Правила оформления курсовой работы

Методические рекомендации по выполнению

Курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования»

Для студентов направления подготовки

МЕНЕДЖМЕНТ профиль Маркетинг

Кострома

УДК 338.24р30

ББК 65.290-21р30

М545

Печатается по решению редакционно-издательского

совета КГУ имени Н. А. Некрасова

Рецензент

З. В. Брагина,доктор технических наук, профессор

  М545 Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования» для студентов по направлению 080200 Менеджмент профиль «Маркетинг» / сост. М. К. Гуляева. – Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. – 19 с.

Методические рекомендации содержат основные требования, предъявляемые студентам профиля «Маркетинг» в ходе выполнения курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования». Представлены примерная тематика курсовых работ, структура и содержание, правила оформления, сроки выполнения и порядок защиты.

Для студентов направления Менеджмент профиля «Маркетинг», может быть полезна студентам других специальностей.

УДК 338.24р30

ББК 65.290-21р30

© М. К. Гуляева, составление, 2013

© КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые исследования» представляет из себя законченный научный труд, который пишется студентом в индивидуальном порядке под руководством научного руководителя, назначенного кафедрой менеджмента, маркетинга и коммерции КГУ им. Н.А.Некрасова.

Курсовая работа является формой самостоятельной работы студентов, обучающихся по профилю Маркетинг направления Менеджмент, и выполняется в соответствии с учебным планом в 5 семестре.

Методические указания призваны помочь студентам организовать свою работу по более детальному изучению выбранной маркетинговой проблемы, изложению ее содержания и направлений решения.

Курсовая работа по дисциплине «Маркетинговые исследования» – важный этап формирования квалификации, профессиональной компетенции будущего маркетолога. Он позволяет приобрести опыт самостоятельного анализа маркетинговых проблем и обоснования методов их решения, разработки программы маркетингового исследования. Полученные навыки могут быть позднее закреплены и развиты при выполнении выпускной бакалаврской работы.

Цель выполнения курсовой работы - углубить знания студентов в области проведения маркетинговых исследований, полученные ими в ходе теоретических и практических занятий, привить им навыки самостоятельного исследования маркетинговой деятельности предприятия и дать возможность применить полученные знания на конкретном примере.

В соответствии с поставленной целью студент в процессе выполнения кур­совой работы должен:

- обосновать актуальность и значимость темы работы в теории и практике маркетинга;

- исследовать с позиций экономической науки и современной концепции маркетинга состояние изучаемой проблемы, раскрыть сущность экономических понятий и маркетинговых категорий;

- овладеть навыками разработки программы маркетингового исследования;

- обеспечить четкую взаимосвязь теоретических и практических аспектов поставленной проблемы при обосновании ре­комендаций и предложений, разработанных студентами в работе;

- обобщить полученные в результате проведенных исследований матери­алы и сформулировать выводы и рекомендации на основе самостоятельного ана­лиза научных и методических источников, а также фактических данных конкретного предприятия;

- формировать навыки самостоятельной работы с экономической литера­турой, цитирования и ссылки на источники, а также умение аргументировано излагать свои идеи, мысли.

В ходе выполнения курсовой работы формируются и проверяются следующие компетенции:

- знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК- 2);

- владеет культурой мышления, способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–5);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- стремится к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-13);

- владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-17);

- способен применять инструменты маркетинга в различных отраслях и сферах деятельности (в том числе некоммерческих) (ПКП-2);

- владеет методами анализа внешней и внутренней среды организации (ПКП-3);

- готов проводить маркетинговые исследования по различным направлениям (ПКП-4).

Примерная тематика курсовых работ рассматривается и утверждается на заседании кафедры, а затем предлагается студентам (приложение 1).

Студенты выбирают тему курсовой работы самостоятельно, руководствуясь интересом к проблеме, практическим опытом, возможностью получения фактических данных, наличием специальной экономической литературы.

Студенты могут предложить свою тему курсовой работы, учитывая, что основным требованием является ее научная и практическая актуальность, а также соответствие специализации и направлениям научно-исследовательской работы кафедры.

Студент совместно с руководителем уточняет тему исследования, составляет программу исследования, определяет структуру работы. При глубокой теоретической и практической проработке темы, обоснованности и новизне сделанных выводов курсовая работа может быть рекомендована руководителем в качестве научного доклада для выступления на ежегодной студенческой научной конференции.

2. Структура и содержание КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовая работа состоит из 3-х частей, введения и заключения. Обязателен к оформлению титульный лист (приложение 2), который должен быть подписан студентом и научным руководителем, и содержание (приложение 3), а также библиографический список.

Введение – вступительная часть курсового проекта. Здесь кратко обосновывается необходимость изучения выбранной проблемы, отражается важность решаемых вопросов для принятия маркетинговых решений. Для этого необходимо дать оценку современного состояния решаемой проблемы как на уровне теоретических разработок, так и в практике.

Во введении формулируются цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования.

Цель курсовой работы – конечный результат, который студент хочет достичь в исследовании. Цель должна быть ясной, лаконичной и корреспондироваться с темой исследования.

Задачи исследования – система изучаемых вопросов, ответ на которые обеспечивает достижение цели исследования. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, возможностей исследователя проникнуть вглубь проблемы.

Объект исследования – конкретная сфера маркетинга, где существует изучаемая проблема и которая подвергается непосредственному исследованию. Определение объекта происходит на основе формулировки темы, анализа и степени ее изученности, поставленной цели и задач исследования. Объектом исследования может выступать отрасль (сфера деятельности), рынок, предприятие (организация). Предмет исследования – это конкретная маркетинговая проблема, подлежащая изучению в курсовой работе.

Во введении также уместно указать теоретическую и информационную базу. Целесообразно остановиться на методике исследования, указав, какие конкретно применялись методы, как проводилась обработка материала. Поэтому логично, что введение пишется студентом в последнюю очередь.

Введение должно занимать не более 2–3 страниц, в нем не принято размещать графические и табличные материалы.

Основная часть работы состоит из 3-х глав объемом 35-40 страниц.

Структура основной части должна свидетельствовать о понимании студентом сути рассматриваемой проблемы. Состав параграфов необходимо формулировать исходя из поставленной цели и включать только те вопросы, которые являются наиболее важными с точки зрения изложения выбранной темы.

В первой части курсовой работы (аналитическая часть) студенты должны дать характеристику объекта исследования (предприятия и/или рынка, на котором оно работает). Можно выбрать следующие стандартные схемы изложения:

1. Общие сведения о предприятии: миссия, организационно-правовая форма, основные этапы развития, технико-экономические показатели и направления деятельности, ассортимент выпускаемой продукции или перечень оказываемых услуг.

2. Анализ отрасли, рынка, на котором работает предприятие, характерные особенности и основные тенденции его развития. Анализ маркетинговой (макро- и микро-) среды организации.

3. Анализ маркетинговой деятельности и обоснование проблемы исследования (симптомы управленческой проблемы) в рамках конкретного предприятия.

Во второй части курсовой работы (теоретико-методическая часть) студентам необходимо разобраться с ключевыми понятиями, провести обзор современной научной литературы по выбранной теме (монографии, научные труды, статьи в профильных научных журналах). При этом любое заимствование (определение, фраза, цитата, отдельные параграфы) должны обязательно иметь ссылку на источник. Поскольку первая часть работы представляет из себя обзор литературы, то обязателен авторский анализ теоретических подходов к изучаемой проблеме. Далее следует рассмотреть различные методы маркетинговых исследований, которые возможно применить для решения выявленной маркетинговой проблемы, при этом особое внимание следует уделить обзору современных, нетрадиционных методик, которые чаще всего можно найти в периодических научных изданиях (научных и отраслевых журналах).

Третья часть носит практический характер, в которой необходимо представить программу маркетингового исследования выявленной управленческой проблемы. Программа маркетингового исследования - это структурированный документ, который описывает проблемную ситуацию и процедуры ее изучения, определяет источники, методы, процедуры и инструментарий сбора маркетинговой информации. Программа маркетингового исследования должна включать в себя три основных раздела:

1. Методологический (краткий предварительный анализ исследуемой проблемы, определение основных целей и задач исследования, описание рабочих гипотез и т.п.). Проблема рассматривается как некоторая противоречивая ситуация, как сложный вопрос, требующий своего решения. Важной предпосылкой успешного решения проблемы служит ее правильная постановка.

Цели и задачи исследования должны быть строго ориентированы на получение информации, необходимой для решения поставленной маркетинговой проблемы. При этом цель исследования отражает его конечный результат, а задачи формулируют те вопросы, ответы на которые необходимо получить для реализации поставленной цели.

Многообразие маркетинговых проблем определяет и множество возможных исследовательских целей.

Разведывательные цели ставятся в том случае, если об объекте исследования имеется крайне мало сведений. Они направлены на сбор предварительной информации, необходимой для уточнения проблемы и формулировки различных гипотез.

Описательные цели ставятся, когда существует потребность в детальном, систематизированном описании реальной маркетинговой ситуации в целом, либо отдельных ее аспектов.

Аналитико-экспериментальные цели выдвигаются, если имеется значительный объем информации об объекте исследования и требуется проверить маркетинговые гипотезы о существовании функциональных причинно-следственных взаимосвязей между различными характеристиками рынка, товара, потребителей.

Оправдательные цели формулируются в том случае, если требуется подтвердить объективной информацией уже принятое маркетинговое решение, те или иные позиции и точки зрения на проблему.

Рабочая гипотеза маркетингового исследования представляет собой вероятностное предположение относительно сущности и возможных путей решения сложившейся хозяйственной проблемы. Рабочая гипотеза дает возможность определить систему показателей, необходимых для данного маркетингового исследования. На основании выбранных гипотез формируются программные вопросы исследования. Программные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответы на них однозначно подтверждали или опровергали сформулированные изначально гипотезы.

2. Методический (аргументированное описание выбора конкретных методов сбора и анализа данных,·описание выборки, ожидаемые результаты (формы отчетных материалов)). Выбор того или иного метода сбора информации определяется задачами маркетингового исследования. В исследовательской программе необходимо указать, какой именно метод и по каким причинам предлагается использовать в предстоящей работе. Выбранный метод исследования определяет необходимость разработки рабочего инструментария (анкет, бланков интервью, гайдов, протоколов наблюдения и т. д.) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к их составлению и содержанию. Далее необходимо определить способ формирования выборки:

- состав выборки (представители каких целевых групп будут участвовать в исследовании и почему);

- принципы отбора элементов выборочной совокупности (какой вид выборки будет использоваться и почему);

- объем выборки (сколько человек надо привлечь, и почему для реализации цели конкретного маркетингового исследования необходимо именно такое число респондентов);

- техника сбора информации и контроля за ее качеством (как конкретно планируется проводить исследование, каковы методы контроля за сбором информации).

В программе необходимо указать, в какой форме будут представлены результаты маркетингового исследования (аналитический отчет, краткий отчет (резюме), презентация).

3. Рабочий план (этапы, сроки проведения и стоимость исследования).

Заключительным, но не менее важным элементом программы является рабочий план. Для удобства дальнейшей работы целесообразно расписать достаточно подробно все этапы исследования, указав предполагаемые сроки и стоимость работ по каждому из них.

В заключении студент подводит итог проделанной работе, делает выводы о том, что было описано, какие методы и процедуры применимы в реальной бизнес-практике, каковы особенности проведения маркетинговых исследований той или иной проблемной области.

Библиографический список составляется студентом в алфавитном порядке. В нем должны быть представлены не менее 25-30 современных литературных источников, в том числе желательно 1-2 на иностранном языке. Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями (приложение 4).

Приводимые в тексте курсовой работы цитаты, выдержки и другие заимствования должны быть надлежащим образом оформлены.

Различают внутритекстовые и подстрочные ссылки.

Для того, чтобы правильно оформить внутритекстовую ссылку, необходимо пронумеровать список литературы, расположенный в конце курсовой работы. Например, ссылка [2, с. 52] означает, что использован информационный источник под номером «2» в списке литературы, и ссылка делается на страницу «52». [11, с. 52–60] – означает ссылку на соответствующих девять страниц текста из источника под номером «11», [2–4, 13] – поясняет ссылку на 4 источника без указания страниц.

Подстрочные ссылки должны содержать полное библиографическое описание источника, на которое автор ссылается в тексте. Например, в тексте: Стоит согласиться с профессором Кокуриным Д.И., который в статье «Эволюция маркетинговой теории: взгляд из России» отмечает, что «в настоящее время западная экономическая наука развивается по пути увеличения эмпирической составляющей маркетинга. Об этом, в частности свидетельствует широкое использование запоминающихся образов в названии новых направлений и дальнейшее их использование для построения самой «теории»… Появляющиеся маркетинговые подходы не вносят вклад в понимание сущности изучаемых процессов и дублируют друг друга с точки зрения смыслового содержания.»1

В подстрочной ссылке (помещается в низу листа, отделяется от текста прямой линией) будет указано следующее:

[1] Кокурин Д.И., Назин К.Н. Эволюция маркетинговой теории: взгляд из России // Маркетинг в России и за рубежом. – 2009. – № 3. – С. 5

Наличие ссылок подтверждает работу автора с литературными источниками и в этом смысле является обязательным элементом курсовой работы.

Приложенияк курсовой работе – необязательный элемент. В приложения обычно включают дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию. Это могут быть документы, таблицы с обширным статистическим материалом, анкеты, списки, схемы, распечатки, фотографии, рекламный материал, использование которых в основном тексте нарушает логику и стройность изложения.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работе на последующих его страницах. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение».

Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер и название. В курсовой работе обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения (при их наличии).

Общий объем работы (без приложений) должен составлять 45-50 страниц.

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ к оформлению научно-исследовательских работ.

Курсовая работа печатается с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Печать производится шрифтом Times New Roman кегль 14 через 1,5 интервала, соблюдая следующие размеры полей: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее и нижнее – по 2 см.

Первой страницей курсовой работы является титульный лист, который включается в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставят, на последующих листах номер проставляют на верхнем поле в правом углу.

Все заголовки записывают симметрично тексту, без точки на конце, включают в содержание курсовой работы. Слова «Введение», «Заключение», «Библиография (Список литературы)», «Приложения» не нумеруют.

Заголовки одного уровня оформляются одинаково по всему тексту. Каждый раздел (заголовок 1 -го уровня) следует начинать с новой страницы. Заголовок 1-го уровня следует располагать в середине строки и набирать прописными буквами. Заголовки 2-го уровня и ниже следует начинать с прописной буквы и располагать по центру. Переносы в заголовках не допускаются.

Заголовки следует отделять от нижеследующего текста промежутком. Подчеркивание заголовков не допускается. После любого заголовка должен следовать текст, а не рисунок, формула, таблица или новая страница.

Заголовки разделов и подразделов нумеруются арабскими цифрами и выделяются полужирным шрифтом. Номер подраздела состоит из номера раздела и подраздела, разделенных точкой.

Большое влияние на характер восприятия аналитической информации и проектных предложений оказывают иллюстрации. Их использование должно быть продуманным для усиления доказательной части работы. Весь иллюстративный материал может быть представлен таблицами и рисунками (схемы, диаграммы, блок-схемы и другой графический материал является рисунками), которые должны иметь номер и название. Они могут иметь сквозную нумерацию или нумерацию по номеру раздела (в этом случае в нумерации таблиц будет две цифры, например, «Таблица 1.2, где 2 – порядковый номер таблицы, 1 – номер главы»). Знак № при нумерации таблиц и рисунков не ставится. Разрывать таблицу и переносить ее часть на другую страницу можно только в том случае, если она целиком не умещается на одной странице (примеры оформления таблиц и рисунков представлены в приложении 4). В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки.

Иллюстративный материал должен располагаться непосредственно после текста, в котором о нем упоминается впервые, или на следующей странице, а при необходимости в приложении.

Наши рекомендации