Понятие конкурентоспособности товара
Тема 4: «Конкурентоспособность товара»
Виды и методы конкуренции
Понятие конкурентоспособности товара
Оценка конкурентоспособности товара
Виды и методы конкуренции
Современный маркетинг является одним из важнейших способов активизации конкурентных начал рыночной экономики.
Под конкуренцией понимается соперничество между субъектами рынка, занимающимися одним и тем же видом деятельности и заинтересованными в достижении одних и тех же целей. Конкуренция есть неотъемлемая часть рыночных отношений, способствующая обогащению товарного предложения, его приспособлению к меняющимся потребностям потребителей и постоянному внедрению на рынок новых, более совершенных товаров.
Конкуренция включает:
- функциональную, являющуюся следствием того, что любую потребность, в принципе, можно удовлетворить различными способами. Например, потребность в получении образования может быть удовлетворена высшим учебным заведением, техникумом и колледжем, профессионально-техническим училищем и школой. Эти организации выступают на рынке услуг в качестве функциональных конкурентов и соперничают между собой в области привлечения большего числа потребителей.
- видовую, характеризующую наличие товаров и услуг одного назначения и близких друг к другу по многим параметрам, но отличающихся каким-то существенным свойством или свойствами. Видовыми конкурентам, являются, например, университеты, институты и отдельные факультеты, готовящие специалистов одного профиля. Признаками, позволяющими рассматривать эти организации как конкурентов, могут быть различия в программах и методиках обучения, в обеспеченности высококвалифицированными преподавателями, учебным оборудованием, услугами библиотек и т. п.
- маркетинговую конкуренцию (межфирменную или предметную), возникающую в случае малосущественных отличий между товарами и услугами, предоставляемыми различными предприятиями, или при полной идентичности товаров и услуг. Обращаясь к сфере образования, можно заметить проявление маркетинговой конкуренции между аналогичными вузами, расположенными в разных городах, или специализированными курсами, использующими идентичные программы, методы обучения, оборудование и привлекающими специалистов одной квалификации.
Принято различать ценовые и неценовые методы конкуренции.
Ценовая конкуренция формируется на основе цены. Снижая цену на свой товар, предприятие приобретает возможность укрепить свои позиции по сравнению с конкурентами. Повышая цену, оно снижает свои возможности в этом направлении.
Результат действия ценовой конкуренции складывается из двух компонентов:
? прямого результата, аналогичного условиям товарного рынка, т. е. естественного улучшения конкурентных позиций вследствие снижения цены;
? дополнительного результата, обусловленного, с одной стороны, укреплением социального престижа предприятия, а с другой — определенными гарантиями в отношении предотвращения государственных ограничений его деятельности.
Сложный, агрегированный результат, достигаемый в сфере ценовой конкуренции, позволяет рассматривать ее как высокоэффективный регулятор конкурентных отношений, складывающихся на рынке.
Основным компонентом неценовой конкуренции является конкуренция на основе качества. Повышая качественные характеристики своего продукта, предприятие получает значительные преимущества перед конкурентами, которые могут служить основанием для назначения более высокой цены. Если же предприятие удерживает цену своих товаров на уровне конкурентов, то более высокое качество позволяет ему занять лидирующее положение на рынке, увеличить число потребителей своего товара и размер занимаемой рыночной доли.
Понятие конкурентоспособности товара
Успех предприятия на рынке во многом определяется конкурентоспособностью выпускаемых товаров. Поэтому важно постоянно на всех стадиях жизненного цикла товара оценивать уровень его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность оценивается на основе комплексного исследования рынка, включающего анализ потребителей, конкурентов, конъюнктуры.
Покупатель основывает выбор товара на оценке полезного эффекта, получаемого от использования товара и расходов, связанных с покупкой и эксплуатацией товара. А то, что выбирает покупатель, и является конкурентоспособным.
Полезный эффект от использования товара определяется техническими параметрами товара (Тпт). В свою очередь, технические параметры есть не что иное, как качество (Q) и удобство в обслуживании или сервис (С):
Тпт = Q + С (1)
По определению международной организации по стандартизации (ИСО), качество – это набор свойств товара, которые удовлетворяют конкурентную потребность. К такому набору свойств относят:
· технические (функциональность, долговечность и т.д.), определяющие области применения и функции;
· эргономические, характеризующие изделие с точки зрения соответствия свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций; они подразделяются на гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические;
· эстетические (в частности, дизайн), служащие для моделирования внешнего восприятия изделия с позиции покупателя;
· нормативные, отражающие свойства, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и должны быть сертифицированы.
Конкурентные преимущества имеют те изделия, которые отличаются более высоким качеством в глазах покупателя. Таким образом, качество – это конкретное «адресное» понятие. Товар, воспринимаемый как качественный одной группой покупателей, может оказаться неподходящим, некачественным для другой группы.
В то же время каждое изделие обладает свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования, т.е. цену потребления или группу экономических параметров.
Цена потребления складывается из цены рынка, а также расходов, связанных с эксплуатацией изделия (расходы по обслуживанию изделия, расходы на топливо, энергию, затраты на ремонт, стоимость утилизации и т.п.):
Цп = Цр + Цэ, (2)
Цп – цена потребления,
Цр – цена рынка,
Цэ – расходы, связанные с эксплуатацией изделия.
По многим видам изделий эксплуатационные расходы как часть цены потребления во много раз превышают цену рынка. Так, по грузовым автомобилям на их долю приходится в среднем 85%, магистральным самолетам – 90%, тракторам – 80%.
Поэтому, понимая важность такого показателя, как цена рынка, оценку конкурентоспособности следует основывать на цене потребления.
Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, отражающую его отличие от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Итак, конкурентоспособность - это сравнительный, «адресный» показатель, относящийся к конкретной группе потребителей и в самом общем виде выраженный формулой:
Q + C
K = max, (3)
Цп
где К- конкурентоспособность товара,
С – качество сервиса,
Численное выражение конкурентоспособности составляет понятие уровня конкурентоспособности.