Методика анализа и направления использования чистой прибыли

Глава 3. Мероприятия по совершенствованию использования прибыли в ИП Филатова Т.Н.

3.1 Направления увеличения объема продаж и чистой прибыли

На основе исследования динамики и структуры продаж и ассортиментной стратегии предприятия составим таблицу 15, в которой изложим стратегию увеличения продаж.

Таблица 15 - Существующие и перспективные стратегии предприятия

Вид стратеги Содержание стратегии
  Ценовая стратегия
  1. Дисконтные карты;
  2. Большие распродажи - сезонные акции;
  3. Подарочные сертификаты.
  4. Скидки определенной категории граждан.
  Стратегия обслуживания
  1. Обучение персонала правилам этикета и общения;
  2. Ознакомление персонала с товаром, его ассортиментом и соответствующими его характеристиками;
  3. Обучение правилам продаж.
  Рекламная стратегия товаров
  1. Использование средств массовой информации (радио, телевидение, пресса);
  2. Рекламные объявления;
  3. Интернет.
    Перспективные стратегии
  1. Сохранение стабильного положения на рынке;
  2. Увеличение уровня рентабельности и повышение других показателей деятельности фирмы (максимизация прибыли);
 
  1. Расширение рекламной деятельности (новые для нее методы рекламы: брошюры, листовки, новые акции и т.п.).

Итак, для перспективного развития ИП Филатова Т.Н. необходимо не сохранение стабильного положения на рынке за счет сохранения уровня рентабельности и других показателей эффективности деятельности предприятия, но и стремится к их увеличению (к максимизации прибыли).

Для осуществления изложенной выше стратегии, фирме необходимо расширение доли рынка, на котором она реализует свои товары. Это расширение должно осуществляться за счет расширения ассортимента кожгалантереи, за счет внедрение более дорогих и дешевых товаров, для получения большего количества новых сегментов потребителей.

В результате предложенных мероприятий предприятие получит дополнительную прибыль в размере 1697,97 тыс. рублей. Это позволит в дальнейшем обеспечить рост и развитие предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Использование чистой прибыли представлено на примере ИП Филатова Т.Н. Магазин ИП Филатова Т.Н. относится к магазинам с комбинированным ассортиментом товаров представляет собой предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

В 2014 году увеличилась на 22259 тыс. рублей в сравнении с 2012 годом и на 14890 тыс. рублей в сравнении с 2013 годом и по состоянию на 01.01.2015 года составила 40149 тыс. рублей. Такая динамика обоснована рациональной системой управления ассортиментом и издержками обращения. Положительную динамику в работе ИП Филатова Т.Н. подтверждает показатель чистой прибыли. Показатель чистой прибыли увеличился в 2014 году в 11 раз по сравнению с 2012 годом и в 9 раз по сравнению с 2013 годом. Чистая прибыль ИП Филатова Т.Н. в 2014 году составила 483 тыс. рублей против 53 тыс. рублей в 2013 году и 48 тыс. рублей в 2012 году. Увеличение объема продаж и чистой прибыли обосновано не только эффективной системой управления трудовыми, финансовыми и материальными ресурсами, но и совершенствованием предлагаемого ассортимента.

Наибольшую долю в структуре ассортимента предприятия занимают средства по уходу за кожей лица (порядка 40 % в 2014 году), детская косметика (17 %) и декоративная косметика (17 %). Данную структуру следует признать оптимальной. Для показателей прибыли ИП Филатова Т.Н. характерна положительная динамика. Валовая прибыль ИП Филатова Т.Н. в 2014 году увеличилась на 5419 тыс. рублей по сравнению с 2012 годом и на 2875 тыс. рублей по сравнению с 2014 годом или на 60 %.

Сумма валовой прибыли в 2014 году составила 76310 тыс. рублей. Прибыль от продаж увеличилась в 2014 году на 250 тыс. рублей или на 780 % по сравнению с 2012 годом и на 235 тыс. рублей или на 500 % по сравнению с 2013 годом. Прибыль от продаж составила в 2014 году 282 тыс. рублей. Прибыль до налогообложения составила по состоянию на 01.01.2015 года 612 тыс. рублей, что больше чем в 2012 году на 5600 тыс. рубле и больше чем в 2013 году на 518 тыс. рублей. Чистая прибыль за анализируемый период увеличилась в 11 раз, если сравнить с 2012 годом и в 9 раз, если сравнить с 2013 годом и составила 483 тыс. рублей.

За анализируемый период чистая прибыль ИП Филатова Т.Н. увеличилась в 2014 году на 441 тыс. рублей в сравнении с 2012 годом и на 430 тыс. рублей в сравнении с 2013 годом. Чистая прибыль предприятия увеличилась в 8,11 раза в 2014 году по сравнению с 2013 годом, прибыль от продаж в 5 раз или на 500 %.

Итак, в целом для ИП Филатова Т.Н. характерна эффективная система управления материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, что позволяет в целом увеличивать объемы реализации услуг и, как результат, показатели прибыли. Индивидуальный предприниматель преимущественно использует полученную прибыль и доходы на развитие собственного дела. Таким образом, основным направлением использования чистой прибыли является развитие предпринимательского дела. Это является наиболее рациональным с точки зрения управления показателями прибыли. Однако с каждым годом для предпринимателя сложнее выбрать правильное направление использования имеющейся прибыли, которое обеспечит максимальную окупаемость проекта и прирост доходов.

В целях увеличения показателе прибыли рассмотрены рекламные мероприятия, а именно:

1. Лотереи

2. Бонусы

3. Дисконтные карты

Затраты на реализацию данной программы составят 106590 рублей. Ожидаемый прирост выручки – на 7 % или 1490,16 тыс. рублей. Итак, в результате мероприятий по стимулированию сбыта существенно улучшатся показатели продаж. Такие мероприятия следует признать эффективными и целесообразными к внедрению

Одним из способов увеличение продаж является оптимизация и расширение ассортимента. Поставщики, с которыми работает предприятие, представляют гораздо более широкий ассортимент товаров. Однако для ИП Филатова Т.Н. не целесообразно увеличивать объем запасов в целях избежания «затоваривания» отдела. Решением данной проблемы может стать организация торговли по каталогам.

Сегодня в мире насчитывается, в общем, около 8500 тысяч наименований каталогов. В нашей стране торговля по каталогам не так сильно развита, как, например, в США. Там более 33% от общего количества потребителей прибегают к покупке через каталог.

Торговля по каталогам особенно актуальна в последнее время, так как большинство жителей хотят одеваться со вкусом, а рынки и модные бутики нередко заполнены некачественной или давно вышедшей из моды одеждой по достаточно высоким ценам. Отличительными особенностями торговли по каталогам является самостоятельность и независимость.

В каталогах будут представлены товары различной ценовой категории. Так спрос на дорогие, брендовые вещи в отделе ИП Филатова Т.Н. не велик. Порядка 7 % покупателей (согласно анкетирования) заинтересованы в таких товарах. Они смогут приобрести их под заказ посредством каталогов непосредственно в офисе или через сайт.

Сумма прибыли от реализации товаров по каталогам составит 832,8 тыс. рублей в год. Проектируемый проект следует признать эффективным. В результате предложенных мероприятий предприятие получит дополнительную прибыль в размере 1697,97 тыс. рублей. Это позволит в дальнейшем обеспечить рост и развитие предприятия.

Приложения

[1] http://kozich.ru/price/

Методика анализа и направления использования чистой прибыли

В финансовой политике предприятия важное место занимает распределение и использование прибыли как основного источника финансирования инвестиционных потребностей и удовлетворения экономических интересов собственников (инвесторов) [12, c. 155].

Из общей прибыли уплачивается налог в соответствии с условиями, предусмотренными законодательством о налогообложении прибыли предприятия. Прибыль, оставшаяся после налогообложения (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение предприятия и используется в порядке, предусмотренном его уставом и решениями его собственников.

Принципиальные (главные) направления использования предполагают деление прибыли на две части:

1. прибыль, направляемая за пределы предприятия, называется распределенной прибылью (выплаты собственникам корпоративных прав, персоналу предприятия по результатам работы, на социальную поддержку);

2. прибыль, остающаяся на предприятии и используемая как финансовый источник его развития (нераспределенная прибыль) [8, c. 77].

Последняя направляется на создание резервного и инвестиционного фондов. Резервный фонд является финансовым компенсатором возможных отклонений от нормального оборота средств, источником покрытия дополнительной потребности в средствах. Его формирование является обязательным для хозяйственных обществ, арендных предприятий, кооперативов.

Эту общую схему распределения прибыли нужно конкретизировать на предприятиях с различными организационно-правовыми формами, что касается прежде всего акционерных обществ (предприятий). Как известно, собственники акций получают часть корпоративной прибыли в виде дивидендов (дохода инвесторов на вложенный капитал). На акционерном предприятии дивиденды можно рассматривать как плату за привлеченный от продажи акций капитал.

Распределение прибыли на выплату дивидендов и инвестирование является сложной финансовой проблемой, которая существенно и неоднозначно влияет на финансовую стабильность и перспективы предприятия. Направление достаточной суммы прибыли на выплату дивидендов и высокий уровень таковых увеличивают спрос на акции и повышают их рыночный курс. Однако это ограничивает собственный источник финансирования, усложняет решение задач перспективного развития предприятия.

Для анализа использования прибыли привлекаются данные отчета «Сведения об инвестициях», данные аналитического учета по счету 84 «Нераспределенная прибыль», сметы по фонду накопления, фонду социальной сферы и фонду потребления. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в его полное распоряжение [17, c. 105].

Предприятие самостоятельно определяет направление использования остающейся в его распоряжении прибыли, если иное не установлено учредительными документами и принятой учетной политикой. Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли в бюджет, а руководство предприятия - на расширенное воспроизводство.

Работники предприятия заинтересованы в материальном стимулировании труда. Если государство облагает предприятие очень высокими налогами, то это не стимулирует развитие производства ввиду изъятия средств на обновление производства и как результат - поступление средств в бюджет. То же может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников предприятия. В этом случае в перспективе уменьшится производство продукции, т. к. не будут обновляться основные производственные фонды, сократится собственный оборотный капитал, что в свою очередь приведет к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же уменьшается доля прибыли на материальное стимулирование труда, то это в свою очередь приведет к снижению материальной заинтересованности работников и; как следствие - к снижению эффективности производства.

Поэтому на каждом предприятии должен быть найден оптимальный вариант распределения прибыли. Большую роль в этом должен сыграть анализ хозяйственной деятельности.

В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия. Важной задачей анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т.д. Фонд потребления может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий) и индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия при уходе на пенсию и т.д.).

В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов расходам, предусмотренным сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При анализе использования средств фонда накопления следует изучить полноту финансирования всех запланированных мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект [14, c. 56].

Итак, изучив теоретические аспекты проанализируем показатели прибыли на предприятии ИП Филатова Т.Н.


Наши рекомендации