Этап 5. Обследование сильных и слабых сторон
Для анализа используется SWOT-матрица – квадранты возможностей и угроз. В начале анализируются факторы среды косвенного воздействия (PEST-факторы), затем – факторы прямого, непосредственного воздействия – потребители, поставщики, конкуренты, государственные органы.
После установления набора факторов производится их качественная интегральная оценка:
Факторы | Возможность | Оценка | Интегральная оценка |
Для проведения оценки вводятся две шкалы:
1. Шкала важности: 1 – неважно; 2 – важно; 3 – очень важно.
2. Оценочная шкала: 1 – хуже всего … 5 – отлично.
Каждый фактор оценивается с точки зрения его важности для конкретного предприятия, и ставится оценка, характеризующая фактор на данный момент
Интегральная оценка рассчитывается как произведение важности на оценку.
Число факторов в «возможностях» и «оценках» должно быть одинаково, чтобы можно было применить количественный метод.
По результатам оценки делается вывод: насколько опасна внешняя среда в данный момент времени для конкретного бизнеса (что больше: возможностей или угроз).
При анализе внутренней среды используются две методики:
1. SW-подход – часть SWOT-матрицы с позицией сильных и слабых сторон.
2. SNW-подход – добавляется особая нейтральная N-позиция.
В качестве нейтральной позиции рекомендуется фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации как нулевую точку конкуренции.
Для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем, кроме одной, ключевым позициям, находится в состоянии N – нейтральное и только по одному фактору в состоянии S – сильное.
Пример: стратегический анализ внутренней среды организации на период 3-летней стратегии:
Наименование стратегической позиции | Оценки | ||
S | N | W | |
1. Стратегия организации, в том числе: Ø по бизнесу 1 Ø по бизнесу 2 |
Техника работы в таблице:в каждой строке проставляют только один крестик («Х») в одной из трех колонок.
Стратегия организации, в том числе по бизнесу 1, 2 и т. д.
Финансы предприятия, в том числе финансы как состояние текущего баланса; финансы как структура; финансы как уровень финансового МНТа (ценные бумаги); финансы как доступность инвестиционных ресурсов.
Продукт с точки зрения конкурентоспособности, в том числе продукт 1, 2…m.
Структура затрат, в том числе по бизнесу 1, 2 … n.
Дистрибуция (самореализация продукта), в том числе умение торговать (профессионализм сбыта) и сбытовая структура.
Информационные технологии.
Инновации (способность к производству и реализации новых видов продукции).
Уровень производства в целом, в том числе материальная база, квалификация специалистов и рабочих.
Уровень маркетинга.
Качество ТМ.
Персонал в целом.
Репутация на рынке.
Отношения с общественностью.
Взаимодействие с органами власти.