Анализ рынка детских развивающих центров
2.1. Существующее положение, тенденции
В 80-е годы в Рязани, на базе Дворца нефтяников (ныне – Дворец молодёжи) действовала студия эстетического воспитания детей (от 2-3 лет). Комплексно преподавались: ритмика, рисование, музыка, английский язык. По воспоминаниям очевидцев, попасть в эту студию было очень трудно – слишком велико было количество желающих.
Согласно теории НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей), предложенной известным педагогом-практиком Б.П.Никитиным, с годами человек утрачивает способности к эффективному развитию. Основные способности закладываются в раннем дошкольном возрасте.
Крайне важно создать условия для опережающего развития, чтобы стимулировать постоянный дальнейший рост способностей ребенка. Именно эти задачи решают детские развивающие центры.
Проведенные исследования показывают, что дети, которые посещали такие центры, имеют большие преимущества на фоне своих ровесников уже при поступлении в школу; они более развиты, более сообразительны, легче адаптируются в детских коллективах.
Помимо муниципальных и государственных учреждений, предлагающих сходные услуги, с каждым годом появляется все больше и больше частных центров детского развития, способных предложить родителям нестандартный подход к развитию их детей.
Сегодня молодые родители все больше внимания уделяют развитию своих детей. Подход детских садов их если и устраивает, то только частично. Поэтому многие родители пытаются найти какую-то альтернативу, получить дополнительные возможности извне.
Для детей в любом возрасте очень важно общаться со своими сверстниками. Это дает возможность пройти процесс социализации. Ребенок в коллективе начинает ассоциировать себя с обществом, искать для себя в нем подходящее место. Именно поэтому очень важно давать своему ребенку возможность общаться.
Эти задачи с успехом выполняют детские развивающие центры.
Потенциальные потребители – это активные и независимые родители в возрасте до 35 лет, уделяющие внимание воспитанию собственных детей; люди со средним и выше среднего достатком. Подробнее – о потребителях будет сказано в разделе «Маркетинг».
Структура занятий детских центров содержит в себе различные виды деятельности: подвижные игры, комплексы упражнений, направленные на физическое развитие ребенка, упражнения на развитие внимания, речи, мышления ребенка, музыкально-ритмическая часть, вокал, обучение игре на музыкальных инструментах, сенсорное воспитание, пальчиковые игры, сценическое мастерство, рисование, танцы, математика, языки, шахматы, йога, ушу, фитнес и прочее.
Проводится подготовка детей к школе, диагностика готовности.
Часто дополнительно проводятся детские праздники, психологические консультации для родителей, занятия с логопедом и т. п.
Преимущества занятий в детских развивающих центрах:
1) В детских развивающих центрах занятия проводятся с небольшим количеством детей (6-7человек). Это позволяет преподавателю уделить достаточно внимания каждому ребенку;
2) Занятия проводят опытные педагоги с профильным образованием по современным и проверенным методикам.
3) Комплексный подход к обучению. Ребенку помогут развить мелкую моторику, память, внимание, мышление, речь. Научат читать и раскроют творческий потенциал малыша с помощью рисования, лепки, аппликаций и поделок.
4) На занятиях маленьких детей присутствуют родители, что для малыша очень важно. В отличие от детского сада, пусть и самого лучшего, отсутствие мамы у ребенка вызывает стресс. На занятиях в детских дошкольных развивающих центрах родители принимают непосредственное участие. Это дает им возможность узнать своего ребенка гораздо лучше, а малыш чувствует свою защищенность.
5) К каждому ребенку нужен персональный подход, поэтому родители могут выбирать предлагаемые методики и направленность занятий, чего в детских садах не предусмотрено.
6) В детских садах, школах, муниципально-государственных учреждениях родители практически не могут влиять на процессы обучения, на программы и выбор преподавателей.
Требования, выдвигаемые к частным центрам, гораздо выше; здесь потребители выступают в роли строгих судей, голосуя рублём.
Важнейшее условие – педагог и проводимое им занятие должны нравиться: и детям, и родителям. Безусловно, это – не единственный критерий выбора того или иного учреждения (об этом будет сказано ниже), но, пожалуй, самый важный.
Центры развития, как правило, используют три вида программ.
1. Классические дошкольные, по которым работают государственные дошкольные учреждения (детские сады). К ним относятся, например, программы «Развитие» (Л.А. Венгер) или «Радуга» (Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик и др.). Они нацелены на развитие познавательных и творческих способностей у малыша, на адаптацию к садику.
2. Новые авторские программы – разработки Марии Монтессори, Зайцева, Никитиных, Лыковой (изо), Сесиль Лупан, Глен Доуман, Масару Ибука, помогающие ребенку развить качества лидера, коммуникабельность, и нацеленность на успех в жизни.
3. Собственные разработки преподавателей, специалистов, основанные на классических и современных методиках, направленные на раскрытие и развитие творческого потенциала детей, в которых много времени уделяется художественному искусству, музыке, развитию творческих способностей, логики и др.
Конкурентная среда
Исследование состояния рынка развивающих услуг для детей дошкольного возраста в г. Рязань проводилось в августе 2016 г.
Основной задача исследования в рамках бизнес-плана – сбор и анализ информации о состоянии рынка и работе различных учреждениях такого типа.
Анализ полученной информации позволил оценить параметры рынка развивающих услуг в г. Рязань.
В период проведения исследования на рынке детских образовательно-развивающих услуг действовало около 70 учреждений (компаний), предоставляющих развивающие программы различного вида для детей.
Они могут быть классифицированы по следующим характеристикам:
(1) Форма собственности и управления
- государственные/муниципальные (ГМУ)
Значительную часть действующих учреждений, декларирующих услуги развивающего образовательного характера, представляют государственные / муниципальные учреждения, которые располагаются в различных районах города.
Таких учреждений – около 20.
К крупнейшим относятся:
1. Дворец детского творчества, МAУДО «Рязанский Городской Дворец Детского Творчества» (Студия раннего развития "Умка", студия «Теремок»), ул. Есенина, 46.
2. «Центр детского творчества «Южный», МБУДО (+"Совушка", малая детская академия при центре детского творчества Южный), ул. Щорса, д. 35а.
3. «Содружество», информационно-образовательный центр, Первомайский просп., д. 61, филиал: ул. Новоселов, 49.
4. «Звезда», военно-патриотический клуб, ул. Бирюзова, 12.
5. «Парус», семейно-педагогический клуб, ул. Вознесенская, д. 10.
Характерными особенностями таких учреждений являются:
- длительное время пребывания на рынке – 20 и более лет;
- как правило, «советский» принцип организации деятельности – кружковая работа, наличие в некоторых учреждениях старых кадров;
- обладание значительными по площади помещениями;
- большое количества кружков и студий для детей всех возрастных групп (в подавляющем большинстве – для школьников);
- оказание бесплатных или недорогих услуг;
- частично бюджетное финансирование;
- ограниченные возможности по оплате персонала;
- ограниченные возможности по оказанию развивающих услуг для дошкольников;
- отсутствие гибкости в использовании новых современных методик.
- некоммерческие организации (НКО);
- коммерческие организации (частные центры – ООО или ИП).
(2) Направленность организаций
Кроме развивающих детских детских центров, кружков, студий при ГМУ в Рязани работают несколько коррекционно-развивающих логопедических центров, ориентированных на работу с детьми, имеющих проблемы с развитием, с речью («Дар Речи», «Говорун», «Тёма», «Наши дети», «Совёнок»); центры развития здоровья («Мой Ангел», «Сказка», др.); мини-детские сады («Знайка», «Паровозик из Ромашкова», др.).
(3) Количество детей, посещающих заведение.
- 150-200 и более чел. (из коммерческих организаций – «Премиум Поколение»; «Дом и Дети», др.)
- 100-150 чел.;
- до 100 чел. (большинство частных центров).
(4) Ценовая политика.
- бесплатно или условно-платно: все ГМУ;
- средняя ценовая категория: 250-350 р./зан, 2 500 – 4000 р. – абонемент – частные центры;
- высокая: система членских карт;
- сверхвысокая цена: индивидуальные занятия.
(5) Минимальный возраст приёма детей.
- от 1 года и даже от полугода (в т.ч., грудничковое плавание);
- от 1,5 лет (большинство);
(6) Используемые методики, наполненность занятий, количество преподавателей, квалификация, авторские программы и проч.:
- комплексность программ развивающего характера, включающих следующие блоки: «Знакомство с окружающим миром», «Развитие речи», «Математика», «Музыка и хореография», «Физическое развитие», «Мелкая моторика», «Логика», «Прикладное творчество, изобразительное искусство», «Шахматы», «Йога» и др.
(7) Продолжительность занятий, количество преподавателей, квалификация, авторские программы и проч.:
- от 40 мин. (для самых маленьких) до 1,5-2 часов;
- количество преподавателей – 1-2, в зависимости от наполнения занятий;
- использование элементов различных методик;
- декларирование высокой квалификации педагогов (в т.ч. авторские разработки, запатентованные программы и т.д.).
Рассматриваемые нами центры – коммерческие (частные); организационно-правовая форма – ООО или ИП. В табл. 1 – данные об этих центрах – адреса и телефоны; в отдельных случаях – сайты.
Таблица 1. Перечень частных детских развивающих центров
№ п/п | Детские центры | Местоположение | Контакты |
….. | |||
Количество действующих негосударственных детских развивающих центров в г. Рязани в 2002-2016 гг. представлено в табл. 2 и рис. 1
Таблица 2. Количество действующих