Влияние месторасположения вашей компании
Ваша компания может располагаться в историческом месте, что вам на руку при проведениикампании паблисити.Она можетзанимать исторически важное здание — это для вас еще один плюс.
Географическое расположение вашего бизнеса немаловажно и в другом смысле. Например, ниодна другая компанияв мире не располагаетсяименно там, где вы;ни один другой бизнес не имеет своей конторы и системы распределения товаров в техжесамыхместах, где находятся ваши структуры;никто в мире не имеет точно такогоже, как у вас, рынка потребителей.Словом,географическое, если говоритьв широком смысле этогослова,положение вашей компании уникально. И этоположение — ваше достояние, и оно поможет вам создать уникальную программупаблисити.
Имеется ли еще в мирехоть один магазин, торгующий деликатесами, у которого весь набор географических данных совпадает с тем заведением, которыйнаходится в Куинсе и окотором мы уже говориливыше. Конечно, нет. Хотя, несомненно, по соседству можно отыскать ещени один магазин такого рода,но в каждом случае он будет отличаться: другой национальный состав и возраст клиентов,их религиозные убежденияи т.п. Приформировании общего плана паблисити все особенности следует выделять иучитывать.
И не забывайте,что если ваш бизнес не ограничивается одним районом,то следует выявить территориальные особенности каждого изних.
Вспомним и о том, что любая компания хочетсчитаться <хо-рошим соседом», касается ли это местного уровня, штата,части
страны, всей страны, а возможно, и всего мира. И это тоже надо учитывать в работе по паблисити.
Составьте календарь знаменательных дат компании
Помимо общих праздничных дат в стране, каждыйбизнес имеет свои особенные дни, которые по той илииной причине памятны и значимы именно для него. Такие даты могут стать хорошей основой, на которой можно удачно построить вашу кампанию паблисити. Поэтому не забывайтезаглядывать в такой календарь и не упускайте возможностей еще раз рассказать о себе. Например, выможете приурочить эти действия к очередной годовщине основания вашей компании, дню рождения ее основателя и к любому иному значимому событию в истории вашего дела.
Поход на «задворки»
Одна из первых вещей, которую я делаю, приступая к работе над новым заказом, — это поход на «кухню», за «кулисьт* и другие помещения, которые обычно не видны стороннему посетителю фирмы. На практике это означает, что я обхожу всю организацию, наблюдая,как идет процесс изготовления продукции или оказания услуг. В реальной жизни это может касаться и настоящей кухни ресторана без всяких кавычек, и настоящих подсобных помещений, и кулис театра. Совершая такой обход, я обычно нахожу такие сюжеты, которые легко перенести на экран телевизора или газетную полосу. Нередко такие обходы помогают проникнуться духом исследуемых организаций.
Прежде чем, например, начать планирование кампании паблисити новой продукции, необходимой в домашнем хозяйстве, я внимательно осмотрела исследовательские лаборатории фирмы, которые произвели на меня большое впечатление. Я поговорила с человеком, который предложил идею нового товара-Он объяснилмне, с чего вес началось.Он продемонстрировал мне образец новой продукции, сравнил его с предыдущим вариантом и с аналогичным товаром, который производятконкуренты, специально выделил достоинства нового товара и показал, чем он отличается от сравниваемых сним образцов. Для телевизионщиков, которые готовят разнообразные шоу, даже этого
ЭКОНОМИКА ЛИ ПРАКТИКОВ
оказалось достаточно, и они пригласили меня продемонстрировать такое же сравнение образцов для телезрителей. Я могу утверждать, что обход всего производства настолько важен для эффективного проведения кампании паблисити,что вам следует настоять на том, чтобы весь персонал, занятый этой программой, принял в нем участие.
Что для вас только «старая шляпа», для других — диковинка
Не раз какие-то вещи, которые работникам фирмы намозолили глаза и приелись, для меня были очень интересны.И, как это часто оказывалось, они были интересны и дляСМИ, читателей, | радиослушателей и телезрителей.
Если вы владелец компании, а тем более еще и ее основатель, естественно, вам вес близко и знакомо,то подумайте о том, как привлечь кого-нибудь, кто бы взглянул на вашу фирму свежими глазами. Попросите человека, никак не связанного с вашим делом, обойти с вами компанию.Вы можете даже организовать целую серию таких походов за новыми впечатлениями. Когда экскурсанты будут осматривать предприятие, обратите внимание на то, что особенно привлекает их, заставляет задержаться или задавать вопросы. Ободрите их, пообещав ответить на любые вопросы, даже самые каверзные. Используйте магнитофон для записи этих диалогов. Вы будете приятно удивлены, обнаружив много подходящего материала, который поможет написать интересный очерк о вашей компании. Поищите ~ и вы найдете много свежих фактов, которые вам пригодятся не только для данной работы!
Говорите с людьми, от которых зависят результаты работы
Изучите внимательно еще раз персонал фирмы. Переговорите с ведущими фигурами производства — администраторами, дизайнерами, мастерами производства, — уточнитеих функции и задачи отделов.Чем шире будет круг опрошенных, тем лучше. Поговорите с ними об их замыслах и опыте, расскажите,что вы готовы выслушать любыеих предложения, которые будут способствовать паблисити-
Приэтом вы можете отметить для себя тех,кто логично и интересно .излагает свои идеи, кто мастерски рассказывает забавные случаи из жизни компании и готов поделитьсяими с представителями СМИ. Из этих неформальных разговоров и из опыта предыдущих интервью вы можете узнать лучше,кто из ваших сотрудников наиболее подходит для интервьюирования.
Не забывайте ветеранов
Почти в любой компании отыщется по крайней мере один служащий или пенсионер, кто помнит «весь боевой путь е самого начала», рождение компании, начало местного поселения. Такие люди могут завалить вас многочисленными рассказами о жизни организации. Причем часто они делают это так живо, что совсем неплохо записать их рассказ или ваш диалог сними на иидео. Не пожалейте времени на общение с этими людьми, и вы увидите многие вещи совсем под другим углом зрения.
Поговорите с теми, кто непосредственно производит продукцию
Задачи и информацию о возможных источниках проблем вы по^ лучаете у дирекции. Но когда дело доходит до предложений по проведению кампании паблисити, отправляйтесь на производство, походите по цехам или другим участкам, где непосредственно производится товар или оказываются услуги. Пообщайтесь с теми, кто своими руками делает продукцию.Чем шире будет круг ваших собеседников, тем легче вам будет в дальнейшем.Вы будете удивлены объемом обрушившейся на вас информации.
Поговорите с людьми, косвенно связанными с компанией
Независимо от того, пользуетесь ли вы одной или многочисленными внешними услугами, люди, которые их вам предоставляют, могут внести свой заметный вклад в ваше паблисити. Это в первую очередь относится к архитекторам, дизайнерам продукции, упаковки или торговой марки, изобретателям и-научным работникам. Если вы обнаружите, что компания предоставляет своим клиентам Необычную услугу, разыщите тех, кто вовлечен
в это дело со стороны, и возьмите у них интервью. Напомните им, если это потребуется, что их участие означает не только паблисити длякомпании, но и для них самих.
Красноречивые собеседники
Во время ваших интервью и обходов предприятия постарайтесь выделить техсвоих собеседников, которые хорошо говорят, у кого в запасемного интересных историй,кто знает компанию вдоль и поперек, будь он представителем руководства или ветераном, проработавшим в компании десятки лет. Мой опыт свидетельствует, что самые запоминающиеся интервью у меняполучались с представителями«от станка».
В поисках интересных фотографий
Работая со старыми документами, поищите старые фотографии, которые были сделаны в те времена, когда предприятие только начинало свою деятельность; снимки ее основателей, первого здания, первой сборочной линии, работников, начинавших это дело, первых упаковок продукцииили ее торговых марок и тому подобных вещей. Ищите все, что могло бы сделать интересным визуальное восприятие вашего паблисити.
Вы можете также попросить пенсионеров илитех, чья жизнь была связана с компанией в течение долгого времени, а иногда и молодых людей, но чьи родственники когда-то работали здесь, поделиться свами фотографиями, которые, -возможно, хранятся у них дома. Такиекадры могут стать жемчужинами паблисити.
Добудьте фотографии всех старых упаковок и торговых марок
Одной из наиболее интересных моих работ в сфере паблисити явилось сотрудничество с одним известным дизайнером упаковок и тортовых марок. Его компания занималась этой деятельностью уже давно, и многие клиенты были его заказчиками в течение длительного времени. Поэтому даже простое перебира-ние материалов архивов клиентов компании стало для меня уроком истории- И неудивительно, что СМИ просто набрасывались на очерковые материалы, иллюстрированные старыми фотографиями упаковок и торговых знаков, которые были
привычны для наших прабабушек. Есливам не удалось найти таких фотографий, но в ваши руки попалисами образцы прежних упаковок или торговых марок, немедленно сделайтеих профессиональные фотографии. И никогда не расставайтесь с этими раритетами!
Есливаша компания достаточно стара и выпускает продукцию уже давно, вполне вероятно, что имеется не один вариант дизайна, которым она пользовалась в предыдущие годы. Соберите их фотографии, а также данные о том, когда они появились и когда ими перестали пользоваться. Напишите историю сменяющих друг друга образцов. Из архивных материалов и из бесед с работниками предприятия постарайтесь узнать, что побудило компанию поменять упаковку или торговую марку. Если та дизайнерская компания, которая разработала образцы, продолжает свою деятельность,не поленитесь «произвести в ней раскопки». Покопайтесь в.ее подшивках, поговорите с кем-нибудь, кто, может быть, помнит особенности работы именно над этими образцами.
Сделайте фотографии процесса производства
При обходе предприятия возьмите с собой хорошего фотографа, вооруженного к тому же и видеокамерой, и снимайте все, вас заинтересовавшее. Не забудьте заручиться письменным разрешением каждого человека, изображенного на снимке, прежде чем вы таким снимком воспользуетесь для публичных целей. Это предостережение, но очень полезное.
Получите фотографии ведущих работников компании
Поищите я подшивках компании фотографии всех административных работников, а также всех тех, кого вы планируете показать при реализации программы паблисити. Особенно позаботьтесь о снимках президента компании и всех тех, кто мог бы стать заметной фигурой для местных или национальных СМИ-
Осмотр собранного
Предположим,что все ваши предварительные записи в порядке, теперь наступает время сесть и посмотреть на все,что удалось собрать и узнать. Поработайте сэтим материалом. Обсудите его с коллегами, друзьями, членамисемьи. Затем отложите
на несколько дней.Не пренебрегайтеэтой стадией творческого процесса. При долгосрочном планировании этап обзора часто являетсяодним из наиболее ответственных. Это тот фундамент, на котором будет строиться вся ваша дальнейшая работа по паблисити.
ОТКУДА ЧЕРПАТЬ НУЖНЫЕ ИДЕИ?
В это время, когда ваш мозг свеж и не занят поисковой работой, не ограничивайтеего какими-то рамками. Отпустите на несколько дней, а часто и ночей «в свободное плавание». Наверно, вы слышали об ассоциативной взаимосвязи слов. Поэтому начните соединять факты, которые вы собрали, с возможностями паблисити.На этой стадии абсолютноне важно, если некоторые идеи будут практически нереализуемыми.Потом их всегда можно обработать для включения в программу действий.
И не будьте эгоистом. Записывайте предложения членов вашей семьи, друзей и даже посторонних людей. Просто удивительно, как кто-нибудь может оказаться для проекта полезным
и вовлеченным в его реализацию.
Не так давно я обсуждала один проект паблисити со знакомой, которую я знаю довольно поверхностно. Она подала мне одну приличную идею, а когда несколько дней спустя я снова столкнулась с ней, она мне сказала: «У меня есть еще кое-что для тебя!*. И это предложение оказалось тоже интересным. Люди, занимающиеся паблисити, часто прибегают к подобному ^мозговому штурму» как средству начать кампанию. Некоторые из моих наиболее памятных воспоминаний, относящихся к работе в этой сфере, связаны с целыми вечерами, когда мы с друзьями генерировали идеи.
ПРОГРАММА ПАБЛИСИТИ ДОЛЖНА БЫТЬ РЕАЛИСТИЧНОЙ
Программы паблисити очень часто похожи на предвыборные лозунги политиков. И те, и другие хорошо звучат, но к реальной жизни имеют малое отношение. После выборов жизнь берет свое. Многие программы паблисити созданы с выдумкой, написаны хорошим языком, логичны, производят очень сильное впечатление, но ... не работоспособны. Результат их применения близок к нулю.
Почему? План может оказатьсяслишком сложным. Для его реализацииможет потребоватьсятак много людей, что невозможно будет закрыть всеего позиции. Поэтому всегда помните:
программы составляются длятого, чтобы работа была выполнена.Поэтому пусть они с самого начала будут реальными.
ПРОГРАММА ПАБЛИСИТИ НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ СЛОЖНОЙ
Есливаш план будет слишком сложным, вы либо проигнорируете многие его пункты, либо откажетесь от него вообще. Следовательно,от такого плана будет мало пользы.Поэтому в начале планирования подумайте о программе паблиситикак о серии действий, которые надо не описать, а выполнить.
Я знакома с одним руководителем, который держит у себя на рабочем столе большой календарь, специально предназначенный для программы паблисити. Каждый день он переписывает на этом календаре цели программы, а ниже записывает себе заданияна день. Он утверждает, что, заставляя себя ежедневно переформулировать цель, он никогда не отрывается от реальной ситуации. По его словам, если цель достигается, она меняется на следующую, и дело крутится дальше. .
ПРОГРАММА ПАБЛИСИТИ ДОЛЖНА БЫТЬ ГИБКОЙ
Каждую программу паблисити следует регулярно пересматривать, иногда это приходится делать еженедельно. И простейшим объяснением этому является жизнь, которая в любую минуту способна внести свои коррективы.
Даже если вы работаете и не с капризнымклиентом, что в жизни случается довольно редко, экономика, действия конкурента и даже общий кризис в мире могут превратить ваш первоначальный план в ничто. Как я для себя установила, лучшими планами паблисити являютсяте, которые позволяют учесть подобные непредвиденные ситуации. Более того, они должны позволять оперативно реагировать не только на отрицательные явления, но и на благоприятные, позволяя воспользоваться новой информацией и открывшимися неожиданно возможностями.
ВАША ПРОГРАММА ДОЛЖНА БЫТЬ ВАШЕЙ
Никогда не пытайтесь имитировать чью-нибудь программу паблисити. Являетесь ли вы собственником небольшого магазина
деликатесов в Куинсе или владельцем многонациональной корпорации, в любом случае создавайте свою собственную программу, именно ту, которая окажется вам «по размеру», будет соответствовать вашим потребностям и целям, подходить вашему персоналу, географии, производимой продукции и услугам, а также вашему фирменному стилю. Каким быии был ваш бизнес, он таков, и по-своему уникален.
В данной главе представлены образцы некоторых программ паблисити, но я бы не хотела, чтобы выих копировали.Ониприведены только для того, чтобы вы смогли убедиться, что каждый бизнес влияет на стиль и содержание той программы паблисити, которая начинает его обслуживать.
Каждая программа была разработана для различных типов компаний, продукции и услуг и имеет свои специфические цели.
ПРОГРАММА ПАБЛИСИТИ ДЛЯ МАГАЗИНА ДЕЛИКАТЕСОВ
Программа для владельца этого магазина может оказаться сложнее той, которая, может быть, нужна вам.
1. Приготовьтесписок газет, издающихся по соседству с шоссе Лонг-Айленд (укажите их адреса).
2. Установите, какие компании издают информационные бюллетени (укажите адреса этих компаний).
3. Подготовьте отдельный список газет, издающихся в Ку-инсли, включая газеты разных объединений, издающихся на иностранных языках, а такжетех, которые раздаются бесплатно.
4. Продумайте детали опросника«Отметим событие», в котором каждого заходящего в магазин попросят заполнить специальный лист и указать сведения о днях рождения и годовщинах бракосочетания. В эти дни любимые сандвичиэтих посетителей будут носить название, данное в их честь. Большое объявление об этом будет выставлено в витрине магазина, а информационный релиз, сообщающий обэтих людях, в котором, естественно, упоминается и название магазина, будет выслан в местныеСМИ ивобщегородскую газету, а также в любое школьное, религиозное или профессиональное издание, которое укажут посетители в опросном листке.
5. Всех почетных клиентов, участвующих в программе«Отметим событие», следует занести в специальный календарь.
6. Если условия позволят, можно расширить масштаб празднества, включив в число участников местные организации, отмечающие свои знаменательные даты.
7. Не забудьте всюду помещатьинформацию, извещающую читателей, чтоимеется стоянка для машин.
ПРОГРАММА ПАБЛИСИТИ ДЛЯ ЖУРНАЛА
Сейчас давайте познакомимся с программой паблисити для журнала SHELTER, INC. Каждый месяц это издание сообщает широкой аудитории читателей, в которую входят как владельцы домов, так и профессионалы, работающие в этой сфере, последние новости архитектурного дизайна, декорирования домов, о новых предметах, предназначенных для дома.
Предложение
В своем последнем выступлении председатель Ассоциации национальных рекламных деятелей заявил, что все коммерческие структуры СМИ «ловят в одном пруду одну и ту же усталую рыбу».
Следующее предложение является попыткой отыскать «новые пруды с рыбой», готовой посылать рекламу в журнал SHELTER, INC., т.е. это программа, которая не конкурирует, а дополняет уже действующие. Хотя это предложение базируется только на одном издании, такая же программа может быть эффективна и при проведении мероприятий в более крупных масштабах.
Цели
1. Открыть двери новым рекламным идеям.
2. Повлиять на максимальное количество рекламодателей Продукции, производимой для дома, при минимальных затратах времени и денег.
3. Преодолеть коммуникационные барьеры, затрудняющие доступ к лицам, принимающим решения в верхних эшелонах власти.
Эта трсхсоставная цель может быть достигнута при помощи следующего плана.
I. Акцент на продвижение товаров:получить большую отдачуот средств,вложенных в рекламу за счет более прицельной работы с рекламными агентствами, расположенными" на местах.
А. Назначить проведение крупных мероприятий в выделенных городах и пригласить принять в них участие потенциальных рекламодателей, имеющих дело в этих городах и по соседству с ними, в качестве специальных гостей журнала.
Б. Когда более или менее выявятся сильные стороны журнала, на которых можно строить кампанию паблисити, организовать выступления на телевидении специалистов, которыемогут их хорошо обыграть.
II. Целевой подход; обратить внимание на журнал различных групп рекламодателей продукции для дома, сосредоточиться на специфических профессиональных сферах их деятельности.
А. Написать статьи для отдельных профессиональных журналов, нацеленные на привлечение внимания и стимулирование интереса у влиятельных лиц в этом виде деятельности, которые непосредственно принимают решения.
Б. Назначить проведение выступлений перед отдельными профессиональными организациями, занимающимися производством товаров для дома.
Акцент на продвижение товаров
Эти действия особенно результативны, когда они выполняются согласованно с проводимыми в данной местности рекламными распродажами. Идеальным считается выступление перед членами местной организации бизнесменов (торговой палатой, Лай-енс-клубом, Ротари) специально подготовленных специалистов, рассказывающих о преимуществах, которые представляет данный журнал. Соответствующие теле- и/или радиовыступления (интервьюили дискуссии, ориентированные на бизнесменов и проводимые в удобное для них время) планируются в течение всего времени проведения кампании по продвижению журнала в данном регионе.
В зависимости от вида организации, интересов ее членов, возможности использования сотрудников журнала в число потенциальных докладчиков следует включить.
— издателя;
— главного редактора;
— директора по рекламе;
— менеджера по продвижению товаров;
— старшего редактора;
— редактора по вопросам активизации продаж.
Для всех основных мероприятий следует подготовить специальный набор, состоящий из краткой биографии и фотографии докладчика, названия темы его выступленияи, в качестве дополнительного сообщения, итогового резюме доклада.
Все потенциальные рекламодатели региона являются почетными гостями журнала, которых приглашают на доклад, и об этом следует сообщить письменно или устно в СМИ. Интервью следует записать на пленки и послать потенциальным клиентам.
Целевой подход
Такая ориентация в отношении всей отрасли деятельности — это тактика, при помощи которой рекламный отдел планирует сосредоточить свои усилия либо на продажах в каком-нибудь сегменте рынка, либо на активизации подобной деятельности в регионе, где она уже ведется. Точно так, как журнал SHELTER, INC. обеспечивает прямой доступ к покупателям предметов для дома, точно также и профессиональная публикация становится прямым контактом с производителями предметов для дома. В любой отрасли промышленности всегда ошущается потребность в новых подходах к рекламе и маркетингу, в свежем взгляде на дту отрасль в целом.
Ведущие сотрудники SHELTER, INC. способны объективно оценить любой товар для дома. Такой непредвзятый анализ, сделанный в авторских статьях и докладах перед членами профессиональных организаций, убеждает ведущих деятелей этой отрасли в том, что люди, издающие этот журнал, понимают их проблемы и разговаривают сними на одном языке, а-это создает самую благоприятную атмосферу для последующей продажи рекламного пространства в SHELTER, INC.