Place. Стратегия дистрибуции
Дистрибуция одна из ключевых компетенций компании, которая позволяет заметно снижать издержки. ИКЕА располагает 27 дистрибьюторскими центрами в 16 странах, из которых продукция направляется в ИКЕА магазины в более чем 280 магазинов в 26 странах мира. Компания стремится сократить путь от производителя до конечного потребителя, а также максимально точно спрогнозировать объем спроса, чтобы избежать лишних затрат на производство и хранение.
Компания владеет сетью фирменных торговых площадей, а также (реже) использует франчайзинговую модель. Все магазины сети располагаются в удалении от центра города, оснащены бесплатной парковкой, детской, а некоторые и мужской, комнатами, ресторанами ИКЕА Фудс.
Promotion. Стратегия продвижения
А. Реклама
Известный слоган «ИКЕА. Мысли смелее» прекрасно характеризует рекламную стратегию бренда: все коммуникационные сообщения смелые, креативные, с чувством юмора. Все эти характеристики полностью отвечают концепции бренда.
ИКЕА ведет активную маркетинговую политику, использую телевизионную, печатную, наружную и эмбиент-рекламу, то есть с задействованием элементов окружающей среды.
В коммуникационных сообщениях акцентируются
· функциональные характеристики:
http://www.youtube.com/watch?v=7GNBuX-b6mE
·
ценовое преимущество: «It’s true you can have it cheaper»
· активно используется эмоциональное воздействие.
«Home is the most important place in the world» :
http://www.youtube.com/watch?v=SEe05lCgYrY&feature=related
Особый интерес представляет эмбиент-реклама, так как гарантирует задействование всех каналов восприятия и привлекает внимание:
Отметим, что ни одна другая мебельная компания не использует рекламные средства в таком объеме и с такой эффективностью.
Однако главным маркетинговым инструментом является каталог ИКЕА, доступный как в электронном варианте на официальном сайте, так и в бумажном. Примерно 70%т рекламного бюджета уходит на его разработку, печать и распространение.
б) Стимулирование продаж
ИКЕА всегда устраивает сезонные распродажи, усиливая при этом маркетинговые коммуникации, стимулируя тем самым спрос. К тому же, периодически устраиваются акции на какие-то определенные виды товаров длиною в несколько дней. А, при установлении постоянной цены учитываются психологические факторы («красивые цены»).
Помимо этого, магазины устроены таким образом, что покупатель вынужден пройти весь магазин от начала до конца. Удобство долгому путешествию придают симпатичные, тщательно продуманные интерьеры, в которых можно посидеть, походить и прочувствовать. Чтобы увеличить количество спонтанных покупок везде на полках и в ящиках лежат всякие мелочи для дома. Хитрость заключается еще и в том, что некоторые, наиболее примечательные товары можно встретить в магазине раз пять.
в) Связи с общественностью
В рамках своей миссии «изменить к лучшему повседневную жизнь людей» ИКЕА пропагандирует использование энергосберегающих ламп, вносят свой вклад в улучшение образования миллионов детей в отстающих странах, участвуя в ежегодной кампании по сбору средств от продажи мягких игрушек, сотрудничает со Всемирным фондом дикой природы (WWF), фондом «Спасем детей», ЮНИСЕФ и многими другими организациями.
Анализ несоответствий
На мой взгляд, комплекс маркетинга полностью соответствует заявленной аудитории и позиционированию. Нетрадиционно сильный и активный для российского рынка мебели маркетинг, конкурентоспособный уровень цен при лучшем, чем у большинства российских производителей, качестве и более современном дизайне выгодно отличают компанию на фоне конкурентов и удовлетворяют мотивам целевой аудитории.
6. Проблемы бренда и рекомендации по их устранению:
К слабым местам бренда можно отнести его двоякую репутацию: низкие цены традиционно ассоциируются в сознании потребителя с низким качеством продукции. Подобные предубеждения существуют и в отношении мебели ИКЕА. Однако российскому потребителю свойственно стремление к статусности, при этом, чем ниже социальное положение, тем ярче оно выражено. Поэтому, может быть, стоит попробовать сместить акцент в маркетинговой политике с продукта на потребителя и продемонстрировать социальные выгоды покупки.
К угрозам на рынке относятся внешние факторы, которые компания не в силах нивелировать полностью. Так, например, трудно что-либо посоветовать в отношении бизнес-среды, кроме как продолжать противостояние ее коррумпированности, однако, эффективность такой позиции сомнительна.
Единственное, на что компания может повлиять, так это на конкурентную среду. Компания не только ведет активную и успешную маркетинговую политику, но и постоянно совершенствует технологии и качество оказываемых услуг.