Основные принципы и функции современного маркетинга.
Маркетинг является одним из важнейших направлений совершенствования управления производством и сбытом продукции. Он представляет собой процесс, цель которого — обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса покупателей. Сбытовая деятельность в маркетинге состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в таком количестве и такого качества, которые требуются. Схематично концепция сбыта и концепция маркетинга представлены на рис. Сущность концепций сбыта (А) и маркетинга (Б)
Маркетинг создает условия не только для выхода (или, как иногда говорят, прорыва) на рынок. Он также включает закрепление позиции предприятия на рынке, расширение продаж, быстрое изменение характеристик продукции под влиянием технологических достижений и требований потребителя.
Главное в маркетинге — целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.
Целевая ориентация означает, что маркетинг ориентирован на потребителя, его истинные нужды и потребности. В условиях рыночной экономики предприятие по мере насыщения рынка должно в своей деятельности опираться на принципы маркетинга и пользоваться инструментами, методами маркетинга, иначе оно потеряет свои позиции на рынке, станет банкротом.
Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.
Целевая ориентация и комплексность маркетинга — это слияние в один поток всех составляющих элементов маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных пределах: как правило, не менее пяти — семи лет.
Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например изучения товара или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Только комплексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.
Основные принципы маркетинга.
Первый принцип — ориентация главных производственных и сбытовых функций (разработка и продвижение продукции, стимулирование сбыта, ценовая политика, исследование конъюнктуры рынка, деятельность торгового персонала и т.д.) на реальные требования потребителей. Точнее говоря, получение прибыли не рассматривается в качестве конечной цели, а все внимание концентрируется на лучшем удовлетворении запросов покупателей, но тем не менее предприятие получит свою прибыль как результат действия рыночного капитала.
Второй принцип — всестороннее и дифференцированное исследование рынка. Данный принцип предполагает: сегментацию рынка на относительно однородные группы потребителей и ориентацию на те сегменты, в отношении которых фирма (предприятие) обладает лучшими потенциальными возможностями.
Кроме того, исследование рынка позволяет правильно провести позиционирование товаров (услуг) по отношению к товарам (услугам) конкурентов, чтобы обеспечить себе преимущественное положение на рынке.
Исследование рынка помогает принять оптимальные решения по ценовой политике и организации системы распределения товаров (услуг), так как здесь учитываются интересы покупателей. Важным является также изучение поведения на рынке конкурентов.
Третий принцип — целенаправленное воздействие на рынок и потребительский спрос с помощью всех доступных средств и методов. Главная цель заключается в том, чтобы сформировать потребительский спрос в необходимом для фирмы направлении.
Четвертый принцип — эффективное управление маркетингом. Управление маркетингом является частью всей руководящей работы на фирме (предприятии) и представляет собой непрерывный процесс, включающий планирование и организацию маркетинга, наблюдение за внутренней и внешней средой, отслеживание отклонений между запланированными и текущими результатами маркетинговой деятельности, внесение коррективов в маркетинговые решения.
Пятыйпринцип — регулярное и тщательное прогнозирование маркетинговой деятельности, а также координация всех маркетинговых планов и программ.
Основываясь на принципиальной методологии маркетинга как рыночной концепции управления и сбыта, попытаемся найти универсальный подход к определению и описанию маркетинговых функций, к приведению их в логически непротиворечивую систему. Этот подход состоит в выделении 4 блоков комплексных функций и ряда подфункций в каждом из них.