Совершенствование маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Орский хлебокомбинат»
Из всего вышеперечисленного можно сказать, что организационная структура маркетинговой деятельности на предприятии ОАО «Орский хлебокомбинат» определена как совокупность служб, отделов, подразделений, в состав которых входят работники, занимающиеся той или иной маркетинговой деятельностью. На ОАО «Орский хлебокомбинат» служба маркетинга построена по функциональному принципу организации.
Функциональная организация маркетинга ОАО «Орский хлебокомбинат» базируется на разделении труда по установившимся и вновь возникающим функциям, на специализации работников. Такая структура является достаточно приемлемой и эффективной формой организации.
Но подробно проанализировав микросреду предприятия ОАО «Орский хлебокомбинат» и его хозяйственную деятельность, я обнаружила ряд недостатков, наиболее уязвимые места предприятия.
Недостатками по проведенному анализу ОАО «Орский хлебокомбинат» являются:
- уменьшение торговых точек по г.Орску, в связи с реорганизацией предприятия;
- снижение товарооборота и прибыли по всем группам товаров;
- повышение цен на реализуемую продукцию за счет увеличения закупочных цен;
- уменьшение ассортимента реализуемых товаров.
Проанализируя весь изученный материал, я предлагаю выдвинуть следующие предложения по увеличению спроса на продукцию ОАО «Орский хлебокомбинат».
Надо расширять ассортимент реализованной продукции для того, чтобы увеличить объемы продаж хлебобулочных и кондитерских изделий. В скором времени эти цели предприятие достигнет, так как ЗАО «Орский хлеб» планирует производство мармелада, зефира и печенья в шоколаде. При формировании ассортимента обязательно надо учитывать возможности организации, такие как финансовые, кадровые, складские и т.п., учитывать требования покупателей, наличие конкурентов. Формирование ассортимента происходит с учетом оборачиваемости товаров, размера товарооборота и получаемой прибыли, это с финансовой точки зрения.
Необходимо увеличить количество сети торговых точек, занимающихся реализацией продукции по г. Орску;
Расширить канал сбыта в других городах и поселках области, например в г. Новотроицке, г. Гае, г. Бузулуке, п. Новоорск, п. Кумак.
Возможность доставки в другие каналы сбыта товаров небольшими партиями в короткий срок является большим преимуществом сбытовой структуры торговой организации. Но так же, сбыт должен ориентироваться на поиск новых покупателей и освоение новых рынков.
Предприятие должно стремиться к уменьшению издержек и аналогично к уменьшению себестоимости реализации продукции.
Организация и проведение обучения торгового персонала (тренинги и семинары по навыкам личных продаж, основам мерчандайзинга, командообразованию и т.д.).
Продавцы - консультантымогут благоприятно влиять на покупателей приветливостью, привлекательным внешним видом, своим профессионализмом, знанием товара, вызывая и них доверие и уверенность в правильности решения о покупке.
Стимулирование торгового персонала (система премий, акции для продавцов, мотивационные программы).
Так же можно периодически проводить выставки и ярмарки продукции ОАО «Орский хлебокомбинат». Главное достоинство – это представление потребителям товар в подлинном виде. В основном покупатели приходят в магазин уже с ясно выраженным намерением узнать нечто новое для себя, и такое отношение активно помогает внедрению на рынок новой продукции.
Также контакты между покупателями и представителями продавца формируют атмосферу доверия, с помощью чего и развиваются деловые отношения. ОАО «Орский хлебокомбинат» выступает на выставках или на ярмарках, распространяет листовки, флаера, показывает видеоролики, дарит рекламные пакеты и т.д.
Для того, чтобы работа была на выставке эффективной необходимо соблюдать план. Представители продавцов, которые находятся на стенде, должны делать все от них зависящее, чтобы достичь коммерческих целей предприятия.
К мероприятиям по стимулированию сбыта продукции ОАО «Орский хлебокомбинат» относят промоакции (промоушн - акции по увеличению спроса на товар внутри магазинов), мерчендайзинг (выкладка и расположение товара на полках) и торговый маркетинг (программы торгово-проводящей сети).
Рациональное распределение площади торгового зала и правильное размещение оборудования, товаров и узлов расчета, а также целенаправленная организация движения покупательских потоков в магазине являются одними из основных задач специалистов по мерчендайзингу. Стимулирование сбыта оказывается наиболее эффективным при использовании его в сочетании с рекламой.
ОАО «Орский хлебокомбинат» необходима реклама на телевидении, она помогает успешно решать задачи по увеличению реализации продукции. Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью.
Реклама — это главный инструмент организации для изменения поведения потенциальных покупателей. С помощью рекламы можно привлечь внимание к товарам, создать положительный образ самого предприятия и показать его общественную полезность. В настоящее время реклама – это активное средство борьбы за рынок, который можно рассмотреть и как необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности. Вследствие чего реклама и получила свое второе название- двигатель торговли.
В рамках маркетинга, реклама ОАО «Орский хлебокомбинат» должна:
- необходимо подготавливать потенциальных потребителей к благоприятному восприятию товара;
- необходимо поддерживать спрос на высоком уровне на стадии массовой реализации товара;
- необходимо поспособствовать расширению рынка сбыта.
Не смотря на то, что в наши дни реклама на телевидении очень дорогая, но это стоит того, потому что все люди смотрят телевизор, и могут быть заинтересованы именно нашим товаром.
Так же эти затраты впринцепи все включаются в стоимость продукции, поэтому затраты компенсируются.
Еще существует тот факт, что иногда, если предприятие не дает рекламу, то продажи идут плохо, следовательно появляются долги за аренду, за заработную плату и т.д., поэтому лучше один раз потратиться на рекламу, чем загонять предприятие в долги таким образом.
Хороший товар – конкурентоспособен. Для него нужна особая реклама. Она должна быть на понятном языке, яркой и актуальной.
Увеличение продаж ОАО «Орский хлебокомбинат» произойдет за счет увеличения спроса на продукцию, чтобы увеличить спрос необходимо проводить рекламную политику.
Рекламную политику предлагается проводить за период 365 календарных дней.
После проведения рекламной политики, объем прибыли увеличится при минимальном варианте на 10 %, при оптимальном варианте на 20 %. Затраты увеличатся на 8,7 % и 17,4 % соответственно. ОАО «Орский хлебокомбинат» не проводил рекламную компанию на телевидении. Реклама проводилась в печатных изданиях г. Орска. Рекламы в газете не достаточно, для увеличения спроса необходима реклама на телевидении.
Затраты на рекламную компанию представлены в таблице 12.
Таблица 12 - Затраты на рекламную компанию ОАО «Орский хлебокомбинат в 2011 - 2012 гг., тыс. р.
Вид рекламы | 2011 г. | 2012 г. |
1. Печатные издания: | ||
- «Орская хроника» | ||
- «Ведомости» | ||
- «Орский вестник» | ||
2. Телевидение: | Не применялась | |
- Первый канал (1 роллик х 1 раз в день х 365 дней | Не применялась | |
- ТНТ (1 роллик х 1 раз в день х 365 дней) | Не применялась | |
Итого: |
Объем реализации и затраты после внедрения рекламы увеличатся. Издержки обращения до и после внедрения мероприятия представлены в таблице 13.
Фактические и плановые финансовые результаты деятельности предприятия ОАО «Орский хлебокомбинат», после внедрения рекламы представлены в таблице 13.
Из данных таблицы 13 можно сделать вывод о том, что реклама на телевидении оказывает положительное влияние на деятельность предприятия.
Так, за период 12 месяцев наблюдается увеличение выручки предприятия на 6033,3 тыс. р. (при увеличении продаж на 10 % под действием рекламы) и при увеличении продаж на 20 % - выручка возрастет на 12066,6 тыс. р.
Таблица 13 - Состав издержек обращения ОАО «Орский хлебокомбинат» в 2011-2012 гг. до и после внедрения рекламы
Показатели | До внедрения рекламы 2011 г. | После внедрения рекламы 2012 г. | ||||
Увеличение объема реализации на 10 % | Увеличение объема реализации на 20 % | |||||
Продолжение таблицы 13 | ||||||
Объем реализованной продукции | 66366,3 | 72399,6 | ||||
Затраты на реализацию | 62843,06 | 67885,9 | ||||
Материальные затраты в том числе: | 36055,8 | 39333,6 | ||||
-упаковка | 40,7 | 44,4 | ||||
-плата за воду | 12085,7 | 13184,4 | ||||
-топливо, в том числе: | 20332,4 | 22180,8 | ||||
-газ | 12955,8 | 14135,6 | ||||
-ГСМ | 7376,6 | 8047,2 | ||||
знергии, в том числе: | ||||||
-тепловая | ||||||
-электрическая | ||||||
Заработная плата | 16881,7 | 18416,4 | ||||
ЕСН | 2762,4 | |||||
Прочие затраты, в том числе | 7373,56 | 7373,56 | ||||
-арендная плата | ||||||
-оплата сторонним организациям | ||||||
-информационное обслуживание предприятия | ||||||
-реклама и аудит | 13,56 | 13,56 | ||||
-коммунальные услуги | ||||||
-маркетинговые и статистические исследования | ||||||
-налоги, включаемые в себестоимость реализованной продукции | ||||||
-отчисления во внебюджетные фонды | ||||||
-услуги здравоохранения | ||||||
Рост объема реализации, главным образом, будет связан с подачей рекламы на телевидении.
При увеличении объема реализации на 10 % себестоимость возрастет на 5047,06 тыс. руб. или 8,7 %, а при увеличении объема реализации на 20 % себестоимость увеличится на 10089,9 тыс. руб. или 17,5 %, прибыль в 2009 г. увеличится при минимальном варианте на 986,24 тыс. руб., при оптимальном варианте на 1976,7 тыс. руб.
Реклама не только позволяет информировать потребителей о товаре, на который есть спрос на рынке, но и создавать этот спрос.
Следовательно, проводимая рекламная компания эффективна и повлияет благоприятно на товарооборот реализуемой продукции и соответственно увеличится прибыль предприятия.
В заключении работы хотелось бы сказать, что для того чтобы воздействовать на микросреду предприятия, необходимо тщательно отслеживать производство товара, его сортировку и т.д.
Также проводить различные меры продвижению товара.
Постоянно проводить поиск поставщиков. Поставщики – это очень важная часть компании, от них многое зависит, поэтому к этому необходимо подходить с особой осторожностью. Входить в доверие с поставщиком и налаживать деловые отношения.
Цены формируем в зависимости от торговых точек, но а также постоянно ведем наблюдение законкурентами.
Таким образом, маркетинг на предприятии ОАО «Орский хлебокомбинат» является ведущей функцией, определяющей техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управления всей предпринимательской деятельностью.
Специалисты по маркетингу должны довести до каждого работника предприятия, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.
Заключение
Рассмотрев и проанализировав микросреду организации, я бы хотела сделать основные выводы по данной теме.Маркетинговая среда предприятия - это совокупность активных сил и субъектов, которые оказывают влияние на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с потенциальными и целевыми потребителями отношения успешного сотрудничества, а так же действующих за пределами предприятия.
Микросреда – это факторы, созданные самой фирмой и находящиеся под полным контролем, а так же факторы, которые фирма не создает, но вступает с ними в отношения в той или иной мере.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации, которые в основном являются контролируемыми и регулируемыми. Все внутренние переменные взаимосвязаны. Изменение одной из них в определенной степени влияет на другие. От внутренних переменных, от которых зависит внутреннее благополучие организации, и их взаимодействие способствует достижению общих целей организации. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма в конкретной борьбе в процессе достижения своих целей. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.д.В ОАО «Орский хлебокомбинат» были проведены мероприятия по увеличению спроса на продукции. Было предложено внедрение рекламы на телевидении. Проводимая рекламная компания эффективна и повлияет благоприятно на товарооборот реализуемой продукции и соответственно увеличится прибыль предприятия.
Увеличение продаж ОАО «Орский хлебокомбинат» произойдет за счет увеличения спроса на продукцию, чтобы увеличить спрос необходимо проводить рекламную политику.
После проведения рекламной политики, объем прибыли увеличится при минимальном варианте на 10 %, при оптимальном варианте на 20 %. Затраты увеличатся на 8,7 % и 17,4 % соответственно. Таким образом, дополнительный товарооборот, при увеличении объема реализации на 10 %, под воздействием рекламы составляет 6033,45 тыс. р. и 12066,9 тыс. р. – при увеличении объема реализации на 20 %.
Мои рекомендации по теме приведут к совершенствованию деятельности предприятия.