Оценка конкурентоспособности товара -2
В качестве товара для проведения практического анализа конкурентоспособности мы выбрали такой товар как журнал . И хотя в кругах профессионалов существует дискуссия по поводу того, является ли журнал товаром или услугой, мы исходим из того, что товаром является все то, что продается на рынке и имеет своего покупателя и продавца.
Модель оценки конкурентоспособности рассматриваемого товара включает в себя следующие этапы:
Структурирование, формирование в классификационный ряд основные параметры, по которым будет оцениваться конкурентоспособность исследуемого товара. Как правило их число ограничивается десятью.
Каждый параметр разбивается на уровни качества. Они могут быть бинарными (“да - нет” или “ 1 - 0”), трехфакторными (“да - частично - нет” или “+1 0 -1), но лучше всего и привычней - “ученические” 5-ти бальные шкалы при шести уровнях от “0” (отсутствие признака) до “5” (признак отлично выражен).
Стоится матрица-таблица “Параметры * Уровни” (10 * 6 = 60 ячеек) и по ней оценивается исследуемый продукт.
Рассчитывается общий индекс качества К0 (как среднеарифметическое показателей качества), строится графическое отображение матрицы.
По итоговым показателям индекса качества К0 оценивается конкурентоспособность товара в соответствии с интервалами:
5,00 - 4,51: крайне высокая конкурентоспособность товара;
4,50 - 3,51: высокая конкурентоспособность товара;
3,50 - 2,51: средняя конкурентоспособность товара;
2,50 - 1,51: низкая конкурентоспособность товара;
1,50 - 0,00: отсутствие конкурентоспособности товара.
В качестве основных параметров оценки конкурентоспособности рассматриваемого издания мы выбрали следующие
Название.
Заголовки.
Содержание.
“Лицо” журнала.
Язык.
Графика.
Экономика.
Полиграфия.
Реклама.
Дизайн.
Данные параметры оцениваются по пятибалльной шкале с шестью уровнями (Табл. 1).
Табл. 1. Матрица оценки .
Параметры оцениваемого издания | Уровни оценки издания ( 0- 6 баллов) | ||||||
“очень плохо” | “Плохо” | “Неудовлетворительно” | “Удовлетворительно” | “Хорошо” | “Отлично” | ||
1. Название и эпиграф (слоган) | Серое скучное название и исполнение | Название повторяет, копирует что-то известное | Название не понятно без разъяснений | Название не броское, эпиграф “деловой” | Название и эпиграф выбраны “в точку” | Образно проработана каждая буквица | |
2. Заголовки (построение, шрифтовая гарнитура) | Не привлекают внимания, совершенно не интересны. | Стандартны, узкопрофессиональны | Шаблонные, примелькавшиеся | До 10 - 20% привлекают внимание | Оригинальны, но не скандальны | Все оригинальны, немного скандальны | |
3. Содержание (информативность, интерес) | Все можно узнать из 2-3 других изданий | Новая, полезная информация не более 2-5% | Перепечатки из других изданий до 30-50% | Интересны по фактам до 10 - 20 % материалов | Интересно до 50-70% материалов | Прочитывается отпервой до последней строки | |
4. “Лицо” журнала (изюминка, образ, узнаваемость) | как вкладыш к другой | Повторяет, копирует официозы | Привлекает внимание не более 1-2 строчек в газете | Своих “индивидуальных” материалов не более 10-20% | Издалека узнается среди других 20 - 30 газет | Даже цена, редколлегия поданы оригинально | |
5. Язык (форма изложения, подачи материалов) | На странице встречается 5-10 непонятных слов | Стандартный, сухой, официальный язык | Интересен язык в 1 - 2 заметках | Интересны по языку 10 - 20 % материалов | Интересен язык 50-70 % материалов | Неповторимо-индивидуальный, авторский | |
6. Графическое оформление (фото, заставки) | Графического оформления нет | Применяется лишь 3-5 видов шрифтов | Выделяются 1-2 материала из 20 - 40 блоков | Выделяются 1-2 страницы (привлекают внимание) | Все страницы отличительно оформлены) | Каждый материал имеет графический акцент | |
7. Экономика (цена, окупаемость, прибыль) | Цена назначена без расчета | Маркетинговый анализ рынка не проводится | Определена цен и прибыль (без гарантий) | Существует неструктурированный план на первые 6-8 месяцев | Имеется бизнес-план на 1-3 года | Проводится мониторинг по каждому выходу, проводится корректировка | |
8. Полиграфическое качество (бумага, краска) | не хочется брать в руки даже для обертки | Бумага плохая, “сырая”, крупнозернистая | Краска плохая, маркая, неяркая | Нет проплешин, размывов, неаккуратностей | Оригинальный подход (например цветная бумага) | Цвет, печать, бумага великолепна | |
9. Реклама (подача, эффект) | Реклама не отличается от информации | Вся реклама однообразна, скучна | Интересны 1-2 из 20-30 рекламных блоков | Интересны, привлекательны 10-20% рекламных блоков | Интересны, индивидуальны 50-70% рекламы | С интересом рассматривается каждая реклама | |
10. Дизайн (оформление, верстка и др.) | Дизайна, единого образца и подхода нет | “Доморощенный”, несовременный дизайн | Смешанное заполнение страниц | Четкое разделение страниц и разделов | Совмещение модулей с образным решением | Все номера ярки, особенно праздничные | |
Для рассматриваемго журнала ализ показателей конкурентоспособности показал, что (рис. 2) общий индекс качества К0 составляет: К0 = (4+3+3+5+3+2+2+1+4+3)/10=3,00, что в соответствии с приведенной выше шкалой конкурентоспособности означает, издание обладает средним уровнем конкурентоспособности, и для его повышения необходимо в первую очередь предпринять следующие меры:
Улучшить качество полиграфии ;
Улучшить графическое оформление
Реорганизовать системы управления .
При устранении данных недостатков (хотя бы до уровня 4-х баллов согласно нашей матрицы) конкурентоспособность возрастет до уровня: К0 = (4+3+3+5+3+4+4+4+4+3)/10 = 3,70, что означает высокую конкурентоспособность издания, а, следовательно, увеличение его прибыльности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе мы рассмотрели процесс оценки конкурентоспособности товаров.
В результате получилось, что отечественная бытовая техника в данный момент времени являются на рынке вполне конкурентоспособными, что говорит о том, что отечественная промышленность не стоит на месте, а развивается и по качеству готовые изделия не уступают импортным аналогам. Но так как сборка происходит на территории России, то это позволяет снизить цену, что выгодно для отечественных покупателей, а значит и для отечественных производителей. На данный момент времени фирма добилась нужного соотношения качества и цены - при высоком качестве доступная
Тем не менее разрабатываемая Государственная политика промышленного развития, направленная на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, должна обеспечивать решение двух важнейших задач: реформирование предприятий с целью повышения качества и эффективности их управления и разработку мер государственного регулирования, стимулирующих развитие отечественных товаропроизводителей.
Список литературы
1. Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для ВУЗов / М.: “Экономика”, 2000г.
2. Бодди Д. Основы менеджмента. - СПб.: Питер, 2002.
3. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие. - М.: Бином, 2000
4. Соловьев Б. А. Управление маркетингом М.: ИНФРА-М, 2002.
5. Бухалков М. Маркетинг, Москва 2001
6. Русинова Ф.М, Разу М.Л менеджмент 2000
7. Экономика предприятия / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: “Юристъ”, 2000
8. Фатхутдинов Р. Конкурентоспособность России и подготовка кадров// Общество и экономика. - 1999