Третий этап: сопоставление сильных и слабых сторон предприятия

На этом этапе анализа сильные и слабые стороны предприятия сопоставляют с факторами внешней среды и строят так называемую сопоставительную матрицу (рис.1.3).

Характеристики корпоративного профиля

Факторы внешней среды
Третий этап: сопоставление сильных и слабых сторон предприятия - student2.ru

Рис.1.3. Матрица SWOT-анализа

На третьем этапе выясняют следующее:

• позволяют ли сильные стороны предприятия воспользоваться открывающимися возможностями с выгодой для предприятия;

• способствуют ли сильные стороны предприятия защите от внешних угроз;

• насколько слабые стороны замедляют развитие предприятия и не дают использовать благоприятные ситуации с максимальной полезностью;

• насколько слабые стороны делают предприятие уязвимым для внешнего неблагоприятного воздействия;

• как в целом можно охарактеризовать взаимодействие предприятия с внешней средой и его способность достигать своих целей в сложившихся условиях.

В [5,6,10] авторы предлагают сосредоточиться на качественном анализе, перечисляя в соответствующих квадрантах матрицы:

• сильные стороны, позволяющие с наибольшей выгодой использовать возможности и позволяющие эффективно противостоять угрозам;

• слабые стороны, ограничивающие возможности предприятия во внешней среде и увеличивающие опасность ситуации для предприятия (табл.1.13).

Таблица 1.13

Шаблон для SWOT-анализа

    Корпоративный профиль Внешняя среда     Сумма балов по строкам
Возможности Угрозы
n Сводные оценки m Сводные оценки
Силы         Сводная оценка по квадранту 1           Сводная оценка по квадранту 2    
                 
                 
k                  
Слабости         Сводная оценка по квадранту 3           Сводная оценка по квадранту 4    
                 
                 
p                  
  Сумма балов по столбцам                     Сводная оценка положения предприятия (сумма сводных оценок по каждому квадранту)  

Четвертый этап:определение основных стратегических целей предприятия.На этом этапе SWOT-анализа определяют основные стратегические действия, актуальные при том или ином сочетании сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (табл.1.14)

Таблица 1.14

Поле стратегий для SWOT-анализа

  Сильный стороны Слабые стороны
Возможности Поле «Сильные стороны и Возможности» (СИВ) Поле «Слабые стороны и Возможности» (СЛВ)
Угрозы Поде «Сильные стороны и Угрозы» (СИУ) Поле «Слабые стороны и Угрозы» (СИУ)

Приведенные в таблице стратегии характеризуются следующим образом:

• стратегия СИВ — стратегия использования сильных сторон предприятия для того чтобы получить отдачу от внешних возможностей;

• стратегия СЛВ — стратегия преодоления слабых сторон при использовании внешних возможностей;

• стратегия СИУ — стратегия использования сильных сторон для преодоления угроз;

• стратегия СЛУ — стратегия, направленная на избавление от слабых сторон и предотвращение угроз.

1.6. Комплексные методы оценки рынка

В маркетинге под рынком понимают совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных либо географическим положением, либо потребностями, породившими соответствующий спрос. В маркетинге рынок характеризуется следующими параметрами: границы, месторасположение, размер, емкость. Существует достаточно много методов определения емкости рынка и его доли. Ниже представлены наиболее часто используемые.

Расчет емкости и доли рынка.

Оценку емкости рынка можно проводить по различным основаниям:

§ по структурным характеристикам;

§ по объемам производства;

§ по объемам потребления;

§ по объемам продаж.

Кроме того используют комплексные методы, сочетающие несколько из вышеперечисленных.

Расчет емкости рынка по структурным характеристикамвыполняют по формуле:

где - объем производства данного товара (усл. ед.); - объем импорта (усл.ед.); - объем экспорта (усл. ед.); - объем остатков соответственно на начало и конец исследуемого периода; , - объем запасов соответственно на начало и конец исследуемого периода.

Под остатками подразумевают фактически подтвержденные остатки на складах предприятий; под запасами - означают объем товаров, предназначенных для госрезерва или других государственных нужд.

Объем импорта определяют по формуле:

где - официально подтвержденный объем импорта; - косвенный импорт, (поставляемый товар, применяемый в качестве комплектующих в других изделиях); - возможный «серый» импорт.

Объем экспорта определяют аналогичным образом.

Наши рекомендации