Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.

В некоторых случаях обогащение дифференцируется на «горизонтальное» и «вертикальное». Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, и поэтому его иногда называют ускорением. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний. Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно.

Важное значение имеет обогащение, ориентирующее на развитие самих умственных процессов учащихся. Здесь находят свое отражение основные психологические подходы к пониманию интеллекта и познавательной деятельности. После работ Дж. Гилфорда принято учитывать, что одни факторы интеллекта характеризуют выполняемые умственные операции (запоминание, оценочные операции), другие - особенности материала (образного, символического), третьи - получаемый продукт, или результат, мышления (классификация, определение последствий). Эта «трехмерная» модель вдохновила на разработку соответствующих методов обучения.

Психологи очень много внимания уделяют процессу решения задач, проблемному обучению. Проблемный подход к обучению школьников безотносительно к их уровню интеллектуального развития представлен в работах А.М.Матюшкина.

Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:

выявить проблему;

проанализировать различные варианты ее решения;

оценить достоинства каждого варианта;

обобщить все найденное и т.д.

Развитие этих умений связано как с исследовательскими умениями, так и с умениями критически мыслить.

Умения решения задач могут даваться и вне конкретных дисциплин, вводиться как бы в чистом виде (в соответствии с идеями Э.деБоно). Такое усвоение общего отношения к задаче предполагает и особую подготовку к переносу выработанных умений на конкретные ситуации и учебные предметы.

Когнитивная психология, объясняющая человеческое познание через процессы обработки информации, аналогичные компьютерным, вселила надежду на развитие новых сторон мышления.

Учебные программы, рассчитанные на развитие познавательных процессов, включают разные виды игровой активности: шахматы, математические и логические игры, моделирование жизненных ситуаций с привлечением компьютерных игр.

Многие теоретические и практические находки отечественной педагогической психологии и дидактики хорошо согласуются с потребностями и особенностями выдающихся в умственном отношении детей. Это идеи укрупнения единиц содержания за счет содержательного обобщения (В.В.Давыдов); упомянутый выше проблемный подход к обучению (А. М. Матюшкин и др.); использование опорных схем и сигналов (В.Ф.Шаталов); использование укрупненных дидактических единиц (П.М.Эрдниев).Все эти подходы должны быть исследованы применительно к ситуации обучения одаренных детей.

Обогащение обучения может быть специально направлено на развитие творческого мышления. Сюда могут входить занятия по решению проблем с применением таких известных техник, как мозговой штурм во всех вариантах, синектика и т.д. Занятия, ориентированные на развитие личностных характеристик творцов, могут включать упражнения на релаксацию, медитацию, визуализацию и т.п.

Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные мини-курсы по темам, проблемам или отдельным навыкам. Тематические мини-курсы выводят учащихся за рамки стандартных учебных предметов, предлагая такие области знания, как антропология, мифология, голография. Приведем краткое описание одного из таких мини-курсов.

Антропология: мини-курс для одаренных (IV-VI классы).

Задачи:

1.Достичь общего понимания сущности антропологических исследований.

2.Обучиться терминологии, необходимой для понимания антропологии.

3.Познакомиться с этнографическими методами изучения культуры.

4.Обсудить обычаи, разделение труда, религиозные ритуалы западноафриканской культуры в моделирующей деятельности.

5.Дать анализ различий между обществами с высокой технологией и крестьянскими сообществами.

6.Сравнить практику воспитания и обучения детей у жителей мексиканской деревни, китайских крестьян, южных индейцев и в современной России.

Мини-курс рассчитан на 6 недель, по 1 часу в неделю.

Проблемные мини-курсы требуют междисциплинарного подхода, что соответствует характеру познавательных потребностей одаренных. Так, проблема борьбы добра и зла может включать изучение философских концепций, литературных произведений, произведений живописи, кинолент.

Вот краткий перечень междисциплинарных проблем, которые можно предложить для обсуждения; межнациональные отношения; загрязнение окружающей среды; войны: их причины и последствия для человечества; разное понимание справедливости; эволюция понимания того, что такое «прекрасное»; новые технологии и развитие мирового сообщества; роль женщины в развитии общества; этика и наука.

В мини-курсах, посвященных конкретным навыкам и умениям, проводится обучение работе с компьютером, умению печатать, рисовать или чертить, публично выступать. Это могут быть курсы по языкам (древние или современные иностранные языки), уроки игры на музыкальных инструментах. Обычно в школах это реализуется в форме кружков и факультативов.

Обогащение содержания обычно предусматривается в учебных программах классов с углубленным изучением отдельных предметов, т.е. так называемых профильных классов, о которых уже шла речь ранее.

Хотя имеется много данных, характеризующих одаренных детей как хорошо приспосабливающихся, самостоятельных, более социально зрелых, тем не менее большинство педагогов рекомендуют программы, относящиеся к социально-эмоциональной сфере.

Эти программы могут ориентироваться на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональныеили поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей исвязанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Американский педагог Дороти Сиск, например, полагает, что обсуждение жизненных ценностей важно для одаренных детей из-за их высокоразвитых умений рассуждать, повышенной чувствительности к несправедливости и противоречиям. Поэтому курсы, в которых сочетаются эмоциональные и познавательные стороны, рассматриваются как весьма желательные для таких учеников. Они помогают: делать осознанный выбор; искать альтернативы в ситуациях выбора; взвешивать последствия каждого выбора; утверждать то, что значимо для этих детей; оценивать и совершенствовать свой образ жизни. Программы по самоактуализации основываются на традиционных проблемах гуманистической психологии и, согласно данным исследований, положительно влияют на самооценку и межличностные отношения.

Используются также и чисто учебные курсы для развития аффективной и нравственной сфер. Так, изучение истории науки, курсы по сравнительной антропологии, социологии, религии, литературе дают хорошие возможности для обсуждения этических проблем, нравственных ценностей. Курсы по истории искусства, музыки, естественно, обогащают эстетически и эмоционально.

Программы «вырывания» предполагают, что определенное время незаурядный ребенок занимается не в своем обычном классе по традиционной программе, а в группе таких же детей по особо разработанной программе под руководством специально подготовленного учителя.

В этих условиях ученик может проводить от одного урока в неделю до одного полного дня в неделю. Программы, которые предлагаются в этом случае, также сильно варьируются - от занятий по развитию мышления, воображения и других познавательных процессов до работы над собственными проектом. Чаще всего такие занятия проводятся в той же школе, объединяя детей из разных классов в отдельном помещении - комнате, или центре, обогащения.

Этот вариант помогает решить проблему детей, которые при поступлении в школу уже хорошо читают или считают, но еще не овладели, например, письмом и не могут бы переведены в более старшие классы. Специально разработанные программы в комнате обогащения предотвращают скуку на уроках, где ребенку все хорошо известно. По индивидуальной программе могут заниматься и учащиеся средних классов, достигшие высокого уровня развития по каким-то отдельным предметам и имеющие базу для выполнения своего проекта или исследования.

Для средних и старших классов возможен и другой вариант – обучение в центре обогащения в местном институте (университете), вычислительном центре.

Программы «вырывания» представляют интерес для небольших городков и поселков, где не набирается достаточное количество детей для открытия специального класса. Они широко распространены в США, как наиболее легкие для организации, быстро адаптируемые к запросам детей, родителей, школ. Это весьма соблазнительный путь в условиях нашей страны. Однако он имеет несколько недостатков.

Как показали исследования психологов, такая форма обучения:

не отвечает полностью потребности особо продвинутых детей в постоянной работе на качественно ином уровне и по всем предметам; эта потребность признается во время занятий по программе «вырывания», а в остальное время она как бы забывается;

создает в большинстве случаев трения с учителями в обычной школе, которые выдвигают дополнительные требования к одаренному (например, сделать все, чем занимался класс во время его отсутствия);

требует больших затрат, чем полное обучение в специальных классах;

трудно поддается последующей реорганизации.

Некоторые исследователи убеждены, что эта форма должна уйти из практики обучения. Такой вывод представляется несколько поспешным, так как при хорошо налаженном сотрудничестве между учителями школы и учителем для одаренных возможна индивидуализация обучения таких детей в рамках основной учебной программы. Видимо, необходимы поиски модификации этих программ, удовлетворяющих ряд потребностей одаренного ребенка.

В качестве комнаты, или центра, обогащения можно использовать школьную библиотеку.

Большой опыт организации подобного рода работы - «творческой комнаты» - накоплен у нас учителем-новатором И.П.Волковым, который уловил потребность учащихся испытать себя в разных областях науки, искусства, в ремеслах.

Еще одна эффективная организационная форма – интенсивные зимние и летние программы, которые отличаются стилем, целями и методами обучения от традиционных занятий в школе. Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в такой хорошо организованной программе может оказать сильнейшее влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка.

Летние и зимние программы имеют разнообразные цели, задачи, содержание, могут быть предназначены как для строго определенного возраста, так и для разновозрастной аудитории. Выделяется три типа таких программ.

Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят посещения музеев, выставок, заповедников, знакомства с историческими достопримечательностями, культурными традициями. Такого рода программы особенно важны для детей из сельской местности, но не помешают и учащимся из самых больших городов.

Второй тип программ нацелен на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. У одаренных детей довольно часто происходит раннее выделение сферы интересов и усиленное развитие только этого интереса и соответствующих способностей. В результате формируется ограниченный взгляд на самого себя. Другой вариант: если на протяжении учебного года идет интенсивная работа по какому-то одному направлению, то у ребенка может возникнуть чувство неудовлетворенности от того, что какая-то из склонностей остается без применения. Наконец, реален случай, когда предпочтения вообще еще не проявились. Летняя программа с набором разных по типу и содержанию занятий (компьютеры и танцы, экология и керамика, риторика и рисование) помогает детям лучше узнать себя, свои интересы, способности. Один из принципов такой программы - обязательные занятия по всем предметам на протяжении определенного времени, а затем возможность выбрать что-то для более глубокого изучения.

Последний тип такой программы достаточно хорошо известен – это углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса. Здесь также возможны разные подходы к какой-то проблеме, сосредоточение на развитии определенных процессов, творческого мышления, коммуникативных умений, воображения, на овладении этапами решения изобретательских задач.

Сопоставление стратегий ускорения и обогащения показывает, что они могут переходить одна в другую в зависимости от поставленных целей и задач.

УЧИТЕЛЬ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ

Впредыдущих вопросах был представлен целый набор характеристик, который выделяет детей с выдающимся интеллектом в отдельную группу, нуждающуюся в обучении по специально разработанным программам. Исследователи обнаружили, что такие учащиеся больше всего теряют, недополучают из-за несоответствующих условий обучения. Так около 30% отчисленных из школ (за неспособность, неуспеваемость и даже глупость) составляют дети одарённые и сверходаренные (А.М.Матюшкин и Д.Сиск, 1988).Эта цифра относится к американской школе. Согласно данным, полученным у нас в стране, довольно частые конфликты с учителями сопровождаются у высокоинтеллектуальных школьников острыми отрицательными эмоциями. Причины конфликтов связаны как с личностными качествами учителей, так и с их профессиональной подготовкой.

Одаренные дети отличаются друг от друга и степенью одаренности, и познавательным стилем, и сферами интересов. Следовательно, как уже говорилось выше, программы для них должны быть индивидуализированы. Стремление к совершенству (перфекционизм), склонность к самостоятельности и углубленной работе этих детей определяют требования к психологической атмосфере занятий и к методам обучения.

По силам ли задачи изменений в содержании, процессе, результатах и атмосфере обучения не подготовленному к этому учителю? Чаще всего нет.

Данные исследований подтверждают ответ, подсказанный здравым смыслом:

неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей;

не подготовленные к работе с высокоинтеллектуальными детьми учителя равнодушны к их проблемам (они просто не могут их понять);

иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, ведь те создают определенную угрозу учительскому авторитету;

неподготовленные учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Таким образом, необходимо ставить и решать задачу подготовки учителей специально для одаренных. Как показали зарубежные исследования, именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе.

Да не в одном! Признанный авторитет в вопросах образования Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это: учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающий интерес к предмету;

учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

Наши рекомендации