Расчёт влияния этих факторов может быть проведён способами цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц или интегральным методом
Трудоёмкость – затраты рабочего времени на единицу или весь объём изготовленной продукции:
где ФРВi – фонд рабочего времени на изготовление i-го вида изделий,
VВПi – количество изделий одного наименования в натуральном выражении.
Снижение трудоёмкости продукции – важнейший фактор повышения производительности труда.
В процессе последующего анализа изучают показатели удельной трудоёмкости по видам продукции. Изменение среднего уровня удельной трудоёмкости может произойти за счёт изменения её уровня по отдельным видам продукции (ТЕi) и структуры производства (УДi). При увеличении удельного веса более трудоёмких изделий средний её уровень возрастает и наоборот:
Влияние этих факторов на средний уровень трудоёмкости можно определить методом цепной подстановки через средневзвешенные величины:
;
;
.
Изменение в уровне трудоёмкости не всегда оценивается однозначно. Трудоёмкость может возрастать при значительном удельном весе вновь осваиваемой продукции или улучшении её качества. Чтобы добиться повышения качества, надёжности и конкурентоспособности продукции, требуются дополнительные затраты средств и труда.
В заключение анализа определяют резервы снижения удельной трудоёмкости продукции по отдельным изделиям и в целом по предприятию:
,
Где Тф – фактические затраты рабочего времени на выпуск продукции, Тн – затраты рабочего времени, связанные со снижением трудоёмкости, Тд – дополнительные затраты рабочего времени, связанные с внедрением мероприятия по снижению трудоёмкости. ВПф – фактический объём валовой продукции; ВПн – объём валовой продукции, полученный в связи со снижением трудоемкости.
12.сущность и содержание основных фин показателей в рын. эконом
Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем; расчет этих показателей; сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми, конкурентными величинами; использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.
Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели: ликвидности (краткосрочной платежеспособности); хозяйственной активности (оборачиваемости); доходности (прибыльности, рентабельности); рыночной активности.
Ликвидность — это способность организации ответить по своим краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фирмы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельности, в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность определяют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их способность покрывать долги фирмы.
Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала процесса долгосрочного планирования.
Выделяют два основных вида показателей ликвидности: