Краткая характеристика сущности маркетинга
Краткая характеристика сущности маркетинга
Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту минимальными, а также глубоко познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами. Принципы маркетинга: нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности; ориентация на долговременный результат маркетинговой деятельности. Категории маркетинга:Маркетинг начинается с выявления нужд и потребностей. Люди постоянно испытывают нужду в пище, одежде, различных услугах, предпочитая тот или иной товар или услугу, т.е. осуществляют свой выбор. Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Товар — это продукт, предлагаемый рынку и предназначенный для удовлетворения нужд и потребностей путем обмена. Покупательские ценности - это характеристики, которые делают товар идеальным. Обмен. Для совершения обмена необходимо соблюдение пяти условий. 1. Сторон должно быть как минимум две. 2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны. 3. Каждая сторона должна быть способной осуществлять коммуникацию и доставку своего товара, 4, Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии и отклонении предложения другой стороны, 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной, Сделка - коммерческий обмен ценностями между сторонами. Отношение — устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта, а также испытываемые к нему чувства. Рынок — это совокупность как определенных нужд и потребностей, так и потенциальных покупателей, которые в состоянии участвовать в обмене. Сбыт — это превращение произведенных товаров и услуг в деньги. Оборот - это сбыт в стоимостном выражении. Маркетолог — специалист, изыскивающий ресурсы для производства или торговли, а также предлагающий какие-нибудь ценности в обмен на другие. Может выступать в роли и продавца, и покупателя.
Нужды, потребности, запросы
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.
Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Компании, серьезно относящиеся к маркетингу, затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят маркетинговые исследования, чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять .Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые маркетинговые исследования. Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан. Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.
Нужды- это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:1.физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность); 2.социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность); 3.личные нужды (знания, самовыражение).
Товар, обмен, сделка
Обмен— это получение желаемого объекта в ответ на передачу другого объекта. Обмен как средство удовлетворения потребностей имеет много преимуществ. Например, голодный сможет получать пищу не с помощью охоты или рыбаки, а с помощью обмена результата своего труда на еду. Таким образом, для удовлетворения потребностей человеку не требуется производить всё собственноручно. Он может обмениваться плодами своего труда с другими производителями, получая всё необходимое для удовлетворения потребностей. Пять условий совершения обмена: 1.сторон должно быть как минимум две,2.каждая сторона должна располагать чем-либо, что могло бы представить ценность для другой стороны,3.каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара,4.каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны, 5.каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Сделка — это вид обмена, совершаемый двумя сторонами. Для сделки обязательным условием является наличие двух сторон и не менее двух товаров, имеющих потребительскую ценность, также наличие:1.согласованных условий ее осуществления;2.согласованного времени совершения;3.согласованного места проведения.
Товар в маркетинге понимается как комплекс значимых для потребителя свойств (функциональные и эстетические характеристики, размеры, социальная и личностная значимость, габариты, вес, структура, упаковка, престиж производителя и розничного торговца и др.), который покупатель оценивает как обеспечивающий удовлетворение своих нужд и потребностей и в связи с этим готов приобрести его по согласованной цене и в определенном количестве.Биржевые товары можно разделить на четыре следующие подгруппы:1.энергоносители — это, прежде всего, нефть, газ и уголь;2. продовольствие — пшеница, сахар, кофе, какао, рис, кукуруза, соя;3. стратегические — золото, уран, платина, никель;4. металлы — медь, алюминий, серебро, сталь.Промышленные товары делятся, как правило, на три подгруппы:1. материалы — сырье, полуфабрикаты, детали;2. капитальные — здания, сооружения, оборудование;3. вспомогательные — инструменты, масла и пр., материалы для технического обслуживания и т.п.Потребительские товары в зависимости от характера предъявляемого спроса включают в себя шесть подгрупп:1. повседневного спроса — газеты, сигареты, продукты питания, жетоны;2. импульсивной покупки — книги, журналы, сладости, напитки;3. экстренного приобретения — лекарства, зонты, пакеты;4.предварительного выбора — мебель, одежда, аппаратура;5. особого спроса — меха, автомобили, видеокамеры, банкеты, круизы;6. пассивного интереса — страховки, надгробия, учебники.
Основные функции маркетинга
Основные функции маркетинга:
1. Аналитическая: изучение рынка, изучение потребителя, изучение фирменной структуры рынка, изучения товара, изучение внутренней среды предприятия.
2. Производственная: организация производственных товаров, организация материально-технического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью продукции.
3. Сбытовая: организация системы товародвижения, организация системы формирования спроса и стимулирования сбыта и системы продаж (реклама), товарная политика, организация сервиса, ценовая политика.
4. Управления и контроля: организационные принципы управления и контроля, планирование и информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций на предприятии, управление рисками.
5. Инновационная: выработка стратегии создания новой продукции.
Цели и принципы маркетинга
Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и услуг обязательно ориентировалось на потребителя, на спрос, на постоянное согласование возможностей производства с требованиями рынка.В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:
1. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии хозяйственных решений. Потребители часто не знают, что именно они хотят. Они хотят только как можно лучше решить свои проблемы. Поэтому одна из главных задач маркетинга - это понять, что хотят потребители.
2. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, в области капитальных вложений, сбытовая, техническое обслуживание и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов.
3. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы.Западно-германский маркетолог Гюнтер фон Брискорн рассуждает примерно так. Рынок - это море. На волнах рынка находятся потребители, поведение которых на рынке характеризует вектор их потребностей. Он подвержен частым изменениям. Рынок является нашим шефом (начальником) и, выходя на него (идя на прием к шефу), надо хорошо подготовиться. Потребитель - это наш король, любые требования которого мы должны безоговорочно выполнять.
В маркетинге цели объединяют в пять групп:
1 - рыночные (доля на рынке, завоевание рынка, выявление перспективных рынков);
2 - маркетинговые (создание имиджа фирмы, мероприятия по формированию общественного мнения ("паблик рилейшнз"), объем продаж, объем прибыли, конкурентная борьба);
3 - структурно-управленческие (совершенствование структуры управления);
4 - обеспечивающие (ценовая политика, стимулирование сбыта, потребительские свойства товара, параметры товародвижения);
5 - контроль деятельности.
Виды маркетинга
Конверсионный маркетинг связан с наличием негативного спроса, когда все сегменты или большинство важнейших сегментов потенциального рынка отвергают данный товар или услугу. Негативный спрос — нередкое явление на рынке, распространяющееся на многие товары и услуги. Например, многие потребители проявляют негативный спрос на различные лекарства; вегетарианцы — носители негативного спроса на мясо и т.п. Задачей управления маркетингом при негативном спросе является разработка такого плана, который будет способствовать зарождению спроса на соответствующие товары, а в перспективе — развитию его до уровня, соразмерною предложению товаров.
Стимулирующий маркетинг.Существует целый ряд товаров и услуг, на которые нет спроса. В данном случае речь идет не о проявлении отрицательных или положительных эмоций по отношению к предложению, а о полном безразличии или незаинтересованности потребителей. Спрос может отсутствовать в грех случаях: когда известные товары воспринимаются как потерявшие всякую ценность (например, стеклянные бутылки); когда товары воспринимаются как имеющие ценность, но только не на данном рынке (например, лодки в местностях, где нет воды; сани там.где нет снега); когда на новые товары, появляющиеся на рынке, отсутствует спрос, потому что рынок не подготовлен к их появлению (примеры — сувениры, которые покупатели приобретут, лишь увидев их на витрине, но покупку которых они обычно не планируют).
Развивающий маркетинг связан с формирующимся спросом на товары. Потенциальный спрос имеет место в том случае, когда известная часть потребителей испытывает потребность в приобретении какого-либо блага, который, однако, еще не существует в форме конкретного товара или услуги. Так, многие курильщики мечтают о сигаретах, не содержащих веществ, вредных для организма. Процесс превращения потенциального спроса в реальный является задачей развивающего маркетинга, при этом необходимо уметь определять потенциальный спрос и координировать все маркетинговые функции в интересах развития рынка в нужном направлении.
Ремаркетинг.Для всех видов товаров и любого периода времени характерны ситуации снижения спроса. Когда спрос на данный товар или услугу ниже уровня предшествующего периода, то при отсутствии мер, направленных на переориентацию рынка и изменение предложения, он может в будущем еше больше снизиться. Снижающийся спрос нуждается в оживлении. Это задача ремаркетинга, цель которого — создание нового жизненного цикла исчезающего с рынка товара. Ремаркетинг — это поиск новых возможностей маркетинга для согласования предложения товаров с их потенциальными рынками.
Синхромаркетинг.Очень часто фирма бывает удовлетворена общим уровнем спроса на свою продукцию, но ее не устраивает состояние спроса на какой-либо конкретный товар на определенном отрезке времени. Спрос может значительно превышать производственные возможности или, наоборот, объем производства данного товара может оказаться больше потребностей рынка. Колеблющийся спрос — это такое состояние, при котором структура спроса характеризуется сезонными или другими колебаниями, не совпадающими по времени со структурой предложения товаров. Так, многие виды городского пассажирского транспорта основную часть рабочего времени недогружены, однако их количества явно недостаточно в часы пик. В таких случаях уровень спроса может быть изменен путем переключения побудительных мотивов или в результате рекламно-пропагандистской деятельности, в других случаях изменить уровень спроса удается лишь в результате многолетней деятельности, направленной на изменение привычек людей.
Поддерживающий маркетинг.Наиболее желательная ситуация — наличие полного спроса, имеющего место в том случае, когда уровень и структура спроса на товары и услуги полностью соответствуют уровню и структуре предложения. Однако даже в такой момент не следует ограничиваться поверхностным маркетингом. На уровень спроса воздействуют два фактора: изменение потребностей и появление на рынке аналогичных товаров других фирм.
При наличии полною спроса задачей специалиста по маркетингу является применение поддерживающего маркетинга. Он требует сохранения достаточного уровня спроса в повседневной маркетинговой деятельности, а также постоянного внимания к тем факторам, которые могут изменить уровень спроса. Работник, ответственный за проведение поддерживающего маркетинга, в первую очередь должен решить ряд тактических задач, связанных с проведением правильной политики цен, поддержанием необходимого объема продаж, стимулированием в нужном направлении сбытовой деятельности, осуществлением контроля над издержками.
Демаркетинг.Иногда спрос на товар или услугу значительно превышает предложение. Чрезмерный спрос — это состояние, при котором спрос превышает уровень производственных возможностей, товарные ресурсы. Он может быть также связан с высокой постоянной популярностью отдельных товаров, услуг. Задачу уменьшения чрезмерного спроса решают с помощью демаркетинга различными путями: повышают цену на товар, прекращают стимулировать продажу и т.д.
Противодействующий маркетинг.Существуют товары и услуги, спрос на которые может быть расценен как иррациональный с точки зрения благополучия потребителя, общества из-за отрицательных потребительских свойств соответствующих товаров. Классическими примерами таких товаров являются алкогольные напитки, табачные изделия. Задача ликвидации или снижения спроса на такие товары составляет основу противодействующего маркетинга. Если демаркетинг связан с сокращением спроса на доброкачественный товар, то противодействующий маркетинг представляет товар как нежелательный, вредный.
Классификация типов рынка
Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. При этом для продавца сбыт не представляет особых трудностей. В условиях избыточного спроса (дефицита) товары все равно будут реализованы. Ему нецелесообразно заниматься какими-либо маркетинговыми мероприятиями, так как это будет означать лишь дополнительные затраты.
Совершенно другая ситуация на рынке покупателя. Он возможен, если предложение превышает спрос. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. На рынке покупателя необходимость изучения спроса и поведения потребителей приобретает первостепенное значение.
Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр видов деятельности (транспорт, туризм, страхование, кредитование, образование и т. д). Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы.
В зависимости от потребностей определяющих спрос на соответствующие товары, рынки могут быть розничными и оптовыми.
Розничный (потребительский) рынок представляет собой рынок покупателей, приобретающих товары для личного (семейного, домашнего) использования. Он неоднороден: здесь действуют различные по доходам, уровню потребления, социальному положению, возрасту, национальности, культурным обычаям и т.п. группы населения. Соответственно у каждой из этих групп свои запросы, требования к товарам (их качеству, цене и т.п.).реакция на появление определенного товара, рекламу. Поэтому предприятие должно определить целесообразность работы с каждой группой потребителей рынка, которую оно собирается обслуживать.
Оптовый рынок (рынок предприятии) — это рынок организаций, приобретающих товары для их дальнейшего использования в процессе производства, перепродажи или перераспределения. Он характеризуется сравнительно небольшим числом действующих субьектов, преобладанием крупных закупок и значительной ориентацией на потребительский рынок. Принципиально важное значение имеет классификация рынков с точки зрения организационной структуры. Она определяется различными условиями торговли и характером взаимоотношений между продавцами и покупателями, что обусловливает деление рынков на закрытые и открытые.
Закрытый рынок — это рынок, на котором продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, соглашениями о специализации и кооперировании, договорными отношениями (например, торгово-экономическими, кредитными договорами), не имеющими ярко выраженного коммерческого характера. На таком рынке преобладают различные меры и формы регулирования, держатся относительно устойчивые цены.
Открытый рынок — сфера обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей неограничен. Отсутствие некоммерческих связей между продавцами и покупателями предопределяет относительную независимость отношений между ними. Обычно заключаются краткосрочные коммерческие сделки. Для открытого рынка характерны частые и резкие колебания цен.
Позиционирование товара
Позиционирование товара представляет собой комплекс мер и приемов, с помощью которых в сознании целевых потребителей данный товар занимает по отношению к конкурирующим товарам собственное, отличное от других место, включая формирование конкурентоспособной позиции и комплекс детализированного маркетинга.
Позиционирование в теории рассматривается в двух аспектах.
1. С помощью стремления максимально приблизить товар к потребителю, найти наиболее оптимальное размещение товара на рынке.
2. Выбор самой выгодной позиции товара в товарной выкладке.
Основная стратегия позиционирования заключается в выявлении такой группы потребителей, у которых фирма сможет пользоваться преимуществом, а в дальнейшем и позиционировать себя на этом рынке.
Первый шаг позиционирования представляет собой дифференциацию маркетингового предложения фирмы, т. е. данный товар фирмы должен быть более ценным для потребителя, чем товар конкурентов.
Конкурентное преимущество – это предложение товара большей ценности или по более низким ценам, либо выгод, компенсирующих более высокие цены. Таким образом, с помощью методов позиционирования потребителям необходимо внушить, что этот товар создан специально для них и чтобы он идентифицировался с идеалом последних.
Методы позиционирования:
1) на базе определенных преимуществ товара, на базе удовлетворения определенных (специфических) потребностей;
2) с помощью устойчивых представлений о товаре.
Стратегии позиционирования:
1) укрепление торговой марки в сознании потребителей;
2) изыскание новой незанятой позиции;
3) репозиционирование, т. е. потеснение или вытеснение из сознания потребителей конкурентов.
Отличительные особенности, которые фирме желательно учитывать при позиционировании товара:
1) значимость (ценность);
2) характерность (специфичность);
3) превосходство (преимущества);
4) наглядность (очевидность);
5) защищенность от подделок;
6) доступность;
7) прибыльность.
Основные преимущества рынка
Выбор стратегии маркетинга. Планирование программы маркетинга
Стратегия - этодолгосрочный качественно определенное направление развития фирмы, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутренних взаимоотношений, а также позиции в окружающей среде, что приводит ее к своим целям.
Процесс выбора стратегии включает следующие основные этапы:
- уяснение текущей стратегии;
- проведения анализа портфеля бизнеса;
- выбор стратегии фирмы.
На этапе планирования идет выбор элементов маркетинга, которые объединяются в наиболее оптимальный, с точки зрения поставленных целей, комплекс («4 Р»), а также распределение финансовых средств в рамках бюджета маркетинга.
В зависимости от адресата программа маркетинга может быть для высшего руководства или низовых звеньев. Для высшего руководства программы коротки и сжаты, выделяют только наиболее важные направления последующей работы. Для низовых звеньев они детализированы, подробны и включают конкретные системы маркетинговых мероприятий.
По срокам маркетинговые программы могут быть краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.
В зависимости от круга охватываемых задач программы делятся на обычные и целевые.
Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно-практического исследования: анализ маркетинговой среды, комплексного изучения рынка, требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, уровня и динамики цен, фирм-конкурентов, контрагентов и нейтралов, форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей и мотивов принятия решения при покупке, оценки производственных ресурсов и сбытовых возможностей предприятия.
Система маркетингового контроля. Типы маркетингового контроля. План ревизии маркетинга
Система маркетингового контроля. Эта система включает в себя все мероприятия, которые проводятся с целью выявления результатов деятельности производителя и его деловой активности.
Типы контроля:
1. Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и достигнутыми результатами, чтобы убедиться в достижении запланированных на год показателей сбыта и прибыли.
2. Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности фирмы по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема.
3. Стратегический контроль - это деятельность по анализу выполнения маркетинговых задач, стратегии и программы фирмы. Осуществляется такой контроль посредством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы.
План ревизии маркетинга - это совокупность организационных мероприятий направленных на выявление открывающихся маркетинговых возможностей и возникающих проблем, выдача рекомендаций относительно плана перспективных и текущих действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия.
План ревизии маркетинга имеет трех уровневую структуру:
1) ревизия маркетинговой среды: макросреда;
2) ревизия маркетинговой среды: микросреда;
3) ревизия стратегии маркетинга.
Краткая характеристика сущности маркетинга
Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту минимальными, а также глубоко познать и понять клиента, чтобы товар или услуга точно подходили последнему и продавали себя сами. Принципы маркетинга: нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности; ориентация на долговременный результат маркетинговой деятельности. Категории маркетинга:Маркетинг начинается с выявления нужд и потребностей. Люди постоянно испытывают нужду в пище, одежде, различных услугах, предпочитая тот или иной товар или услугу, т.е. осуществляют свой выбор. Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Товар — это продукт, предлагаемый рынку и предназначенный для удовлетворения нужд и потребностей путем обмена. Покупательские ценности - это характеристики, которые делают товар идеальным. Обмен. Для совершения обмена необходимо соблюдение пяти условий. 1. Сторон должно быть как минимум две. 2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представлять ценность для другой стороны. 3. Каждая сторона должна быть способной осуществлять коммуникацию и доставку своего товара, 4, Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии и отклонении предложения другой стороны, 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности иметь дело с другой стороной, Сделка - коммерческий обмен ценностями между сторонами. Отношение — устойчивая оценка индивидом какого-либо объекта, а также испытываемые к нему чувства. Рынок — это совокупность как определенных нужд и потребностей, так и потенциальных покупателей, которые в состоянии участвовать в обмене. Сбыт — это превращение произведенных товаров и услуг в деньги. Оборот - это сбыт в стоимостном выражении. Маркетолог — специалист, изыскивающий ресурсы для производства или торговли, а также предлагающий какие-нибудь ценности в обмен на другие. Может выступать в роли и продавца, и покупателя.
Нужды, потребности, запросы
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека. Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.
Запросы - потребности человека, подкрепленные его покупательной способностью. Компании, серьезно относящиеся к маркетингу, затрачивают огромные усилия на выявление нужд, потребности и запросов своих клиентов. Они проводят маркетинговые исследования, чтобы узнать предпочтения клиентов. Анализируют жалобы. Обучают продавцов выявлять требования покупателей и своевременно их удовлетворять .Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что крупные компании знают о нас практически всё. Они вкладывают большие средства в порой казалось нелепые маркетинговые исследования. Вы пьете кофе сидя перед монитором, а они знают сколько ложек сахара вы положили в стакан. Максимально полное понимает нужд, потребностей и запросов необходимо для разработки маркетинговой стратегии.
Нужды- это испытываемое индивидуумом чувство нехватки чего-либо, необходимости чего-то. Нужды людей многообразны и сложны, и заложены в самой природе человека. Они могут быть классифицированы на:1.физиологические нужды (пища, одежда, тепло, безопасность); 2.социальные нужды (духовная близость, влияние, привязанность); 3.личные нужды (знания, самовыражение).
Товар, обмен, сделка
Обмен— это получение желаемого объекта в ответ на передачу другого объекта. Обмен как средство удовлетворения потребностей имеет много преимуществ. Например, голодный сможет получать пищу не с помощью охоты или рыбаки, а с помощью обмена результата своего труда на еду. Таким образом, для удовлетворения потребностей человеку не требуется производить всё собственноручно. Он может обмениваться плодами своего труда с другими производителями, получая всё необходимое для удовлетворения потребностей. Пять условий совершения обмена: 1.сторон должно быть как минимум две,2.каждая сторона должна располагать чем-либо, что могло бы представить ценность для другой стороны,3.каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара,4.каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны, 5.каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Сделка — это вид обмена, совершаемый двумя сторонами. Для сделки обязательным условием является наличие двух сторон и не менее двух товаров, имеющих потребительскую ценность, также наличие:1.согласованных условий ее осуществления;2.согласованного времени совершения;3.согласованного места проведения.
Товар в маркетинге понимается как комплекс значимых для потребителя свойств (функциональные и эстетические характеристики, размеры, социальная и личностная значимость, габариты, вес, структура, упаковка, престиж производителя и розничного торговца и др.), который покупатель оценивает как обеспечивающий удовлетворение своих нужд и потребностей и в связи с этим готов приобрести его по согласованной цене и в определенном количестве.Биржевые товары можно разделить на четыре следующие подгруппы:1.энергоносители — это, прежде всего, нефть, газ и уголь;2. продовольствие — пшеница, сахар, кофе, какао, рис, кукуруза, соя;3. стратегические — золото, уран, платина, никель;4. металлы — медь, алюминий, серебро, сталь.Промышленные товары делятся, как правило, на три подгруппы:1. материалы — сырье, полуфабрикаты, детали;2. капитальные — здания, сооружения, оборудование;3. вспомогательные — инструменты, масла и пр., материалы для технического обслуживания и т.п.Потребительские товары в зависимости от характера предъявляемого спроса включают в себя шесть подгрупп:1. повседневного спроса — газеты, сигареты, продукты питания, жетоны;2. импульсивной покупки — книги, журналы, сладости, напитки;3. экстренного приобретения — лекарства, зонты, пакеты;4.предварительного выбора — мебель, одежда, аппаратура;5. особого спроса — меха, автомобили, видеокамеры, банкеты, круизы;6. пассивного интереса — страховки, надгробия, учебники.