Методы генерирования рабочей гипотезы: систематизированной интеграции элементов решения, дерево решений.

Метод систематизированной интеграции элементов решения

Метод систематизированной интеграции элементов решения основан на выработке комплексного решения проблемы на основе объедине­ния отдельных идей. Метод реализуется в рамках совещания 5-7 че­ловек с помощью следующей процедуры (рис. 3.4):

  1. Каждый участник в течение около 20 минут разрабатывает свой вариант решения проблемы.
  2. На доске готовится таблица, состоящая из трех частей. Первая часть предназначена для фиксирования всех индивидуальных решений, вторая — их сильных сторон в решении проблемы или какой-то ее части, третья — для интегрированного решения.
  3. Каждый из участников поясняет свое решение из первой части таблицы.
  4. На основе коллективного обсуждения отмечаются сильные стороны каждого предложения (заполняется вторая часть таблицы).
  5. Преимущества любых двух предложений пытаются скомбинировать и развить интегрированное решение, которое фиксируется в третьей части таблицы.

Метод дерева решений

Метод дерева решений основан на построении логической цепочки последовательных действий по принципу «каждое действие является следствием предыдущего». Таким образом, решение проблемы струк­турируется поэтапно с учетом возможных альтернативных последствий каждого действия и вероятности их возникновения.

Метод дерева решений заимствован из области исследования опе­раций, где он применяется для оптимизации решений; кроме того, ме­тод применим для построения прогнозов и выработки многоступенча­тых решений.

Г. А. Черчилль считает, что схематическое представление пробле­мы помогает избрать определенную тактику исследования, поскольку способствует выявлению структуры и взаимосвязи решений.

Метод реализуется в следующей последовательности: разрабатыва­ются альтернативные решения проблемы — возникает «вилка» реше­ний. Каждое альтернативное решение может быть реализовано в раз­ных условиях среды (благоприятных и неблагоприятных) — это своеобразные оптимистический и пессимистический варианты среды.

Поэтому следующий уровень оценивает возможное развитие ситуа­ции, создавая «вилку» ожиданий. В идеале исследование должно пред­сказать условия среды и вероятность наступления того или иного ис­хода принимаемого решения.

Общий алгоритм построения дерева решений представлен на рис. 3.5.

Методы генерирования рабочей гипотезы: систематизированной интеграции элементов решения, дерево решений. - student2.ru

Рис. 3.5. Алгоритм построения дерева решений

  1. — решение А исходной проблемы;
  2. — решение Б исходной проблемы;
  3. — последствия принятого решения А при благоприятных условиях среды (наступление события В);

4 — последствия принятого решения А при неблагоприятных условиях среды (наступление события Г);

5 — последствия принятого решения Б при благоприятных условиях среды (наступление события Д);

6 — последствия принятого решения Б при неблагоприятных условиях среды (наступление события Е);

  1. — решение в создавшейся ситуации;
  2. — последствия принятого решения при благоприятных условиях среды;
  3. — последствия принятого решения при неблагоприятных условиях среды.

Методы формирования рабочей гипотезы: аналогий, «мозгового штурма», 635.

Метод аналогий

Формирование рабочей гипотезы по выдвинутой проблеме осуществ­ляется на основе анализа некой ситуации, уже имевшей место быть в прошлом и похожей на ту, которая возникла в данный момент. Глав­ное при использовании данного метода заключается в определении степени схожести этих двух ситуаций.

В настоящее время для генерирования концепций новых продуктов популярен метод стимулирования творческих идей на основе поиска аналогий с природой. Метод получил название «бионика». Идея мето­да была предложена Штееле в 1965 г. и заключается в переносе прин­ципов эволюции растительного и животного мира на техническое раз­витие товара. Подробнее с методом можно ознакомиться в работе ХансаХершгена «Маркетинг: основы профессионального успеха».

Метод «мозгового штурма»

Для генерирования рабочих гипотез успешно может применяться ме­тод «мозгового штурма».

Процесс генерирования идей относительно гипотез исследования группой специалистов должен быть разделен во времени с обсужде­нием, оценкой и выбором наиболее приемлемых вариантов. При вы­движении идей не требуется их обоснование, все без исключения идеи протоколируются. Оценка и отбор гипотез производятся на последу­ющем этапе.

Развитием метода «мозгового штурма» является метод 635. Дан­ный метод был разработан Рорбахом и заключается в специальном рег­ламенте организации работы команды. Числа, давшие название методу, означают, что в совещании принимает участие 6 человек, которые в те­чение 5 минут должны разработать минимум 3 предложения по реше­нию проблемы. Предложения заносятся в формуляр и передаются со­седнему участнику по часовой стрелке, в течение последующих 5 минут участники должны дополнить или изменить полученные от соседей идеи или написать еще 3 новые. После того как каждый участник по­работал с каждым формуляром, идеи подвергаются анализу и оценке. Метод более прост в организации и не выдвигает высоких требований к участникам, но некоторое количество идей будет продублировано.

Наши рекомендации