Организационно-экономическая характеристика организации
Закрытое акционерное общество «Хлебозавод» (ЗАО «Хлебозавод»), расположенное по адресу: Белгородская область, город Алексеевка, ул. Заводская 4, было образовано 23 декабря 1954 года.
С момента образования и по настоящее время ЗАО «Хлебозавод» занимается производством и продажей хлебобулочной и кондитерской продукции.
Целью деятельности ЗАО «Хлебозавод» является извлечение прибыли. ЗАО «Хлебозавод» является закрытым акционерным обществом, которое является юридическим лицом и действует на основании Устава (Приложение 1) и законодательства России.
ЗАО «Хлебозавод» имеет в собственности обособленное имущество, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций. Уставный капитал общества на данный момент составляет 1 975 тыс. руб. В 1994 году основными акционерами комбината стала новая команда единомышленников, поставившая для себя цель стать лучшим производителем хлебобулочных и кондитерских изделий в городе Алексеевке и Алексеевском районе. Предприятие получило новый импульс для эффективного производства, освоен выпуск новых изделий.
Также ЗАО «Хлебозавод» может от своего имени: приобретать и осуществлять имущественные и не имущественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде; в установленном порядке открывать счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Коммерческая деятельность предприятия сосредоточена в блоке коммерческого директора. В этот блок входят оперативные коммерческие группы по сбыту и закупкам, логистике и товароведению.
В обязанности оперативных работников входит изучение рынков поставщиков и потребителей, разработка предложений по оптимизации схем закупки и сбыта товаров на основе принципов логистики, обработка полученных коммерческих предложений поставщиков, а также работа с традиционными и перспективными потребителями продукции предприятия.
В обязанности работников коммерческого отдела входит разработка контрактов с определением цен, способ расчетов, гарантий платежа и других коммерческих условий; оптимизация схем перевозок грузов, определение объемов и мест расположения складов. Но следует отметить, что коммерческий отдел решает в основном технические задачи и не занимается анализом рынка сбыта продукции, его перспективами, стратегией сбытовой политики.
2.2. Стратегическое планирование в ЗАО «Хлебозавод»
ЗАО «Хлебозавод» точно обозначило цели своей деятельности:
– высокое качество продукции;
– широкий спектр обслуживания;
– индивидуальный подход к потребителям.
Миссия ЗАО «Хлебозавод» – развитие российского бизнеса и российской деловой культуры через совершенствование собственного научно-технологического и кадрового потенциала.
Для развития бизнеса ЗАО «Хлебозавод»:
– внедряет инновационные технологии в производство;
– стремится к расширению производства;
– стремится к увеличению доли рынка, расширению рынков сбыта и сфер деятельности;
– внедряет мировые стандарты ведения бизнеса в отношения с партнерами;
– заботится о процветании бизнеса партнеров и содействует его развитию.
Для развития культуры бизнеса ЗАО «Хлебозавод»:
– стремится вести свой бизнес цивилизованно и профессионально, честно и надежно, по общепринятым мировым стандартам;
– способствует развитию благополучия клиентов и партнеров, уважает своих конкурентов;
– заботится о репутации;
– гарантирует потребителям высокое качество выпускаемой продукции.
Для построения стратегически надежных и взаимовыгодных партнерских отношений с постоянными клиентами специалисты ЗАО «Хлебозавод» оказывают маркетинговый сервис, включающий:
– анализ статистических данных;
– разработку методик маркетинговых исследований;
– организацию и проведение маркетинговых исследований для клиентов;
– обработку и анализ результатов маркетинговых исследований;
– подготовку информационных и аналитических отчетов по результатам маркетинговых исследований.
Сотрудниками компании проводится оценка эффективности креативного проекта и маркетинговые исследования:
– знаний марки;
– вкуса продукта;
– образа продукта;
– рынка;
– комплексное исследование вкуса и образа продукта.
По итогам проведения маркетинговых исследований предоставляется презентация и рекомендации по эффективному продвижению продукции ЗАО «Хлебозавод» на рынке.
Комплекс маркетинга и сбыта выполняет функцию продвижения и реализации продукции «Хлебозавод» в городе Алексеевка и Алексеевском районе Белгородской области.
Таким образом, можно сказать, что ЗАО «Хлебозавод» использует следующие виды стратегий роста и развития предприятия:
– стратегия сохранения существующего положения дел;
– стратегия лидерства по издержкам, предполагающая низкий уровень издержек на производство товара для широкого круга потребителей по сравнению с продукцией конкурентов, что обеспечивается за счет доступа к инвестициям, усовершенствований производства и простоты изготовления товара, малозатратной системы продвижения и сбыта продукции, эффективной системы управления;
– стратегия развития товара, основанная на разработке и совершенствовании своей продукции для существующих потребителей на существующих рынках;
– стратегия расширения рынка, подразумевающая создание нового рынка или увеличение емкости существующего за счет изменения способов и норм использования предлагаемого товара, поиска новых групп потребителей;
– работа с отдельным продуктовым сегментом на всей географии рынка.
Система планирования движения товарных потоков позволяет иметь достаточные резервные запасы для решения нестандартных ситуаций. Система ИСО позволяет быстро и качественно выполнить набор мероприятий по работе с несоответствующими партиями.
3. Перспективы развития ЗАО «Хлебозавод»
3.1. SWOT-анализ внутренней и внешней среды организации
В своей курсовой работе я буду проводить SWOT-анализ сильных и слабых сторон предприятия ЗАО «Хлебозавод»
Оценим угрозы, возможности, недостатки и преимущества в таблице:
Угрозы(T) | Балл | Возможности(O) | Балл |
Захват рынка сторонними производителями | Разработка и освоение новых видов продукции | ||
Снижение доходности продукции | Совершенствование системы ценообразования на основе принципа «гибкости» | ||
Совершенствование технического потенциала конкурентов | Привлечение новых кадров | ||
Итого | Итого | ||
Недостатки(W) | Балл | Преимущества (S) | Балл |
Неполное использование производственных мощностей. | Использование современных технологий | ||
Высокие затраты на производство. | Продукция предприятия хорошо известна из-за высокого качества | ||
Слабый менеджмент | Завод располагает хорошей инфраструктурой для сбыта своей продукции | ||
Наличие старого изношенного оборудования. | Повышенное социальное внимание, создание оптимальных условий труда | ||
Итого | Итого |
SWOT - анализ деятельности ЗАО «Хлебозавод» показал, что преимущества занимают лидирующее положение. Данное явление показывает, что предприятие находится а стабильном конкурентоспособном состоянии.
Возможности (О) | Угрозы (T) | |
Сильные стороны (S) | 1. При использовании новых технологии больше возможностей выпускать новые продукты 2. Так как продукция широко известна и высококачественная, потребителей будет достаточно, что бы снизить цену и сделать товары общедоступными. 3. Так как условия труда повышены и оптимальны, возможно привлечение новых кадров. | 1. Так как продукция предприятие хорошо известна, конкуренты не так страшны для него. 2. Так как завод обладает хорошей инфраструктурой для сбыта своей продукции сторонние производители не страшны. 3. При использовании новых технологий производства доход от продажи продукции не снизится. |
Слабые стороны (W) | 1. Слабое развитие менеджмента мешают привлечению новых кадров. 2. Наличие старого оборудования мешает производству новых товаров. 3. В следствии высоких затрат на производство заработная плата будет ниже, а значит привлечение новых кадров будет трудно выполнимо. | 1. При наличии старого изношенного оборудования у конкурентов появляется преимущество в производстве продукта. 2.При неполном использовании производственной мощности товара будет выпускаться меше, а это значит, доходы будут снижены. 3. При слабом менеджменте работа по изготовлению продукции будет мало качественной, в меньших количествах, следовательно, это дает преимущество конкурентам на рынке сбыта. |
Анализируем расположенные в таблице данные, составляем матрицу необходимых действий для исправления слабых сторон компании, в том числе за счет сильных.
SO | При использовании новых технологий, хорошего сбыта необходимо создавать новые виды продукции, расширять ассортимент. |
ST | Необходимо увеличить рынок сбыта. |
WO | Необходимо привлечь новых квалифицированных кадров для улучшения менеджмента. |
WT | Необходимо заменить все старое оборудование для повышения дохода с продукта. |
3.2. Разработка и обоснование рекомендаций по развитию организации
После того как я провела SWOT-анализ изучила слабые и сильные стороны предприятия ЗАО «Хлебозавод», необходимо разработать и обосновать рекомендации по развитию этой организации.
Так как SWOT-анализ показал, что преимущества занимают лидирующее положение, из этого следует, что особых крупных изменений и рекомендации предприятию не требуется. Но все же те недостатки, которые я выявила оставлять неизменными и пускать на самотек нельзя.
На предприятии достаточно много оборудования , которое не используется это большая ошибка управляющего.
Так как основного продукта достаточно выпускается, необходимо на этом оборудовании выпускать новые продукты, увеличивать ассортимент товара.
Конечно на это потребуются определенные затраты, но это себя окупит так как любой продукт питания, тем более хлебобулочные изделия, широко востребованы.
Следующие недостатки это высокие затраты на производство и старое, изношенное оборудование. Я предполагаю, что они немного связаны между собой. Во первых что бы сократить затраты необходимо найти новых поставщиков сырья. Если заменить оборудование на новое более современное и качественное то сырья, рабочей силы будет требоваться в несколько раз меньше, следовательно, прибыли будет больше.
Заключение
SWOT – это аббревиатура английских слов: Strengths (Силы - преимущества организации), Weaknesses (Слабости - недостатки организации); Opportunities (Возможности- факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке); Threats (Угрозы - факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке).
Алгоритм SWOT- анализа позволяет выявить и взаимно увязать сильные и слабые стороны организации с возможностями и угрозами со стороны внешней среды, а также оценить степень их влияния. В результате SWOT-анализа получают системное описание ситуации: формируется список приоритетов развития и объектов реформирования, разрабатываются операции по нейтрализации слабых сторон компании и усилению ее преимуществ, определяется наличие у фирмы стратегических перспектив и возможность их реализации. [4]
В современных условиях развития рынка компаниям, как занимающим нишу в ёмкости, так и только выходящим на рынок, приходится всё сложнее. И это связано не только с высоким уровнем жёсткой конкуренции, обилием товаров и услуг аналогичного типа, перенасыщением рекламных и информационных потоков, возрастающими требованиями потребителей ко всем качественным параметрам, включая эргономичность, эстетичность и других аспектов, количественно замерить которые довольно сложно. Проблемы также связаны и с постоянными изменениями конъюнктуры и ёмкости рынка, а также инновациями, стремящимися завоевать всё большие доли.
Для наиболее успешного развития предприятий необходимо чётко определять маркетинговые стратегию и тактику, а чтобы этого достичь требуется точно представлять окружающую среду и внутренний потенциал фирмы. Для этого важно время от времени проводить исследование внешней среды, т.е. конкурентов, поставщиков и потребителей; кроме того, необходим анализ существующей позиции и возможностей самого предприятия, его технических, технологических, финансовых, сырьевых и прочих ресурсов.
Цель SWOT-анализа - сформулировать основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах фирмы, а также о потенциальных возможностях и угрозах.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет чётко определить, какие шаги могут быть предприняты для развития компании и, на какие проблемы необходимо обратить особое внимание.
Данная матрица предоставляет руководителям компании структурированное информационное поле, в котором они могут стратегически ориентироваться и принимать решения.
В данной работе было проведено исследование развития стратегического планирования. Были изучены существующие тенденции в формировании стратегии. Анализ сильных и слабых стороны был проведен на примере предприятия ЗАО «Хлебозавод». Можно сказать, что предприятие является успешным даже в неблагоприятных рыночных условиях и сохраняет финансовую независимость. Основными задачами для себя в дальнейшем оно видит обеспечение потребителей более качественной и надежной продукцией при минимизации затрат на её производство. Чтобы желаемые результаты стали действительностью необходимо постоянно пересматривать и усовершенствовать систему менеджмента на предприятии, быть в курсе всех настоящих и только предполагаемых изменений внешней и внутренней среды организации, и в соответствии с этим координировать свою тактическую и стратегическую деятельность.
Методика SWOT-анализа исключительно эффективный и доступный способ оценки состояния проблемной и управленческой ситуации в организации. Проведение SWOT-анализа дает возможность более четко представлять себе преимущества и недостатки предприятия, а также ситуацию на рынке. Это позволяет выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями. Для промышленных предприятий применение SWOT-анализа открывает возможность более эффективного стратегического анализа внешней и внутренней среды, что в наше время дает предприятию реальные конкурентные преимущества. Также целесообразно использовать SWOT-анализ для разработки новой и корректировки уже имеющейся стратегии.
Список использованной литературы
1. Аникин, Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие для вузов / Б. А. Аникин. — 2-е изд. перераб.— М.: ИНФРА-М, 2010.- 124 с.
2. Бреддик У. Менеджмент организации./ У. Бреддик. – М.: ИНФРА. – “,2007. – 344 с.
3. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика/ А.С. Большаков, В.И. Михайлов.- СПб: Питер, 2008.- 528с.
4. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент / учебник 2011. -77с.