Изложение изученного материала
В обзоре не следует стремиться к тому, чтобы изложить весь прочитанный материал, перечисляя одну за другой все прочитанные статьи и книги. Необходимо раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана курсового проекта.
Обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по различным литературным источникам. Излагать свои мысли следует простым литературным языком, используя общедоступные для понимания термины. Повторное употребление того или иного слова, желательно через 50–100 слов.
В содержании курсового проекта необходимо представить свое собственное понимание и осмысление проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или иных аспектов педагогических теорий и концепций со ссылкой на их авторов, доказательства каких-либо положений с привлечением цитат. Ссылка на автора и его работу очень важна, однако цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль автора курсового проекта. В конце цитаты следует указать источник высказывания.
При ссылке на суждения цитируемых авторов и при выражении отношения к ним со стороны автора работы И.В. Усачева, И.И. Ильясов [12] предлагают использовать следующие глаголы: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задает вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пересказывает, пишет, повторяет, поддерживает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, предполагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, сообщает, спрашивает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет.
Оформление курсового проекта
Оформление курсового проекта начинается с компоновки подготовленных текстов по пунктам, в соответствии с примерной структурой работы. Следует внимательно прочитать разделы работы, отредактировать, написать выводы к каждому пункту основной части работы, в которых излагается сущность вопроса, обобщаются результаты проделанного анализа.
Затем пишется заключение по всей работе, то есть, подводится итог теоретического и практического исследования, и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список литературы и список приложений, уточняется соответствие номеров литературных источников, на которые имеются ссылки, в основном тексте работы и в списке литературы. После окончания компоновки работы делается оглавление и оформляется титульный лист.
Курсовой проект после его завершения представляется студентом руководителю, который оценивает ее по пятибалльной системе. Курсовой проект проходит публичную защиту в сроки, установленные кафедрой.
Защита курсового проекта
Примерный порядок защиты курсового проекта выглядит следующим образом.
Студент делает краткое сообщение (не более 7 минут), в котором излагаются мотивы выбора темы проекта, его актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, дается характеристика теоретической и практической части исследования, используемых методов, полученных результатов и их практической ценности, демонстрируется наглядный материал.
По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Они могут быть заданы любым присутствующим на защите.
Поскольку устная речь требует мгновенного понимания в процессе ее восприятия, то получает и своеобразное лексико-грамматическое оформление: она должна быть, прежде всего, правильной с точки зрения законов и норм языка, яркой и образной по форме, внутренне эмоциональной, отличаться большим разнообразием языковых средств.
Правила устной речи требуют, чтобы фразы и предложения были немногословны и хорошо интонированы. Необходимо верно расставить логические и психологические паузы, продумать выразительность речи. Особую актуальность приобретает проблема произношения слов, дикции. Хорошая дикция – необходимый элемент устной речи.
Постоянная обращенность к аудитории накладывает своеобразный отпечаток и на синтаксис устной речи: выступающий чаще использует различные типы простых предложений.
Целесообразно написать полный текст выступления. Полное отсутствие письменной основы речи даже у опытного оратора вызывает излишнее волнение, которое может отрицательно сказаться на качестве выступления.
1. Пишите так, как вы говорите, а не так как вы пишете.
2. Составьте каждый абзац из 3–5 предложений. Если абзацы будут длиннее, при чтении вы можете потерять то место, на котором остановились.
3. При написании чаще используйте глаголы в активной форме, чем в пассивной, а так же местоимения первого и второго лица («Мы предполагаем...», «Вы знаете...» и др.).
4. Количество слов в предложении не должно превышать 20. Аудитории трудно будет слушать вас, если предложения будут более длинными.
5. Напечатайте речь через два интервала или аккуратно и ясно напишите.
6. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.
7. Оставьте справа и слева широкие поля для пометок.
После того как текст речи готов, полезно рассказать его вслух. Важно научиться произносить речь при минимальном использовании написанного текста. Необходимо уточнить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100–200 слов в минуту).
Во время репетиции обратите внимание на технику произношения, дикцию, темп, громкость голоса. Важно уметь слышать себя и слушать, чтобы иметь возможность корректировать свою речь. Последите за позой, жестами, мимикой. Все это должно усиливать впечатление от речи, помочь донести до слушателей ваши мысли и чувства.