Практическое задание 3

Студент должен разработать следующие мероприятия по маркетингу нового продукта:

­ на условном примере продукта (например, на ярмарке) сделать оценку предложения по освоению выпуска новой продукции (табл. 2);

­ рекомендовать наиболее эффективные каналы сбыта для данного примера на основе изучения литературы.

Детальная селекция допустимых к разработке предложений по совокупности критериев, характеризующих научно-технический уровень и стратегическую привлекательность предложений может включать такие параметры: относительная доля рынка, качество продукта (по международным стандартам), уровень технологии, экономическая эффективность, патенто- и лицензеспособность, компетентность руководства, квалификация кадров. Эту схему селекции инновационных предложений следует рассматривать необособленно, а как часть общей системы формирования продуктово-тематического портфеля ИП.

Исследование рынка также имеет свою специфику, зависящую от стадии инновационного цикла. На начальных стадиях цикла главной задачей маркетинга является концептуальное тестирование (оценка привлекательности идеи) и поиск возможных сфер применения новинки (идеи).

Концептуальное тестирование проводится на начальных стадиях инновационного процесса, когда продукта как такового еще нет. Цель тестирования – понять, правильное ли направление движения выбрано.

Таблица 2

Матрица сводной оценки предложения

на первой ступени селекции (образец)

Критерии оценки Значение коэффициента К Шкала критериев оценки в баллах Частная оценка Б Взвешенная оценка К х Б
Динамика спроса 2,5     Практическое задание 3 - student2.ru   Практическое задание 3 - student2.ru 10,0
Доля рынка 1,5     Практическое задание 3 - student2.ru Практическое задание 3 - student2.ru     4,5
Рыночный риск 1,0     Практическое задание 3 - student2.ru   Практическое задание 3 - student2.ru 5,0
Рыночные барьеры 0,5     Практическое задание 3 - student2.ru Практическое задание 3 - student2.ru     1,0
Состояние конкуренции 0,5     Практическое задание 3 - student2.ru   Практическое задание 3 - student2.ru 2,0
Гибкость цен 0,5     Практическое задание 3 - student2.ru Практическое задание 3 - student2.ru     1,5
Ожидаемая рентабельность 1,5       Практическое задание 3 - student2.ru   6,0
Требуемые инвестиции 0,5     Практическое задание 3 - student2.ru   Практическое задание 3 - student2.ru 2,5
Обеспеченность ресурсами 0,5       Практическое задание 3 - student2.ru   2,0
Объем производства 1,0     Практическое задание 3 - student2.ru     3,0
Суммарная значимость Обобщенная оценка 37,5


На этом этапе исследователь или разработчик должен как минимум иметь краткое письменное описание продукта, его характеристик, возможных выгод (преимуществ) и вероятной цены. В дополнение должно существовать что-то конкретное для демонстрации потенциальным потребителям: чертежи, слайды, сырая модель, возможно – виртуальный прототип изделия и т.д. То есть потребители должны понимать (представлять) продукт так, как будто он уже есть. При успешном завершении функциональных испытаний нового товара многие фирмы производят рыночные испытания (пробный маркетинг). Решение вопросов о проведении рыночных испытаний и в каком производстве (опытном или серийном) будет изготовлена опытная партия нового товара для пробного маркетинга зависит от конкретных условий функционирования фирмы, ее целей, ресурсов, методов работы и политики.

Только такое системное рассмотрение может обеспечить активный поиск плодотворных инновационных идей и объективный отбор перспективных предложений с учетом рыночной ситуации, общих тенденций развития инновационной сферы и реальных возможностей и интересов фирмы.

Наши рекомендации