Величину прибыли. Направления ее использования

Формирование прибыли – цель коммерческой деятельности фирмы.

Прибыль – экономическая категория, выражающая финансовые результаты хозяйственной деятельности предприятия. С экономической точки зренияприбыль – это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Основные функции прибыли:

1) функция показателя оценки итогов деятельности (результата работы);

2) распределительная функция (распределение выручки между обществом, предприятием, коллективом и собственником);

3) функция экономического стимулирования (прибыль – основной источник накопления финансовых ресурсов предприятия, государства).

Величину получаемой прибыли определяют многие факторы: величина производственных фондов; численность промышленно-производственного персонала; уровень и динамика роста производительности труда; динамика себестоимости; динамика цен на продукт; изменение структуры производства; качество продукции.

В результате получения денежных средств от разных видов деятельности и возмещения расходов формируется финансовый результат предприятия. Для снижения рисков предприятия из прибыли формируются резервы, размер которых регулируется. Собственник (учредители) предприятия принимают решение о распределении прибыли, оставшейся после налогообложения. Часть чистой прибыли может быть выплачена учредителям ( например, в акционерном обществе - как дивиденды акционерам).

Оставшаяся после формирования резервов и выплаты собственникам прибыль накапливается (ее называют нераспределенной). Нераспределенная прибыль увеличивает собственный капитал предприятия.

Под распределением прибыли понимается порядок ее направления, определяемый законодательством: выполнением обязательств перед бюджетом; расчеты с банками, предприятиями, организациями; инвестиции в развитие предприятия; выплата дивидендов по акциям; удовлетворение социальных и материальных потребностей работников.

Направления использования прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия:

- накопление – пополнение оборотных средств, приобретение нематериальных активов, инвестиционные программы (техническое перевооружение, реконструкцию, строительство новых объектов, совершенствование техники, модернизацию оборудования);

- потребление – социальные программы, материальное поощрение персонала и другие мероприятия, не увеличивающие имущества предприятия.

Факторы, определяющие формирование прибыли, делят на:

1) внешние, связанные с экономической ситуацией, уровнем инфляции, спецификой отдельных товаров (степенью концентрации и характером производственной деятельности);

2) внутренние, к которым относят внутрифирменные факторы и источники формирования прибыли:

-основную производственную деятельность и внереализационные доходы;

- внедрение инноваций, характеризуется долей продаж новых товаров в товарообороте и количеством выданных патентов;

- уровнем риска.

Необходимо отметить, что Адам Смит в своих работах исследовал зависимость между риском и уровнем прибыли

Факторы роста прибыли:

а) ценовые факторы, то есть уровень цен на продукцию, заготовки, материалы, труд полуфабрикаты;

б) объем производства продукции, выполнения работ, услуг;

в) ассортимент выпускаемой продукции;

г) себестоимость и качество выпускаемой продукции.

Существуют следующие виды прибыли:

Величину прибыли. Направления ее использования - student2.ru (16.1)

где Пр – прибыль от прордаж

ВД - валовой доход;

ИО - издержки обращения;

НДС - налог на добавленную стоимость.

Величину прибыли. Направления ее использования - student2.ru (16.2)

ВнД - внереализационные доходы;

ВнР – внереализационные расходы.

Величину прибыли. Направления ее использования - student2.ru обязательные платежи (16.3)

где Пч – чистая прибыль

Направления использования чистой прибыли представлены на рисунке 16.1.

Величину прибыли. Направления ее использования - student2.ru

Рис.16.1. Направление использования чистой прибыли

Методы управления прибылью представлены в таблице 16.1.

Таблица 16.1. Методы управления прибылью, используемые

Группа методов Виды используемых методов
Методы планирования Прямого счета; аналитический
Методы анализа Горизонтальный, вертикальный, метод относительных коэффициентов, факторный метод
Методы учета Метод признания доходов и расходов: « по отгрузке»
Метод распределения прибыли Безфондовый


Наши рекомендации