Учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.
В 1991 г. в США в двадцати одном штате действовали местные законы, требующие специальной подготовки учителей, которые работают с одаренными детьми. Без квалификационного удостоверения учитель к этой работе не допускается. Требования к подготовке весьма различаются: нужно обязательно пройти от 3 до 18 учебных курсов. В одном из штатов учитель для детей с высоким интеллектом должен иметь степень магистра в области обучения таких детей. В требования включается получение определенного опыта работы с одаренными, участие в специальных конференциях. В 62 учебных заведениях - педагогических колледжах и университетах - читаются курсы для подготовки учителей к такой работе.
Из каких учебных курсов состоит обычно программа подготовки учителя для одаренных? Их тематика примерно следующая:
психология одаренных детей (природа, особенности, потребности);
выявление высокоинтеллектуальных учащихся;
консультирование их;
составление учебных планов;
стратегии обучения и обучающие материалы для одаренных;
творчество и творческие способности;
разработка и оценка учебных программ;
работа с родителями;
специальные проблемы выдающихся по интеллекту детей;
когнитивное и аффективное развитие одаренных.
Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя активнее ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.
Что мешает учителю выявить одаренных учащихся?
Среди субъективных и объективных препятствий, стоящих на пути распознавания детской одаренности, укажем следующие; чрезмерное доверие к тестированию; стереотипные ожидания; задержки в развитии ребенка, неблагоприятные условия его развития (например, неблагополучная семья); особенности поведения в классе (например, пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость); недостаток сведений о ребенке.
Наиболее серьезным и наиболее распространенным препятствием для выявления детей с высоким интеллектом являются стереотипные ожидания, сложившиеся под влиянием информации о результатах прежних исследований и житейских представлений об одаренных детях. Учителя часто считают, что ребенок с высоким интеллектом превышает нормы и во всех прочих отношениях. Поэтому они ожидают от такого ученика большей эмоциональной и социальной зрелости, т.е. большей адаптированности, самоконтроля, независимости, ответственности. Они полагают, что подобный ребенок больше стремится радовать учителя, больше может заниматься самостоятельно. Это означает, что учителя часто не считают одаренного ученика нуждающимся в индивидуализации обучения и помощи, если он демонстрирует некоторую незрелость социального и эмоционального развития. Точно таким же образом некоторое отставание ребенка в физическом развитии (что может выражаться, например, в плохой координации движений, корявом почерке) может помешать учителю увидеть незаурядность умственных возможностей ученика.
Учителя ожидают, что действительно одаренный ребенок отлично успевает и превосходит всех в большинстве предметов учебной программы. Если же ребенок имеет выдающиеся успехи только по одному предмету, это может восприниматься учителем как результат особого влияния семьи: родители помогают ему в той области, где преуспели сами.
Еще один вид ожиданий, жестко связанный с выдающимися в умственном отношении детьми, - это предположение, что им всегда присуща высокая мотивация к достижениям, которая проявляется в стремлении быть лучшими, в сознательных усилиях в учении и положительном отношении к школе. Однако практика показывает, что дети с высоким интеллектом могут быть настроены крайне негативно по отношению к школе и обучению в ней. Высокая мотивация к достижениям может служить признаком одаренности, но отсутствие ее еще не говорит об обратном.