектуальное развитие идет по пути интериоризации, т.е. присвоения внешнего порядка действий, перенесения его в умственный план.
Казалось бы простое действие – опускает ребенок шарик в отверстие, а тот выкатывается в лоток. Чем же оно так привлекает малыша, что повторять его ребенок может 8-10 раз подряд?
Действия, которые раньше совершались ради самих себя, затем становятся частью более сложного и важного навыка. Таким образом, мы имеем дело с эволюционным рядом поведения, которому свойственна функциональная подчиненность, то есть объединение отдельных простых действий или схем в более сложные структуры поведения. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Интерес к деятельности поддерживается различными сенсорными впечатлениями (звуки, развития цвета, формы, шероховатости и т.д.).
Для маленьких детей развитие тонкой моторики трудно переоценить, так как оно напрямую связано с развитием речи и мышления. Мышление развивается в процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, учитывая происходящее вокруг, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки. Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого.
При использовании тех материалов, которые не закреплены на стенах, необходимо переносить их на рабочий (однотонный, лучше белый) коврик или стол. Это позволяет сконцентрировать внимание, формирует привычку готовить материал к работе, а затем убирать за собой.
Оборудование и материалы
1. Большое и малое зубчатые колеса для вращения в вертикальной плоскости. Хорошо, если размер колес позволяет удерживать оба колеса за ручки одновременно. При таком вращении руки будут двигаться по разным траекториям, что очень полезно для улучшения взаимодействия правого и левого полушарий головного мозга.
2. Скаты для шариков. Лучше использовать открытый скат шириной не менее 70 см. и с небольшим наклоном желобков. Такая конструкция позволит ребенку наблюдать за движением шариков, ловить их, менять местами и т.д. Шарики могут быть разными: тяжелые деревянные большие и маленькие, с колокольчиками внутри, плотные резиновые…Это разнообразие дает возможность для интересных открытий и первых исследований ребенка.
3. Мешок с песком для перетяжки через блок. В качестве блока можно использовать обычную катушку-шпульку. Вес мешка около 2 кг.
4. Скользящие мягкие шарики
5. Сенсорные книжки (1-2 шт.)
6. Игрушка- юла
7. Поднимающиеся жалюзи с веревочкой и кольцом. Если за них спрятать зеркало, то интерес ребенка к этой работе сразу возрастет.
8. Коробочка с лотком
9. Коробочка с выдвижным шкафчиком. По сравнению с предыдущим действием алгоритм сильно усложняется: выдвинуть шкафчик, достать шарик, закрыть шкафчик, бросить шарик, снова открыть и достать. Очень часто дети пропускают фазу «закрыть». Нужно время и хороший способ контроля ошибок (шарик не должен выкатываться, если делать действия в другом порядке), чтобы ребенок понял и запомнил в чем тут фокус.
10. Коробочка с цветными колышками. Ставить колышки в гнезда просто, а без гнезд на лотке – трудно. Сначала взрослый ставит один колышек, а ребенок рядом – такой же по цвету. Позже ребенок будет все колышки выставлять сам. Усложнением задачи будет более близкое их расположение.
11. Коробочка с вязаным мячиком. Особенностью этой коробочки является то, что каждый раз её надо выдвигать полностью, а затем вставлять. Чтобы протолкнуть шарик потребуются усилия и выделение указательного пальца.
12. Диски на вертикальном штырьке. Первый способ работы с материалом очевиден, но возможно и усложнение задачи. Попробуйте снять сразу три диска, держа за нижний, не уронив отнесите их на стол или другой коврик, потом также верните обратно.
13. Кубики на вертикальном штырьке. Работа аналогична дискам, материалы можно совмещать.
14. Диски на горизонтальном штырьке. Штырек может быть направлен вправо, влево, на себя и от себя.
15. Шкафчик для развития запястья. Обратите внимание на желобок-паз в нижней части ящика.
16. Возвращающиеся кольца. Материал требует от ребенка более точной зрительно-моторной координации, чем аналогичный с шариками. Задача уже ясна, но попасть в отверстие – сложнее. В этот материал можно еще положить большие плоские пуговицы, при их удерживании пальчики работают чуть-чуть по-другому.
17. Скользящие кольца
18. Банка с шариками
19. Мягкие развивающие игрушки
20. Копилка
21. Модуль для движения по прорезям треугольник, круг, квадрат. Всем известно кинезиологическое упражнение для взрослых – попробуйте чертить в воздухе одной рукой круг, а другой квадрат одновременно. Сложно? Это очень полезное упражнение доступно для детей, если они двигают ручки по прорезям модуля.
22. Модуль для развития запястья (движение по проволоке). Вариантами усложнения здесь будет превращение движения в произвольное, т е осуществление ребенком произвольного контроля за движением руки. Остановить колечко в нужном месте ребенку очень сложно. Еще можно запускать колечки резким движением указательного пальца.
23. Модуль для развития запястья (движение по прорези). Кроме очевидного способа работы есть и более сложные – одновременное движение двумя руками в одном направлении или навстречу друг другу по разным траекториям.
24. Модуль с дверцами с шестью разными замками. За дверцами есть крючочки, на них можно вешать разные игрушки или фотографии детей группы в файлах или прозрачных конвертах. Это и тренировка памяти и дополнительный интерес.
25. Возвращающиеся шарики
26. Модуль с прищепками и крючками. Прищепки должны быть такой формы и жесткости, чтобы ребенок мог легко понять, куда нажимать. Надевать на крючки колечки с небольшим отверстием у детей получается легко, а вот снимать – не всегда, они часто пытаются просто дергать их вниз, нужно медленно и точно показать движение с поворотом кисти. В качестве палочек разной толщины для проталкивания в отверстия модуля можно использовать деревянные мебельные шканты, они продаются в хозяйственных магазинах.
27. Модуль со шнуровкой. При работе с этим модулем ребенок задействует обе руки, совершая одновременные, попеременные, перекрестные движения и действия с перехватом. На этапе освоения действий с перехватом важно участие взрослого: мама продевает – ребенок вытягивает шнурок, потом наоборот. При шнуровке по колышкам (гвоздикам) обратите внимание на выполнение действий по образцу, используйте разные способы и схемы шнуровки.
28. Подбор открученных крышек к баночкам и бутылочкам
29. Игрушки с резьбовым соединением
30. По-разному открывающиеся коробочки, кошельки, футляры с предметами (секретики). Ребенку важно не только открыть и достать, но и запомнить, где что лежало и убрать на место. Для начала достаточно иметь 7-8 предметов.
31. Рамка с застежкой на 3 большие пуговицы. (См. презентацию)
32. Рамка с застежкой-молнией. (См. презентацию)
33. Рамка со шнуровкой. (См. презентацию)
34. Рамка с кнопками. (См. презентацию)
35. Рамка с «липучками»
36. Массажные кольца
37. Народные игрушки ( клюющие курочки, бычок на доске и т.п.)
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | Потребности |
· Выполняет поступательные и вращательные движения рукой в вертикальной плоскости · Выполняет одновременные движения правой и левой рукой по разным траекториям · Перетягивает груз через блок. · Перелистывает страницы сенсорной книги · Манипулирует выдвижными ящичками · Пускает предметы в отверстие · Наблюдает за движущимся предметом (шариком) · Открывает и закрывает дверцы с простыми замками (крючок, шпингалет и т.д.) · Нанизывает диски на штырьки | · Установление причинно-следственных связей · Наблюдение за движущимся предметом · Освоение алгоритма деятельности · Координация работы руки и глаза · Координация работы ног и глаза · Работа с партнером – установление очередности действия · Предвидение результата собственных действий | · Потребность в завершенности процесса · Потребность в выборе материала · Потребность в многократном повторении действия до полного освоения навыка · Потребность в усложнении задачи · Потребность в социальном взаимодействии |
3. ЗОНА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ
Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Но нас интересуют не просто процессы сенсорного восприятия, но утончение восприятия. У ребенка до 5,5 лет очень велика потребность в действиях и деятельности, основанных на сенсорных впечатлениях, ребенок идет по пути сенсомоторного развития. Основные способы упорядочить сенсорные впечатления, которыми пользуется ребенок, это подбор пары по принципу совпадения признака и построения ряда по выраженности признака.
Зачастую дети спонтанно пытаются придать миру упорядоченное состояние: на пляже они стараются выстроить камушки от большого к маленькому, на кухне обожают подбирать крышки к кастрюлям, машинки делят на красные и зеленые, с большими колесами и маленькими...
Все материалы сенсорной зоны устроены таким образом, что в них изменяется только один параметр, все они имеют четкий алгоритм первоначальной деятельности, способ контроля ошибок, варианты усложнения задачи. Работая с ними, ребенок продолжает развивать тонкую моторику, осваивать алгоритмы деятельности, развивать мышление. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно
- является основой для интеллектуального развития
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром.
- Развивает наблюдательность
- Готовит к реальной жизни
- Позитивно влияет на эстетическое чувство
- Является основой для развития воображения
- Развивает внимание (как результат свободы выбора и автодидактического характера материала).
- Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно – познавательной деятельности
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности
- влияет на расширение словарного запаса ребенка
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Как и в других зонах, ребенок сам выбирает материал, привлекший его внимание. Взрослый должен показать ребенку, как с этим материалом работать, и потом помочь убрать его на место. Точный показ (презентация) должен быть освоен взрослым заранее. Усложнение задачи (расширение зоны ближайшего развития) происходит по мере освоения ребенком материалов и приобретения умений, навыков и потребностей. Особый акцент для детей до 3 лет мы делаем на развитие зрения (различение формы, размера и цвета) и осязания.
Все новые для ребенка абстрактные понятия (название цветов, сравнение большой-маленький, толстый-тонкий, длинный-короткий, высокий-низкий и др., названия геометрических форм и тел и т.д.) вводятся в активный словарь ребенка через трехступенчатый урок только после того, как ребенок получит, сравнит сенсорные впечатления и осознает разницу. В зоне сенсорного развития для малышей после материалов для основных презентаций обычно ставят материалы на сортировку по сенсорному признаку. Игры на расстоянии используют для развития разных типов памяти, как усложнение задачи при работе с уже знакомым ребенку материалом.
Оборудование и материалы
1.Открытые полки для материала
2.Индивидуальные рабочие коврики
3.Рабочий столик
4.Сенсорный модуль для развития тактильных ощущений. (Ряды на нем уже заданы и пары подобраны, ребенок сам обнаруживает закономерности и проверяет свои ощущения.)
5.Сенсорный модуль с геометрическими телами и зеркалом или:
5.1.Коробочка с большим цилиндром
5.2.Коробочка с тонким цилиндром
5.3.Коробочка с кубом
5.4.Коробочка с треугольной призмой
5.5.Коробочка с параллелепипедом
5.6.Коробочка с тремя геометрическими телами и зеркалом
6.Блоки цилиндров (три блока по пять цилиндров) См. презентацию.
7.Розовая башня из пяти кубов (шаг 2 см) См. презентацию.
8.Коричневая лестница из пяти призм (шаг 2 см) См. презентацию.
9.Вкладывающиеся коробочки
10.Матрешка- пятерка не раскрашенная (Можно использовать и две матрешки: донышки одной можно закрепить на дощечке и подбирать пары, как в цилиндрах, другую использовать как обычно. Лучше купить матрешку-7 и убрать две последних, тогда все 5 матрешек будут раскладываться..)
11.Набор вкладок круг, квадрат, треугольник с единичными предметами
12.Модуль с плоскими геометрическими фигурами. ( 1 полка – треугольник, круг, квадрат; 2 полка – прямоугольник, ромб, трапеция; 3 полка – равнобедренные треугольники: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный; 4 полка - круг меньшего диаметра, эллипс, овоид. ) Для проведения трехступенчатых уроков можно использовать каждую полку отдельно. Дополнительно можно сделать проекции всех фигур на карточках.
13.Модуль для подбора цветов. В качестве усложнения задачи можно использовать карты со схемой подбора цветов как образец.
14.Коробки с цветными табличками № 1, № 2
15.Сортировка цветных предметов
16.Пирамидка
17.Набор разновысоких цветных цилиндров на подставке. Этот материал требует при первом показе разделения задач: сначала вытащенные цилиндры сортируют по цвету, а только потом по размеру. Контролем служит первый ряд, построенный взрослым.
18.Колокольчики трех разных тонов на подставке-лесенке. Диаметры колокольчиков должны соответствовать кругам из мягкой ткани на подставке, располагают их соответственно – высокий по звуку – высоко, низкий – низко.
19.Шумовые цилиндры ( 3 пары). Их можно сделать из непрозрачных бутылочек от детского кефира с крышками двух разных цветов. На донышках делают цветовые контрольные метки.
20.Простая мозаика с образцами картинок.
21.Лото соответствие
22.Мешочки с предметами для ощупывания и набор таких же предметов в коробке
23.Набор парных предметов, отличающихся по величине
24.Мешочки для ощупывания (с различными крупами, парные)
25.Сенсорная дорожка из разных на ощупь материалов
26.Шары с магнитными секторами для подбора цветов
27.Игрушки с контролем по форме и по цвету.
28.Сортировка пуговиц по цвету в баночки с прорезями в крышках
29.Сортировка мелких предметов по форме
30.Сортировка поролоновых шариков и кубиков с помощью пинцета
Ожидаемые результаты:
Умения | Навыки | потребности |
· Различает предметы и поверхности на ощупь · различает предметы по форме · различает предметы по величине · распознает плоские геометрические фигуры · сопоставляет фигуры с проекциями · распознает основные цвета · различает звуки по громкости · различает звуки по высоте | · ношение предметов · осуществление последовательного построения · подбор соответствия · подбор пар · алгоритмизация деятельности · сравнение по определенному параметру · работа по памяти | · потребность упорядочивать сенсорные ощущения · сформирован- ная потребность в выборе материала · сформирован- ная потребность в завершении работы · потребность с помощью контроля, заложенного в материале проверить и оценить свои действия. |