ТЕМА 1. Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЯ)
«Методология и методы научного исследования»
для ОПОП «38.04.02 – Менеджмент»
Магистерская программа
«Менеджмент и экономика образования»
Екатеринбург 2016
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Методология и методы научного исследования».
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург
Составитель: Симонова Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и акмеологии, УрГПУ
И.А. Симонова |
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры экономики и менеджмента
Протокол от 10.09.2016 г. № 1
Зав. кафедрой | С.Л. Фоменко | |
Директор ИМиП | С.Л. Фоменко |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Наименование дисциплины: «Методология и методы научного исследования».
1.2. Область профессиональной деятельности
- управленческую деятельность в организациях любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;
- управленческую деятельность в органах государственного и муниципального управления;
- предпринимательскую и организационную деятельность в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
- научно-исследовательскую деятельность в научных организациях, связанных с решением управленческих проблем;
- научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования
1.3.Объекты профессиональной деятельности.
- процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
- процессы государственного и муниципального управления;
- научно-исследовательские процессы.
1.4. Вид (виды) профессиональной деятельности
- аналитическая;
- научно-исследовательская;
· педагогическая.
1.5. Профессиональные задачи.
- аналитическая деятельность:
- анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- научно-исследовательская деятельность:
- организация проведения научных исследований:
- разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
- выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- педагогическая деятельность:
- преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов в общеобразовательных и профессиональных организациях, в организациях дополнительного профессионального образования.
1.6. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины: углубить знания и усовершенствовать умения обучающихся (магистров) в области методологии, теории и технологии научно-исследовательской деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
· актуализировать и углубить знания обучающихся по теоретико-методологическим, методическим и организационным аспектам научно-исследовательской деятельности;
· развить умения системного подхода при организации и проведении научно-исследовательской деятельности:
· подготовить обучающихся к решению задач научно-исследовательской практики.
1.7. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в цикл обязательных дисциплин вариативной части, код дисциплины Б.1.В.ОД.2. Учебная дисциплина осваивается обучающимися на начальном этапе обучения в магистратуре Предшествующей для изучения учебной дисциплиной является учебная дисциплина «Современные проблемы науки производства» (Б.1.В.ОД.1.). После изучения учебной дисциплины обучающиеся могут быть включены в процессы подготовки и проведения научно-исследовательской практики, а также планирования магистерской диссертации.
Для изучения научной дисциплины обучающиеся должны обладать компетенциями предусмотренными программами предшествующего уровня высшего профессионального образования
1.8. Требования к результатам освоение учебной дисциплины:
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3);
способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-8);
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-9);
способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-10).
В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен:
В результате освоения курса магистр:
Должен знать:
· особенности научного метода исследования и науки, каксоциального института, как профессии и социокультурной формы деятельности;
· основные направления развития научных исследований в России и за рубежом;
· основные этапы культурно-исторической эволюции науки;
· принципы, уровни методологии научного исследования;
· различия между теорией, методом и методикой научного исследования;
· основные подходы к классификации и типы научных исследований;
· ключевые понятия этого вида деятельности: научное исследование, противоречие, проблема и тема научного исследования, гипотеза научного исследования, стратегия и тактика научного исследования, цель и задачи научного исследования, объект исследования, предмет исследования, база исследования, научный факт;
· основные этапы, операции и процедуры логической схемы исследования;
· основные подходы к классификации методов научного исследования;
· методологию диссертационного исследования, в т.ч. логический аппарат магистерской диссертации;
· действующие правила оформления и представления результатов научных исследований, в т.ч. магистерской диссертации.
Должен уметь:
· выявлять, формулировать и ранжировать проблемы профессиональной деятельности, определять из них ведущие, подлежащие первоочередному решению в ходе научного исследования;
· определять направления, состав исследовательских и проектных работ, определяющие их факторы;
· сформулировать идею, замысел и гипотезу исследования;
· выделить объект и предмет научного исследования, цели и задачи исследования;
· выделять критерии и показатели для анализа, результативности и эффективности исследования;
· прогнозировать ожидаемую результативность и эффективность от исследования, возможные сбои, негативные результаты;
· определять основные этапы проведения исследовательских работ;
· распределять ресурсы по этапам исследовательских работ;
· формировать исследовательскую группу, определять её численность, состав, специализацию.
Должен владеть навыками:
· выделения компонентов подлежащих исследованию;
· составления рабочей программы научного исследования;
· распределение работ между исполнителями исследования СУ;
· составления программы исследования.
1.9. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
В процессе освоения учебной дисциплины предусматривает различные виды и формы учебной работы: лекции, теоретические семинары, дискуссии, в процессе которых магистры актуализируют и углубляют теоретические знания.
Формирование практических умений по организации, планированию и проведению научных исследования происходит в процессе практических занятий, которые проводятся в активной форме. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал магистров и в игровой ситуации моделировать решение проблем практической деятельности. Освоенные на практических занятиях методы и приёмы закрепляются в ходе самостоятельной работы, сопровождение которой осуществляется на основе применения дистанционных образовательных технологий.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 16 часов контактной работы студента с преподавателем, 92 часа самостоятельной работы студента.
1.10. Форма получения образования
Очно-заочная
1.11 Особенности реализации дисциплины
Образовательная деятельность по дисциплине (модулю) осуществляется на государственном языке Российской Федерации
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план (очно-заочная форма обучения)
№ | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего(в т.ч. в интерактивной форме) | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности | - | |||||
2. | Состав и выбор методов научного исследования | - | |||||
3. | Планирование и организация научного исследования | - | - | ||||
4. | Методология диссертационного исследования | - | - | ||||
Итого: | - |
III. Содержание дисциплины
Практическое занятие.
Тема 3. Планирование и организация научного исследования.
Основные этапы проведения исследовательских работ и их организация. Планирование исследования. Направления, состав исследовательских работ, определяющие их факторы, основные этапы проведения, распределение ресурсов по этапам.
Управление исследовательскими работами. Программа научного исследования: общие требования, выбор темы и проблемы, структура, разработка и содержание. План исследования. Алгоритм. Распределение работ между исполнителями. Сетевой и графический методы контроля выполнения исследовательских работ. Организация исследовательских работ: условия, типы, виды. Формирование групп. Определение численности, состава и специализации. Методы организации обучения членов исследовательских групп основным методам и приемам проведения работ. Коммуникации с научными фондами, правила заявки на исследовательский грант.
Связь исследования и управленческого консалтинга. Консультирование как форма организации исследования систем управления. Образовательно-исследовательские структуры в системе управления. Формирование интегрального исследовательского интеллекта. Организационно-технологические принципы деятельности интегрального интеллекта.
Эффективность научных исследований. Роль оценивания в исследовании. Принципы оценивания. Виды оценки. Конструирование и использование показателей. Система показателей для оценивания научного исследования. Понятие эффективности научного исследования. Принципы обеспечения эффективности научного исследования. Факторы эффективности научных исследований. Показатели эффективности и результативности научного исследования. Научная новизна, практическая значимость, теоретическая значимость. Разработки предложений по результатам научного исследования.
Практическое занятие
Анализ текста научного жанра
План анализа текста.
1. Выраженность в тексте объективных стилеобразующих факторов научного стиля:
Доминирующая языковая функция - информативная;
сфера общественной деятельности - наука;
основная форма речи - письменная;
типичный вид речи - монолог;
адресат - массовый, но ограниченный;
тональность речи - нейтральная.
2. Выраженность признаков научной речи:
точность (термины, определения, числовые данные, даты и т.д.);
объективность (запрет на использование местоимения «я», представление разных точек зрения на предмет, безличность языкового выражения);
логичность (сложные предложения с придаточными членами, условия, следствия, предложения с вводными словами, повторы);
доказательность (аргументация положений и гипотез);
обобщенность, абстрактность (преобладание абстрактных существительных, использование глаголов настоящего времени во вневременном значении, возвратные и безличные глаголы, использование безличных и неопределённых предложений).
3. Оценка языковых характеристик текста:
Графические признаки научного стиля: сноски, выделение шрифтом, графики, схемы, таблицы.
Лексические признаки научного стиля: термины (слова, точно называющие специальные научные понятия), общенаучная лексика (слова, имеющие научную стилистическую окраску, но не закреплённые за определённой наукой); книжная лексика абстрактного характера.
Морфологические признаки научного стиля: (подтвердить статистическими данными) частотность существительных, существительных среднего рода, форм существительных родительного падежа, преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени, использование причастий и деепричастий.
Синтаксические признаки научного стиля: бессубъектные конструкции (оборот был распределен - кем?), безличные предложения (Необходимо отметить, следует подчеркнуть, можно сделать несколько выводов), обобщенно-личные предложения (отметим важные особенности), цепочки однородных членов, многокомпонентные сложные предложения с союзной связью.
4. Уточнение подстиля научной речи:
тематическая классификация (научно-технический, научно-естественный, научно-гуманитарный);
функциональная классификация (с соответствующим жанром):
· собственно-научный (монография, статья, доклад);
· научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание);
· научно-справочный (словарь, справочник, каталог);
· учебно-научный (учебник, учебно-методическое пособие);
· научно-популярный (очерк, книга, лекция).
Проспект магистерского исследования.
1. Опишите проблемное поле и конкретные проблемные ситуации, практики профессиональной деятельности консультанта по менеджменту. Ранжируйте определённые практические проблемы по степени актуальности для организации, для отрасли, для государства, для общества. Оцените проблемные ситуации с точки зрения необходимости и возможности их научного исследования. Выберите наиболее актуальную практическую проблему, подлежащую решению в ходе исследования. Оцените актуальную практическую проблему с позиций её структурированности - хорошо структурированная, слабо структурированная, не структурированная. Ответ обоснуйте.
2. Определите исследовательскую проблему соответствующую определённой вами практической проблеме практики управления. Ответ обоснуйте.
3. Опишите идею решения определённой вами исследовательской проблемы.
4. Перечислите источники информации позволившей вам определить исследовательскую проблему, высказать гипотезу и выработать идею её решения. Оцените достаточность информации, на основании которой вы определили исследовательскую проблему, идею и гипотезу.
5. Определите основные этапы решения определённой исследовательской проблемы. Ответ обоснуйте.
6. Определите эмпирическую базу вашего исследования.
7. Определите цели и задачи исследования.
8. Проведите анализ предложенных Вам материалов в аспекте а). Достаточности обоснования актуальности проблемы и темы исследования. Б). Выраженности в теме исследования его объекта и предмета. В случае вашего не согласия с предложенным вариантом внесите свои предложения по согласованию темы, объекта и предмета исследования, а также обоснования актуальности.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Основная учебная литература
1. Родионова, Н. В. Методы исследования в менеджменте. Организация исследовательской деятельности. Модуль I. Учебник [Электронный ресурс] / Родионова Н. В. — М. : Юнити-Дана, 2012. — 416 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119007
2. Шкляр М. Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие 4-е изд. - [Электронный ресурс] / Шкляр М.Ф. — М.: Дашков и Ко, 2012., 244 стр. . – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/112247/
3. Кузнецов И.Н. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров - [Электронный ресурс] /Кузнецов И.Н. — М.: Дашков и Ко, 2013., 283 стр. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/114174/
6.2 Дополнительная учебная литература
1. Добреньков В. И. Методология научной работы [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 040200 "Социология" / В.И. Добреньков, Н. Г. Осипова ; Моск. гос. ун-т. — М. : КДУ, 2009. — 276 с. 6 экз.
2. Методология науки: исследовательские программы [Электронный ресурс]/ — М.: ИФ РАН, 2007., 256 стр. . – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/45230/
3. Методология науки: статус и программы [Электронный ресурс]/ - М.: ИФ РАН, 2005., 296 стр. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/44993/
4. Новиков А. М. Методология научного исследования [Электронный ресурс]/ Новиков А. М. – М.: Либроком, 2010., 284 стр. . – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/82773/
5. Павлов А. В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы : учебное пособие [Электронный ресурс]/ Павлов А. В. — М.: Флинта, 2010., 344 стр. . – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/54575/
Нормативные документы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению «Управленческое консультирование» (Магистратура).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
2. http://www.sci-innov.ru/
3. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» http://www.biblioclub.ru
4. ЭБС «Лань» http://www.e.lanbook.com
5. Подписные ресурсы «Ивис» http://www.ivis.ru
6. Электронная библиотека диссертаций РГБ http://diss.rsl.ru
7. Научная электронная библиотека eLibrary http://www.elibrary.ru
8. Федеральный образовательный портал "Экономика. Социология. Менеджмент" www.ecsocman.edu.ru
9. «Российский журнал менеджмента» www.rjm.ru
10. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» www.dis.ru/manag/
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В ходе освоения дисциплины рекомендуется строго придерживаться учебно-тематического плана, вдумчиво читать предложенные тексты и делать по ним пометки. При выполнении заданий необходимо тщательно анализировать информацию, стремиться к постоянному ее соотнесению с выбранной темой магистреской диссертации.
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИТНЕ
MS Word
Power Point
ОПИСАНИЕ Материально-техническОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
1. Мультимедийный проектор hp mp 3222, ноутбук ASUS
А3500G, видео камера Panasonik NV-GS57EE, телевизор
Hitachi, видеомагнитофон IVC.
3. Карточки раздаточного материала (тексты проспектов исследовательских работ, тексты введения дипломных работ и т.д.).
4. Аудиовизуальные материалы. Общее количество видеофильмов – 35 шт. компьютерный класс
5. Канцелярские товары (бумага А4, карандаши, фломастеры)
6. Аудитории, оборудованные мультимедийной техникой (ауд. 235, 420, 417, 417а, 418, 3Д).
7. Выход в Internet (ауд. 420, WI-FI в зоне библиотечно-информационного центра).
8. Компьютерный класс (ауд. 420) 22 машины – Intel Core i3-2120-3,3 GHz, 1 машинf – G 840-2,8 GHz.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
по дисциплине «Методология и методы научного исследования»
для ООП «38.04.02 – Менеджмент»
Магистерская программа
«Менеджмент и экономика в образовании»
Подписано в печать 01.02.2016 г. Формат 60х84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. ___
Тираж ___ экз. Заказ _______.
Уральский государственный педагогический университет.
620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
Приложение 1. Фонд оценочных средств дисциплины
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Методология и методы научного исследования»
для ОПОП «38.04.02 – Менеджмент»
Магистерская программа «Управленческое консультирование»
Подписано в печать __________. Формат 60 х 84/16
Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. _____
Уч.-изд. л. ______ Тираж ______ экз. Заказ ___________
Издательство Уральского государственного педагогического университета.
Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (МОДУЛЯ)
«Методология и методы научного исследования»
для ОПОП «38.04.02 – Менеджмент»
Магистерская программа
«Менеджмент и экономика образования»
Екатеринбург 2016
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Методология и методы научного исследования».
ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург
Составитель: Симонова Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и акмеологии, УрГПУ
И.А. Симонова |
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры экономики и менеджмента
Протокол от 10.09.2016 г. № 1
Зав. кафедрой | С.Л. Фоменко | |
Директор ИМиП | С.Л. Фоменко |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Наименование дисциплины: «Методология и методы научного исследования».
1.2. Область профессиональной деятельности
- управленческую деятельность в организациях любой организационно-правовой формы, в которых выпускники работают в качестве исполнителей или руководителей в различных службах аппарата управления;
- управленческую деятельность в органах государственного и муниципального управления;
- предпринимательскую и организационную деятельность в структурах, в которых выпускники являются предпринимателями, создающими и развивающими собственное дело;
- научно-исследовательскую деятельность в научных организациях, связанных с решением управленческих проблем;
- научно-исследовательскую и преподавательскую деятельность в образовательных организациях высшего образования и организациях дополнительного профессионального образования
1.3.Объекты профессиональной деятельности.
- процессы управления организациями различных организационно-правовых форм;
- процессы государственного и муниципального управления;
- научно-исследовательские процессы.
1.4. Вид (виды) профессиональной деятельности
- аналитическая;
- научно-исследовательская;
· педагогическая.
1.5. Профессиональные задачи.
- аналитическая деятельность:
- анализ существующих форм организации и процессов управления, разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;
- научно-исследовательская деятельность:
- организация проведения научных исследований:
- разработка моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;
- выявление и формулирование актуальных научных проблем;
- педагогическая деятельность:
- преподавание управленческих дисциплин и разработка соответствующих учебно-методических материалов в общеобразовательных и профессиональных организациях, в организациях дополнительного профессионального образования.
1.6. Цели и задачи дисциплины
Цель учебной дисциплины: углубить знания и усовершенствовать умения обучающихся (магистров) в области методологии, теории и технологии научно-исследовательской деятельности.
Задачи учебной дисциплины:
· актуализировать и углубить знания обучающихся по теоретико-методологическим, методическим и организационным аспектам научно-исследовательской деятельности;
· развить умения системного подхода при организации и проведении научно-исследовательской деятельности:
· подготовить обучающихся к решению задач научно-исследовательской практики.
1.7. Место дисциплины в структуре ООП. Учебная дисциплина входит в цикл обязательных дисциплин вариативной части, код дисциплины Б.1.В.ОД.2. Учебная дисциплина осваивается обучающимися на начальном этапе обучения в магистратуре Предшествующей для изучения учебной дисциплиной является учебная дисциплина «Современные проблемы науки производства» (Б.1.В.ОД.1.). После изучения учебной дисциплины обучающиеся могут быть включены в процессы подготовки и проведения научно-исследовательской практики, а также планирования магистерской диссертации.
Для изучения научной дисциплины обучающиеся должны обладать компетенциями предусмотренными программами предшествующего уровня высшего профессионального образования
1.8. Требования к результатам освоение учебной дисциплины:
Процесс изучения учебной дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования (ОПК-3);
способность представлять результаты проведенного исследования в виде научного отчета, статьи или доклада (ПК-8);
способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-9);
способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-10).
В результате изучения учебной дисциплины магистрант должен:
В результате освоения курса магистр:
Должен знать:
· особенности научного метода исследования и науки, каксоциального института, как профессии и социокультурной формы деятельности;
· основные направления развития научных исследований в России и за рубежом;
· основные этапы культурно-исторической эволюции науки;
· принципы, уровни методологии научного исследования;
· различия между теорией, методом и методикой научного исследования;
· основные подходы к классификации и типы научных исследований;
· ключевые понятия этого вида деятельности: научное исследование, противоречие, проблема и тема научного исследования, гипотеза научного исследования, стратегия и тактика научного исследования, цель и задачи научного исследования, объект исследования, предмет исследования, база исследования, научный факт;
· основные этапы, операции и процедуры логической схемы исследования;
· основные подходы к классификации методов научного исследования;
· методологию диссертационного исследования, в т.ч. логический аппарат магистерской диссертации;
· действующие правила оформления и представления результатов научных исследований, в т.ч. магистерской диссертации.
Должен уметь:
· выявлять, формулировать и ранжировать проблемы профессиональной деятельности, определять из них ведущие, подлежащие первоочередному решению в ходе научного исследования;
· определять направления, состав исследовательских и проектных работ, определяющие их факторы;
· сформулировать идею, замысел и гипотезу исследования;
· выделить объект и предмет научного исследования, цели и задачи исследования;
· выделять критерии и показатели для анализа, результативности и эффективности исследования;
· прогнозировать ожидаемую результативность и эффективность от исследования, возможные сбои, негативные результаты;
· определять основные этапы проведения исследовательских работ;
· распределять ресурсы по этапам исследовательских работ;
· формировать исследовательскую группу, определять её численность, состав, специализацию.
Должен владеть навыками:
· выделения компонентов подлежащих исследованию;
· составления рабочей программы научного исследования;
· распределение работ между исполнителями исследования СУ;
· составления программы исследования.
1.9. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
В процессе освоения учебной дисциплины предусматривает различные виды и формы учебной работы: лекции, теоретические семинары, дискуссии, в процессе которых магистры актуализируют и углубляют теоретические знания.
Формирование практических умений по организации, планированию и проведению научных исследования происходит в процессе практических занятий, которые проводятся в активной форме. Использование активных форм обучения позволяет мобилизовать внутренний потенциал магистров и в игровой ситуации моделировать решение проблем практической деятельности. Освоенные на практических занятиях методы и приёмы закрепляются в ходе самостоятельной работы, сопровождение которой осуществляется на основе применения дистанционных образовательных технологий.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. 16 часов контактной работы студента с преподавателем, 92 часа самостоятельной работы студента.
1.10. Форма получения образования
Очно-заочная
1.11 Особенности реализации дисциплины
Образовательная деятельность по дисциплине (модулю) осуществляется на государственном языке Российской Федерации
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план (очно-заочная форма обучения)
№ | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего(в т.ч. в интерактивной форме) | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
1. | Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности | - | |||||
2. | Состав и выбор методов научного исследования | - | |||||
3. | Планирование и организация научного исследования | - | - | ||||
4. | Методология диссертационного исследования | - | - | ||||
Итого: | - |
III. Содержание дисциплины
ТЕМА 1. Теоретико-методологические основы научно-исследовательской деятельности
Наука и научный метод. Наука как социальный институт, как профессия и социокультурная форма деятельности. Наука и метод. Инновационность науки.
Культурно-историческая эволюция науки: античность, средние века, новое время, XX век. Уровни, формы и методы научного познания. Взаимодействие теоретического, умозрительного и эмпирического уровней развития науки. Классическая к неклассическая картины мира. Типы научной рациональности. Т.Кун о парадигмальном развитии науки и понятие о научном сообществе. Понятие научного предвидения и прогностической функции науки. Подходы к классификации наук. Естественные, социальные и гуманитарные науки.
Обзор основных направлений развития научных исследований в России и за рубежом. Развитие науки в различных странах мира. Проблемы цикличного развития науки. Методические основы определения уровня науки в различных странах мира. Уровень развития и основные направления научных исследований в различных странах мира. Ресурсные показатели научных исследований, показатели затрат и эффективности научных исследований. Типология научного статуса государств мирового содружества по группам и подгруппам.
Научные исследования и их роль в профессиональной практической деятельности консультанта.Понятие «научное исследование». Особенности, отличия и классификация объектов исследования.
Методология науки. Общие представления о методологии науки. Методология научного объяснения. Содержание и структура методологии. Уровни методологии. Методологические принципы, их сущность. Понятие метода и методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Взаимосвязь предмета и метода.
Типология и характеристика научных исследований. Теоретические и прикладные исследования, их взаимосвязь. Фундаментальное и прикладное исследование: основные особенности. Субъекты исследовательской деятельности. Основные черты исследователя.
Методологический замысел исследования и его основные этапы. Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования. Концепция исследования.
Логическая схема научного исследования: необходимость, сущность и назначение.
Стратегия и тактика научного исследования. Характеристика и содержание этапов исследования. Проблемная ситуация: подходы к описанию. Проблема и тема научного исследования. Процедуры и атрибуты проведения обоснования актуальности выбранной темы исследования. Цель и задачи исследования. Формулировка гипотезы, виды гипотез, основные требования к научной гипотезе. Формальные признаки «хорошей» гипотезы. Объект и предмет исследования — общее и особенное. Программа научного исследования и выбор методики. Основные компоненты методики исследования. База исследования. Эмпирические данные и их научная обработка. Понятие факта и его роль в исследовании. Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Система фактов. Фактология и научное обоснование явления. Методические требования к выводам научного исследования. Формулировка выводов и оценка полученных результатов. Необходимость апробации научных результатов.