Поставки как средство повышения производительности труда
Первоначально управление системой поставок фокусировалось на повышении производительности отдельно взятых компаний. Соответствующее направление менеджмента как дисциплины развилось в признанный ныне «наукообразный менеджмент», впервые примененный на автомобильном заводе Ford в США (Taylor, 1911). В экономической литературе принято рассматривать компании как связанные системы, в рамках которых следует стремиться к максимальному увеличению производства продукции из входящих ресурсов. Такой подход позволяет говорить о производительности как о важном экономическом критерии деятельности предприятия. Нет необходимости анализировать логику рассуждения современного правительства, чтобы увидеть — в центре экономики Великобритании по-прежнему находится производительность, а значит, и компании, поддерживающие экономику (DT1, 1998; 2003; 2005). Именно к производительности имеет непосредственное отношение наблюдаемый рост интереса к качеству и конкурентоспособности товара и эффективности производства (Deming, 1986).
Поставки как часть операционного менеджмента
Развитие темы производительности находится в центре внимания многих книг по операционному менеджменту, посвященных цепочкам поставок. Немало написано об эффективности производственных процессов и о связанном с этим снижении запасов, наилучших результатов в управлении которыми, как отмечается, можно достичь при усовершенствовании производства.
Акцент на материально-производственных запасах: подъемы и спады
В 1960-х годах предвестником литературы о цепочках поставок, которая впоследствии будет посвящена воздействию спроса, оказалась работа Джея Форрестера. В ней исследуется влияние увеличения спроса на разных стадиях цепочки поставок и его возможное влияние на запасы (Forrester, 1961). Управление запасами было центральным элементом экономики и организации производства, управления производством и закупками. В большинстве организаций обрабатывающей промышленности материально-производственные запасы составляли существенную пропорцию их балансовой стоимости (50-60 % или более). Соответственно, тем предприятиям, которые добивались снижения издержек хранения товарно-материальных запасов, удавалось повысить свою конкурентоспособность (Jones, 1985). В книге под редакцией Викнера (Wikner, 1991) перечислены основные составляющие производственной политики, следование которой позволяет развить динамику цепочки поставок:
• точная настройка параметров существующей политики заказов;
• сокращение задержек в системе; л устранение звена дистрибуции;
• изменение правил принятия единоличных решений;
• оптимизация использования информационного потока в цепочке поставок.
Потенциальные трудности могут быть вызваны разнородностью ассортимента товаров, нестандартностью продукции, увеличением задержек в системе, большим количеством
взаимосвязей в канале поставок, сложностью либо изменением правил принятия решений и плохим владением информацией по каким бы то ни было причинам (например: ее несвоевременность, слабая интеграция и ограниченность в общении). Кроме того, на сложность структуры цепочки способно повлиять (увеличить или уменьшить) и взаимодействие между любыми ее участниками.
Отдельно следует упомянуть еще об одном факторе из разряда «проблемных». Речь идет о непостоянстве объемов потребления, которое в принципе не составляет серьезной проблемы на товарной бирже, где совершается обмен стандартными товарами и предсказать спрос гораздо легче. Но все обстоит иначе на рынках, ключевым элементом спроса которых является мода. На таких рынках потребители часто отдают предпочтение нетиповой и произведенной в малом количестве продукции. Согласитесь, что, учитывая непостоянство объемов спроса на модные товары, значительно легче предсказать спрос на некий стандартизированный товар, как например консервированная тушеная фасоль, нежели на определенную модель платья определенного цвета, к тому же определенного размера.
Таким образом, на рынках товаров массового производства с ограниченным ассортиментом, предлагаемым потребителю, проще предсказать динамику системы цепочки поставок (Hines, 2004).