Лекция 9. Понятие системы маркетинговой информации.
Система маркетинговой информации (СМИ) – это ежедневная система управления и структуризации информации, регулярно собираемой из внутренних и внешних источников. СМИ представляет собой совокупность приемов, методов, организационных мер и технических средств сбора, накопления и обработки данных, необходимых для функционирования компании и управления ею.
В числе условий формирования эффективной СМИ выделяются следующие:
1. Система строится, исходя из сложившихся представлений руководства о тех факторах, которые влияют на принятие решений.
2. Управляющий, использующий систему информации, разбирается в принципах ее функционирования и принимает участие в разработке ее структуры.
3. Система использует накопители дезагрегированной информации.
4. Развитие системы происходит путем постепенного, последовательного повышения уровня аналитической сложности информации.
5. Имеется координатор, занимающий высокое положение на предприятии и представляющий соответствующую информацию руководителям организации.
6. Осуществляется систематический контроль информации по маркетингу.
Типичная система маркетинговой информации включает в себя четыре блока:
- система внутренней отчетности;
- система сбора внешней информации;
- система маркетинговых исследований;
- система анализа маркетинговой информации.
Все маркетинговые исследования можно условно разделить на две большие группы:
1. исследования рынка;
2. исследования деятельности фирмы.
Маркетинговое исследование является информационной основой для комплексного изучения рынка. Оно состоит из следующих этапов:
1. выявление проблемы и целей исследования;
2. разработка плана исследования;
3. отбор источников информации;
4. сбор информации (реализация плана исследования);
5. анализ информации;
6. отчет о полученных результатах.
Виды кабинетных исследований: торговая панель, потребительская панель, омнибусы. Полевые исследования включают в себя личные интервью, почтовые анкеты, телефонные интервью, групповые дискуссии, проективную технику.
Лекция 10 Общее понятие об окружающей среде маркетинга. Методы анализа маркетинговой среды.
Окружающая среда маркетинга разделяется на пять частей: контролируемые факторы, неконтролируемые факторы, уровень удачи или неудачи в организации и достижении целей, обратные связи и адаптация
К числу контролируемых факторов относятся те, которые управляются фирмой и ее сотрудниками по маркетингу.
Основные неконтролируемые факторы воздействуют на успех организации и ее предложений Предложения фирмы и влияние неконтролируемой окружающей среды взаимодействуют и определяют степень успеха и неуспеха организации в достижении целей. Обратная связь имеет место, когда фирма пытается следить за неконтролируемыми факторами и оценивать их сильные и слабые стороны. Адаптация – это изменения в плане маркетинга, которые организация осуществляет, чтобы приспособиться к неконтролируемой среде. Если фирма не рассматривает всю окружающую среду с позиций системного подхода, то возрастает вероятность потери ею перспектив и должных результатов.
Исследование и оценка контролируемых и неконтролируемых факторов находит выражение в SWOT – анализе .
Методика этого анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз, а далее – установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Следует дать ответы на вопросы: какие сильные стороны помогут реализовывать возможности (поле «СВ»), какие сильные стороны помогут предотвратить угрозы (поле «СУ»), какие слабые стороны не позволят реализовать возможности (поле «СЛВ») и предотвратить угрозы (поле СЛУ»)?
Тема 2.2 Маркетинговый анализ конкуренции на рынке
Лекция 11 Понятие конкуренции. Конкурентное поведение.