Детских реабилитационных центров

Реабилитационная деятельность в детских домах-интернатах и детских реабилитационных центрах имеет свои особенности и спе­цифику, связанные не только с возрастом детей, но и с их интеллек­туальными и физическими возможностями. Она включает такие формы реабилитации, как медицинская, коррекционно-воспитательная, обучение навыкам личной гигиены и самообслуживания, эле­ментарной грамоте, социально-бытовой адаптации, трудовому и профессиональному обучению.

• Важным моментом для назначения реабилитационных мероп­риятий является своевременная диагностика умственного и физи­ческого нарушения ребенка; это, в свою очередь, позволяет опреде­лить потенциальные возможности его интеллектуального и физи­ческого развития, полноценно составить индивидуальную реаби­литационную программу.

• Другим важным аспектом в реабилитации детей с физически­ми и умственными нарушениями является использование в реаби­литации высоких технологий, эффективных методов восстановле­ния, методик, зарекомендовавших себя как наиболее оптимальные, эффективные средства реабилитации в медицине, педагогике и со­циальной сфере, имеющие стабильный международный авторитет по их использованию. Это психологические методы М. Монтессори, Р. Штайнера, кондуктивной педагогики и физические средства восстановительного лечения - метод супругов Бобат, Войта, Г. Кабат, М. Кнот и др.

• В основе многоплановой реабилитационной работы с детьми, имеющими умственные и физические нарушения, лежит принцип Л.С. Выготского: «Через движение к развитию познавательных на­выков, через познавательные навыки к самостоятельности».

На этапе современных подходов интегрированной комплексной реабилитации при участии специалистов различного профиля, в том числе педагогов, необходимо владеть основами нейропсихологического тестирования и эффективными средствами реабилитации в педагогике и медицине; на этой основе уметь составить индиви­дуальную программу реабилитационных мероприятий. Для этого предлагается внедрить в практику комплексной медико-педагоги­ческой реабилитации метод кондуктивной терапии и ее документа­цию: кондуктивный статус и формализованные кондуктивные кар­ты, отражающие деятельность сотрудничества пациента и кондуктора-педагога на всем пути программы реабилитации.

Основные задачи реабилитационной деятельности

(детского дома-интерната, реабилитационного центра и т.д.)

1. Развитие двигательной сферы по индивидуальным програм­мам.

2. Развитие познавательной деятельности.

3. Развитие речи.

4. Развитие творческих способностей.

5. Подготовка к школьному обучению и подбор типа школы

6. Трудовое образование, трудоустройство.

7. Формирование социальной адаптации.

Медико-педагогические реабилитационные мероприятия

и их особенности

1. Нейропсихологическое и соматическое обследование воспи­танников, пациентов для назначения объема реабилитационных мероприятий и их этапности в рамках краткосрочной и долговре­менной программы реабилитации.

2. Средства восстановительного лечения (медикаментозное, массаж, кинезиотерапия по методу Б. Бобат, Г. Кабат; ЛФК, биобратная связь, водолечение, электрофизиолечение, фитотерапия, психотерапия и т.д.).

3. Отбор и оформление больных на медико-техническую рекон­структивную реабилитацию в условиях специализированных кли­ник (ортопедическое протезирование, реконструктивные операции при пороках сердца, физических уродствах и других аномалиях Развития).

4. Представление перспективных воспитанников к обучению и профессиональной реабилитации в условиях средних специальных учебных заведений и т.д.

Специальная образовательная программа

(педагогические реабилитационные мероприятия)

Методологические подходы: психолого-педагогическое сопро­вождение на основе методов М. Монтессори, Р. Штайнера, кондуктивной терапии (педагогики).

• Дошкольное обучение

Восстановление в опосредованно-дидактической форме двига­тельных и сенсорных функций, тренинг кинестетического аппара­та, восстановление зрительно - моторной координации, коррекция нарушений речи, развитие познавательных и бытовых навыков.

• Школьное обучение.

Предусматривает этапный учебный процесс, который строится на принципе неполного среднего образования по программе спе­циального (коррекционного) обучения.

Уровни реабилитационных мероприятий в педагогике:

1-уровень - дети дошкольного возраста с сохранным интеллек­том, пограничной умственной отсталостью, программа медико-пе­дагогического сопровождения с подготовкой к школьному обуче­нию.

1А уровень - дети с глубокой и тяжелой степенью у.о.; програм­ма освоения элементарных познавательных навыков и навыков са­мообслуживания.

2 уровень - дети школьного возраста с умеренной степенью у.о.; коррекционная программа для 1 -4 классов.

3 уровень - дети школьного возраста с легкой степенью у.о.; кор­рекционная программа для 5-8 классов.

5. Учебно-производственная программа (социально-реабилита­ционные мероприятия).

Обучение бытовым и профессиональным навыкам, профориентация? трудовое обучение; трудоустройство (см. приложение);

а) бытовые навыки:

- самообслуживание;

- уход за жилищем, одеждой, предметами обихода;

- домашняя экономика;

- навыки поведения в общественно-значимых учреждениях.

б) профессиональные навыки

- прикладное искусство (мастер по худ. росписи и т.д.);

швейное дело (закройщики, модельеры, швея-мотористка);

- оператор ЭВМ;

- бумажно-картонажное производство (тех. рабочие, тех специ­алисты);

- штукатурно-малярное дело (подсобные рабочие, мастера);

- животноводство (подсобные рабочие и др.);

- кулинарное дело (мастера хлебобулочных и кондитерских из­делий).

в)трудоустройство;

г) подготовка и устройство в специальные средне технические учебные заведения, приобретение профессии.

Для обеспечения условий комплексной реабилитационной про­граммы детскому реабилитационному учреждению стационарно­го типа необходимо иметь соответствующую материально-тех­ническую базу:

1. спальное отделение;

2. пищеблок, столовая;

3. радиоузел;

4. актовый зал;

5. мед. блок с кабинетами:

- функциональная и клиническая диагностика (диагностичес­кое оборудование: аппарат ЭМГ, ЭЭГ, лабораторная техника);

- физиотерапия;

- кинезиотерапия;

- водолечение (подводный массаж, циркулярный душ, хвойно-жемчужные ванны);

- парафинолечение;

- процедурный кабинет;

- стоматология;

- ЛФК;

- БОС (восстановление двигательных нарушений, координация и психоэмоциональная коррекция);

- массаж;

- фитотерапия;

- психотерапия;

- логопедия.

6. учебно-воспитательное отделение:

- учебные классы кабинетного типа (развитие речи, чтение, гео­графия, математика и т. д.);

- кабинет для сенсорного развития;

- кабинет музыки и ритмики;

- кабинет психотерапии;

- кабинет бытовой адаптации (приготовление пищи, уборка по­мещения, самообслуживание);

- кабинет предметно-практической деятельности (рисование, вя­зание, лепка и т. д.);

- компьютерный класс;

7. отделение социально-трудовой реабилитации:

- швейное дело;

- ремонт одежды, декоративное оформление;

- прикладное искусство;

- изготовление бумажно-картонажных изделий;

- столярные мастерские;

- штукатур но-малярное дело;

- пекарня (хлебобулочные изделия, кулинария);

- подсобное хозяйство;

- теплица;

8. отделение рекреационной реабилитации:

- иппотерапия (площадка для обучения верховой езде);

- дансингтерапия;

- арттерапия;

- библиотерапия;

- театр-студия;

9. отделение приобретения социального опыта:

- проведение учебных занятий в социально-значимых учрежде­ниях (аэропорт, почта и т.д.).

Необходимые для медико-педагогической реабилитации наглядные пособия и оборудование

Видеоплеер; телевизор; фильмоскоп; диапроектор; муз. центр; кукольный театр; сенсорное оборудование (световая трубка, свето-оптические волокна, вращающийся зеркальный шар, сенсорные мячи, кассеты со специальной музыкой для релаксации и т.д.), обо­рудование ЛФК (валики, система терапевтических укладок, сухой бассейн, лабиринт, «перекати-поле», маты, надувной батут и т.д.); дидактическое оборудование (черепаха, кубики, конструкторы, до­мино, мольберт, мозаика и другие развивающие дидактические иг­ровые наборы, детские музыкальные инструменты, магнитные азбуки, наборы геометрических фигур, счетный материал), БОС по развитию речи и другим предметам бытового и образовательного направления и т.д.

С целью совершенствования реабилитационных мероприятий детское реабилитационное учреждение должно иметь научно-практическую направленность.

Задачи:

1. Научный анализ результатов по воспитательно-учебному про­цессу, трудовому воспитанию, физическому и психическому развитию;

2. Разработка новых технологий медико-педагогической реаби­литации в условиях домов-интернатов, реабилитационных центров;

3. Обучение специалистов на курсах усовершенствования при ме­ди­цин­ских, педагогических и социальных ВУЗах и т.д.;

4. Проведение научно-практических конференций, семинаров;

5. Разработка методических рекомендаций.

Кадровая политика в детских реабилитационных учреждениях

Для успешного проведения реабилитационных мероприятий большое значение имеет так называемая «терапевтическая среда», базовой основой которой являются специалисты, участвующие в реабилитационном процессе, другими словами, кадры (врачи, пе­дагоги, средний и младший мед. персонал, другие специалисты).

Подбор кадров должен строиться с учетом наличия эмпатии у специалиста, высокого профессионализма, его умения создать ком­фортные условия в коллективе и способности работать в тесном сотрудничестве с пациентом на основе симпатии и уважения к нему.

Если обратить внимание на типовое штатное расписание детс­ких домов-интернатов, то количественное отношение сотрудников к воспитанникам крайне недостаточно для обеспечения должного реабилитационного процесса. Большинство детей неспособны об­служить себя в силу физических и умственных нарушений. 40% пациентов в таких учреждениях требуют круглосуточного индиви­дуального ухода.

Поэтому для обеспечения деятельности детских реабилитаци­онных стационарных учреждений необходимо:

1. Медицинский персонал (кол-во сотрудников: кол-во детей):

• психиатр 1: 50;

• невропатолог 1: 50;

• физиотерапевт 1; 50;

• кинезио-терапевт 1: 100;

• массажист 1: 50;

• логопед 1: 50;

• педиатр 1: 100;

• психолог 1:100;.

• ортопед 1:100;

• стоматолог 1: 100;

• инструктор ЛФК 1:50

2. Средний и младший персонал (с учетом суточных дежурств):

• Медицинские сестры из расчета 1: 40 в сутки, в смену 4;

• Са­нитарки по уходу за больными с двигательными и психическими нару­шениями, из расчета 1: 3;

• Санитарки-буфетчицы 1: 3 для де­тей, не способных к самостоятельному обслуживанию.

3. Педагогический коллектив:

• Педагоги 1: 5;

• Музыкальный работник 1: 10;

• Инструктор по труду 1:10.

Это всего лишь небольшой перечень необходимого пер­сонала для обеспечения реабилитационных мероприятий.

Обобщая вышесказанное, детские реабилитационные учрежде­ния представляют собой медико-социально-педагогический комп­лекс, в штатной структуре которого специалисты разных професси­ональных направлений обеспечивают выполнение комплексной про­граммы реабилитации: медики, социальные работники, логопеды, педагоги, психологи и др.

Соотношение специалистов и пациентов приравнивается к меж­дуна­родному стандарту: медиков 1+5, педагогов-кондукторов 1 + 6, социальных работников 1 + 12, при наличии инвалидов, неспо­собных себя обслуживать, число ухаживающих из социальных ра­ботников должно составлять 1+2.

4. Транспорт:

• С целью обучения воспитанников поведению в социально значи­мых учреждениях (почта, магазины и т.д.) важно наличие специ­ального транспорта, а именно: 2 автобуса (из расчета 1: 30 детей в смену):

• Медицинская скорая помощь -1;

• Транспорт для административно-хозяйственной деятельности.

Глава V

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Наши рекомендации