Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы

определения

Анализ финансового состояния традиционно осуществляется по следующим направлениям:

- горизонтальный и вертикальный анализ статей баланса и отчета о прибылях и убытках;

- анализ ликвидности баланса;

- анализ финансовой устойчивости;

- анализ деловой активности предприятия;

- анализ коэффициентов рентабельности.

Вертикальный анализ основан на расчете удельного веса каждой статьи актива или пассива баланса в итоговой сумме активов или пассивов предприятия.

Горизонтальный анализ баланса основан на расчете изменения каждой из статей баланса в течение определенного периода.

Основные показатели для оценки финансового состояния.

1) Анализ ликвидности баланса. Ликвидность – способность активов трансформироваться в денежные средства.

Коэффициент текущей ликвидности Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru показывает, какую долю краткосрочной задолженности предприятия можно погасить за один оборот оборотных средств

Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru (20.1)

где Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru - оборотные активы предприятия;

Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru - краткосрочные обязательства (краткосрочные пассивы).

Минимальное значение этого показателя 1, нормальным для данного коэффициента считается 2 и выше.

Коэффициент критической ликвидности Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия за период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Это доля краткосрочной задолженности предприятия, которую можно погасить за один оборот дебиторской задолженности.

Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru (20.2)

где Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru - денежные средства и высоколиквидные краткосрочные финансовые вложения;

Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru - дебиторская задолженность со сроком погашения меньше 12 месяцев.

Нормальным считают значение этого показателя, равное 0,8-1.

Коэффициент абсолютной ликвидности Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru показывает, какую часть краткосрочных обязательств предприятие может погасить на момент составления баланса.

Цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система показателей, ликвидность предприятия, методы - student2.ru (20.3)

Нормальным считают значение 0,2.

2) Анализ финансовой устойчивости. Финансовая устойчивость предприятия – это состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска. Это стабильность работы предприятия в долгосрочной перспективе.

3) Анализ деловой активности. Деловую активность предприятия рассматривают как эффективность использования экономического потенциала предприятия, использования ресурсов коммерческой организации.

4) Анализ рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют уровень прибыльности работы предприятия по отношению к сумме использованных активов (показатели рентабельности капитала, рентабельности инвестиций) или по отношению к выручке от реализации продукции. Важно различать показатели рентабельности производства, рентабельности активов, рентабельности деятельности, рентабельности продаж, рентабельности собственного капитала.

Раздел 2. «ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ»

1. Роль отрасли торговли в рыночной системе хозяйствования, вклад в ВВП страны, классификация предприятий по подотраслям, их основные функции, формы.

2. Предприятия розничной торговли: функции, задачи, классификация услуг, общие требования к ним. Пути развития в условиях конкуренции.

3. Классификация предприятий общественного питания: понятие. Функции, номенклатура услуг, общие требования к ним. Направление формирования инфраструктуры общественного питания в условиях конкуренции.

4. Предприятия оптовой торговли: понятие, функции, организационные формы оптовой торговли. Роль в повышении эффективности функционирования потребительского рынка. Направления развития оптовой торговли в рыночной экономике.

5. Интеграционные процессы в торговле. Развитие сетевых структур, их конкурентные преимущества. Роль в повышении эффективности отрасли.

6. Особенности региональной структуры отрасли торговля. Актуальные направления ее развития.

7. Принципы и содержание государственного регулирования торговли – стратегическая цель, механизма регулирования, современное состояние. Органы регулирования и контроля торговли. Их права и обязанности.

8. Особенности размещения предприятий оптовой, розничной торговли и общественного питания.

9. Ответственность за нарушения законодательства, правил и норм, регламентирующих деятельность предприятий на потребительском рынке и в сфере услуг.

10. Роль малого предпринимательства в торговле. Пути развития в современных условиях. Государственная поддержка малых предприятий.

Наши рекомендации