Интуитивно-творческие методы формирования рабочей гипотезы. Метод синектики». Определение задач исследования
Интуитивно-творческие методы - рассматривают проблему как единое целое.
Методы :
1. Аналогий (определение степени сходства 2 ситуаций)
2. Мозгового штурма (интенсивная дискуссия участников)
3. 635 (6 экспертов разрабатывают 2 предложения за 5 мин)
4. Синектика - соединение разнородных вещей, на первый взгляд независимых друг от друга. Комбинирование «мозгового штурма» и «аналогий». Собираются эксперты из различных областей, и каждый вносит заранее задуманную идею. Происходит селекция и отсеивание неподходящих идей. Принимаются наиболее реальные. Используется шкалирование и бальные оценки.
Формулировка задач – определение структуры информации и требований к ней. Определяются конкретные параметры, которые должны быть измерены. Необходимо различать объект и субъект потребности в информации, учитываются проблемы и цели исследования, определяется структуры требуемой информации – объективные. С учетом опыта и квалификации экспертов информация может дополняться - субъективная
Выбор методов исследования. Характеристика эмпирических методов
Выбор методов зависит от того, как планируется изучать объект исследования. Если рассматривается реальный пример объекта – эмпирические методы, если собирается мнение специалистов – экспертные. Если на основе имитационной модели – экономико-математические.
Эмпирические методы востребованы для всех видов маркетинговых исследований. Используются полевые и кабинетные методы.
Достоинства: объективность, многообразие приемов
Недостатки: трудоемкость, длительность, высокие затраты
Характеристика экспертных методов исследования. Приемы оценки компетентности эксперта для участия в исследовании
Метод востребован для поисковых и прогнозных маркетинговых исследований. Опирается на субъективную оценку рынка, личной системы ценностей, опыт, логическое мышление и интуицию эксперта, поэтому результат зависит от квалификации и личности эксперта. Чем меньше разброс мнений экспертов, тем выше достоверность оценок. Основной проблемой является подбор экспертов с равной квалификацией.
Приемы:
1. идентификация опыта эксперта в данной проблеме
2. анализ надежности эксперта
3. оценивается эксперт независимыми специалистами
4. взамен оценивается эксперт в группе
Индивидуальные экспертные методы исследования
Предполагает работы специалистов без взаимодействия с другими специалистами.
Методы:
1. интервьюирование (респондент выступает специальным экспертом)
2. сценариев (описание будущего на основании предположений о состоянии факторов среды, может быть оптимистичное, ожидаемое и пессимистичное)
3. аналитических запросов (самостоятельная работа эксперта над проблемой)
Коллективные экспертные методы исследования (открытая форма обсуждения)
Коллективные экспертные методыпредусматривают работу эксперта в команде. Эта группа более предпочтительна с точки зрения достоверности и надежности результатов исследования, но использует более сложную процедуру сбора информации. К тому же не всегда удается собрать вместе необходимое количество экспертов, отвечающих нужным требованиям.
В группе коллективных экспертных методов можно использовать различные процедуры сбора информации путем опроса экспертов.
Методы коллективных экспертных опросов можно классифицировать по форме обсуждения на открытые, закрытые и смешанные. Процедура проведения опроса может быть реализована как одноэтапная, так и многоэтапная (для некоторых методик заранее бывает трудно предсказать, сколько потребуется этапов, например при методе Дельфи).
Открытое обсуждение
Открытая форма обсуждения предполагает личное взаимодействие экспертов при рассмотрении проблемы, при этом задача достижения консенсуса в ходе дискуссии не является обязательной. Например, метод «комиссий», метод «мозгового штурма», метод «суда».
Открытая форма обсуждения имеет определенные недостатки. Мнение наиболее авторитетного (или вышестоящего по служебному положению) эксперта может оказать влияние на мнение остальных экспертов; некоторые эксперты неохотно идут на публичные выступления, так как не готовы публично отказаться от своего мнения и пересматривать ранее сделанные оценки. Поэтому закрытая форма обсуждения является Наименее болезненной для экспертов.
Метод «комиссий»
Метод «комиссий» основан на организации открытого общения экспертов, в ходе которого они занимаются согласованием противоречивых мнений о проблеме исследования. Обсуждение заканчивается при достижении экспертами консенсуса.
Метод «мозгового штурма»
Метод «мозгового штурма» представляет собой открытый свободный неструктурированный процесс генерирования идей по заданной проблеме, который проходит в два этапа — первоначально идеи генерируются, заносятся в протокол, но не обсуждаются, не критикуются. Этот этап длится примерно 1,5 часа. На втором этапе после перерыва происходит критическое рассмотрение выдвинутых идей и отбор тех из них, которые признаются наиболее верными. Окончательный результат может быть выбран путем явного или неявного голосования.
Исследования эффективности метода коллективной генерации идей показали, что групповое мышление производит на 70% больше ценных новых идей, чем сумма индивидуальных мышлений. Наиболее продуктивными признаны группы в 10-15 человек, хотя имеются примеры использования и больших групп - до 200 человек. К числу важнейших недостатков этого метода относятся значительный уровень информационного шума, создаваемого тривиальными идеями, спонтанный и стихийный характер генерации идей.
Метод «суда»
Метод имитирует «судебный процесс по проблеме исследования». Выбираются участники «процесса» — «адвокат», «прокурор», «присяжные» и др. Каждый отстаивает свою точку зрения по рассматриваемому явлению, аргументируя свои высказывания. Окончательный вердикт выносится голосованием.