Цена, ее виды, роль и функции в рыночной экономике
Цель семинарского занятия: рассмотреть общее понятие цены и характеристику системы цен, ознакомиться с положениями экономических теорий относительно стоимости и цены производства, определить функции и виды цен, их классификацию в зависимости от сферы применения.
План семинарского занятия:
1. Ценовые теории и их эволюция.
2. Функции цены.
3. Система цен в экономике, принципы дифференциации цен.
Вопросы для обсуждения и самоконтроля:
· Индикативные функции цены.
· Регуляторные функции цены.
· Стоимостные подходы в теориях ценообразования.
· Маржиналистские теории и теории полезности в ценообразовании.
· Система и критерии классификации цен.
· Цены в сфере обслуживания оборота товаров и услуг.
· Виды цен по формам и стадиям продаж и временной устойчивости при сделках.
· Расчетные и публикуемые (справочные) виды цен, источники информации о них.
· Транспортно- страховые аспекты цены по условиям поставки и продажи в системе «ИНКОТЕРМС - 2000».
Методические указания:
Концептуальные подходы к ценообразованию формировались в обществе поступательно, исходя из существовавших в том или ином историческом периоде условий и соответствующих им экономических отношений.
Базовые определениястоимостной теории цены изложены в трудах представителей эпохи становления капитализма — основателей классической школы политической экономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, в основе учения которых заложено представление о трудовой теории стоимости. Согласно этой теории стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства, ценность — издержками, понесенными на его производство.
Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены
являлся К. Маркс (1818-1883 гг.), который ввел понятие абстрактного труда как объективной субстанции стоимости. Сущность его концепции заключается в признании существования двух экономических категорий — «стоимость» и «цена», каждая из которых имеет собственную характеристику и содержание.
Так как всякий товар есть результат труда, то все товары становятся качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, т. е. трудом «вообще», обезличенным либо лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным. Поскольку отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда, то они и определяют объективные пропорции обмена товарами. Таким образом, цена товара представляет собой денежное выражение его стоимости. В связи с влиянием различных рыночных факторов цена каждой отдельной единицы товара может отклоняться от его стоимости.
Если классическая школа во главу угла ставила конкретные, измеримые, формализуемые понятия затрат и стоимости, то противоположное научное течение исследовало ценовое предложение товара с точки зрения полезности, ценности, спроса и т.д. Теория маржинализма (теория ценности или предельной полезности) появилась в конце XIX века. В основе маржиналистской теории лежит предположение о существовании предельной полезности товара, поэтому детализировано исследует потребности покупателя и поведение отдельных фирм. Представители ее считают, что цена товара является следствием субъективных оценок материальных благ участниками обмена. Следовательно, ценность и цена товара, как и спрос на него, определяются психологией конкретного потребителя.
В неоклассическом направлении экономической теории объединялись взгляды теоретиков классической школы и маржиналистов. Так, А. Маршалл полагал, что издержки производства и предельная полезность являются равноправными факторами определения цены. В неоклассическом направлении существенное внимание уделялось анализу спроса и предложения, равновесной цены. Исследовалась функциональная зависимость спроса от изменения цены: спрос на товар является эластичным, если он изменяется в большей степени, чем цена товара.
Сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как индикатор, отражающий конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкуренции на рынке и т. д.), а также как регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность денег, оборачиваемость товарных запасов и т. д.
В связи с этим рассматриваются следующие функции цены на рынке: измерительная, учетная, регулирующая, социальная. стимулирующая.
Система цен в экономике, принципы дифференциации цен.Установление единой рыночной цены строго на основе равенства объема спроса и предложения в настоящее время практически невозможно. Поскольку цена обслуживает оборот по реализации и приобретению товаров, то соответственно в цене должны быть учтены интересы производителя и потребителя продукции, отсюда уровень цены зависит от того, где, когда и при каких условиях совершается сделка. Отсюда огромное многообразие видов цены.
Наиболее распространенными и имеющими практическое значение являются следующие признаки классификации цен:
· по характеру обслуживаемого оборота товаров и услуг – оптовые, розничные, биржевые, отпускные;
· в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции - свободные (рыночные) и регулируемые;
· по способу установления, фиксации - твердые, подвижные, скользящие;
· по способу получения информации об уровне цены - публикуемые и расчетные;
· в зависимости от вида рынка - цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов;
· с учетом фактора времени - постоянные, сезонные, ступенчатые;
· внутрифирменные (трансфертные) цены;
· по условиям поставки и продажи - цена-нетто, цена-брутто (фактурная цена).
Особо следует рассмотреть транспортный фактор во внешнеторговых ценах. Порядок и обязанности продавцов и покупателей в части распределения между ними транспортных и других сопутствующих расходов, а следовательно и состава цены, изложен в документе, который известен как ИНКОТЕРМС — сборник «Международные правила толкования торговых терминов», издаваемый Международной торговой палатой.
Одним из условий внешнеторгового контракта, входящих в группу обязательных условий, наряду с условиями платежа, являются базисные условия поставки. Последние в первую очередь определяют, кто из участников сделки несет транспортные расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю.
Эти расходы могут включать: расходы по подготовке экспортного товара к отгрузке, оплату погрузки товара на транспортные средства внутреннего перевозчика, оплату перевозки товара от пункта отправления до внутренних промежуточных пунктов погрузки, оплату расходов по погрузке (перегрузке) товара на транспортные средства покупателя, оплату перевозки товара международным транспортом, страхование товара, хранение товара в порту, перегрузку товара в пункте назначения, разгрузку в пункте назначения, оплату расходов по экспортной или импортной таможенной очистке груза (таможенные сборы, налоги, пошлины и иные платежи, связанные с перемещением товара через границу) и другие. Таким образом, базис поставки определяет «границу» транспортных расходов продавца, за которой эти расходы начинает нести покупатель.
В ИНКОТЕРМС-2000 содержится трактовка базисных условий поставки.
Первая группа «Е»(EXW) имеет одно условие – «франко-завод», что содержит минимум обязанностей для продавца и состоит лишь в предоставлении товара для покупателя в месте пребывания продавца.
Во вторую группу «F» включены условия, которые требуют от продавца обязанности передать товар перевозчику, указанному покупателем («франко -борт» – FOB, «франко вдоль борта судна» – FAS, «франко-перевозчик» – FCA).
В третьей группе «С» объединены условия, по которым продавец должен обеспечить перевозку продукции, но не обязан принимать на себя риск случайной гибели или повреждения товара, или нести любые дополнительные затраты, которые могли бы возникнуть после отгрузки товара («стоимость и фрахт» – CFR, «стоимость, страхование и фрахт» – CIF, «перевозка оплачена до» – СРТ, «перевозка и страхование оплачена до» – СIР).
Четвертая группа «D» содержит условия снабжения, которые предусматривают обязанность продавца нести все затраты и риски, которые могут возникнуть при доставке товара в страну назначения («поставлен на границу» – DAF, «поставлено франко-судно» – DES, «поставлен франко-причал» – DEQ, «поставлен, таможенная пошлина не оплачена» – DDU, «поставлен, таможенная пошлина оплачена» – DDP).
Тесты:
1. В чем заключается измерительная функция цены:
а) используя эту функцию можно сравнивать товары, дифференцировать их на дорогие и дешевые, сопоставлять ценности разных товаров;
б) цена показывает количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги;
в) цена является инструментом регулирования экономических процессов, уравновешивает спрос и предложение, увязывая их с денежно-платежной способностью производителя и потребителя;
г) в том, что ее уровень побуждает к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов, с одной стороны, и рациональному поведению потребителей (спроса) — с другой.
2. По характеру обслуживаемого оборота выделяют:
а) оптовые цены покупки и продажи;
б) скользящие цены;
в) регулируемые цены;
г) фиксированные цены.
3. В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке выделяют:
а) биржевые цены;
б) розничные цены;
в) цены спроса;
г) оптовые цены.
4. Фиксированная цена – это:
а) цена, выше которой предприятие не может устанавливать цену своей продукции или услуг;
б) цена на продукцию, закупаемую, как правило, для государственных нужд, когда свободные рыночные цены оказываются ниже уровня гарантированных;
в) цена, устанавливаемая на определенном уровне;
г) цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на весь авансированный капитал.
5. По способу установления, фиксации различают:
а) регулируемая цена;
б) биржевая цена;
в) скользящая цена;
г) розничная цена.
6. Расчетная цена – это:
а) цена на товары и услуги, зафиксированные в специальных справочниках-прейскурантах, как правило, без указания срока действия;
б) цена, по которым фактически совершается сделка купля-продажи товара, услуги;
в) цена, применяемая в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое обычно по индивидуальным заказам;
г) цена, публикуемая в различных печатных изданиях.
7. Цены товарных аукционов, биржевые котировки, цены торгов по классификации различают:
а) в зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке;
б) по характеру обслуживаемого оборота;
в) в зависимости от вида рынка;
г) по способу установления, фиксации.
8. Постоянная цена – это:
а) цена, срок действия которой определен периодом времени;
б) ряд последовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале;
в) цена, срок действия которой заранее не определен;
г) цена, устанавливаемая на определенном уровне.
9. По условиям поставки и продажи различают:
а) постоянные цены;
б) цены торгов;
в) цены нетто и брутто;
г) все ответы верны.
10. Термин «франко» показывает:
а) от какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы;
б) до какого пункта на пути продвижения товара от продавца к покупателю поставщик возмещает транспортные расходы;
в) цену на месте купли-продажи;
г) фактурную цену.
11. Цена, включающая расходы по доставке продукции от предприятия-изготовителя до станции (пристани) отправления и погрузке продукции на транспортные средства называется:
а) цена франко - станция (пристань) назначения;
б) цена франко - станция (пристань) отправления;
в) цена ФАС;
г) цена ФОБ.