Практическое занятие. Семинар (по выбору магистров/ преподавателя)

Программа и план исследования

1. Какие принципы определяют успех планирования?

2. Чем определяется организационная значимость программы и плана исследования?

3. Как соотносятся программа и план исследования?

4. Какова структура программы исследования системы управления?

Формы и факторы организации исследования

1. Какие существуют формы организации исследования систем управления?

2. Чем отличаются технологии индивидуального и коллективного исследования?

3. Возможна ли и в каких случаях комбинация различных технологий исследования?

Стадии и этапы исследования систем управления

1. Какова роль социальных и экологических эффектов в результативности исследований систем управления?

2. Дайте характеристику основных принципов определения эффективности исследования систем управления.

3. На каких подходах должны основываться принципы определения эффективности исследования?

Практическое занятие. Семинар (по выбору магистров/ преподавателя)

Исследовательский потенциал и принципы эффективности исследовательского процесса

1. Назовите возможности и проблемы количественной оценки эффективности исследования систем управления.

2. Что является результатом исследования и как он влияет на эффективность?

3. Как соотносится эффективность управления и эффективность его исследования?

Оценки в исследовании систем управления

1. Как формируется система показателей и чем определяются возможности ее эффективного использования?

2. От чего зависит валидность показателя?

3. Какие показатели используются в исследовании систем управления?

ТЕМА 4. Методология диссертационного исследования

Методология научного творчества и подготовка диссертации. Научный анализ и научный синтез как основная форма научной работы. Структура и логика научного диссертационного исследования. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Анализ разработанности проблемы, фокусировка новизны, диалог с авторами. Архитектура диссертации. Категориальный аппарат, понятия, термины, дефиниции, теории, концепции, их соотношение. Распределение и структура материала. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации по менеджменту. Жанр и лицо изложения материала. Академический стиль и особенности языка диссертации. Каталогизация литературы.

Магистерская, кандидатская и докторская диссертация: основные требования к содержанию и оформлению. Композиция научного произведения. Рубрикация текста научной работы. Повествовательные и описательные тексты. Процедуры разбивки материалов на главы и параграфы. Приемы изложения научных материалов. Строго последовательное изложение материала. Выборочное изложение научного материала. Работа над черновой и беловой рукописью. Язык и стиль научной работы. Фразеология научной прозы. Грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной речи. Стилистические особенности научного языка. Ясность, краткость научного изложения материалов работы. Особенности процедур выполнения курсового и дипломного проектирования, подготовки, оформления, защиты квалификационной курсовой и дипломной работ.

Жанровые особенности разделов диссертации. Оформление диссертационной работы, соответствие государственным стандартам, представление к защите, процедура публичной защиты.

Автореферат диссертации и подготовка к защите.
Автореферат как изложение квинтэссенции диссертации. Стилевые, жанровые, языковые различия автореферата и диссертации. Лицо изложения. Основные требования к автореферату по содержанию, объему и форме. Фокусирование новизны и положений, выносимых на защиту. Процедура печатания и рассылки автореферата, особенности списка рассылки. Автореферат магистерской, кандидатской и докторской диссертации: различие и сходство.

Практическое занятие

Анализ текста научного жанра

План анализа текста.

1. Выраженность в тексте объективных стилеобразующих факторов научного стиля:

Доминирующая языковая функция - информативная;

сфера общественной деятельности - наука;

основная форма речи - письменная;

типичный вид речи - монолог;

адресат - массовый, но ограниченный;

тональность речи - нейтральная.

2. Выраженность признаков научной речи:

точность (термины, определения, числовые данные, даты и т.д.);

объективность (запрет на использование местоимения «я», представление разных точек зрения на предмет, безличность языкового выражения);

логичность (сложные предложения с придаточными членами, условия, следствия, предложения с вводными словами, повторы);

доказательность (аргументация положений и гипотез);

обобщенность, абстрактность (преобладание абстрактных существительных, использование глаголов настоящего времени во вневременном значении, возвратные и безличные глаголы, использование безличных и неопределённых предложений).

3. Оценка языковых характеристик текста:

Графические признаки научного стиля: сноски, выделение шрифтом, графики, схемы, таблицы.

Лексические признаки научного стиля: термины (слова, точно называющие специальные научные понятия), общенаучная лексика (слова, имеющие научную стилистическую окраску, но не закреплённые за определённой наукой); книжная лексика абстрактного характера.

Морфологические признаки научного стиля: (подтвердить статистическими данными) частотность существительных, существительных среднего рода, форм существительных родительного падежа, преобладание глаголов несовершенного вида настоящего времени, использование причастий и деепричастий.

Синтаксические признаки научного стиля: бессубъектные конструкции (оборот был распределен - кем?), безличные предложения (Необходимо отметить, следует подчеркнуть, можно сделать несколько выводов), обобщенно-личные предложения (отметим важные особенности), цепочки однородных членов, многокомпонентные сложные предложения с союзной связью.

4. Уточнение подстиля научной речи:

тематическая классификация (научно-технический, научно-естественный, научно-гуманитарный);

функциональная классификация (с соответствующим жанром):

· собственно-научный (монография, статья, доклад);

· научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание);

· научно-справочный (словарь, справочник, каталог);

· учебно-научный (учебник, учебно-методическое пособие);

· научно-популярный (очерк, книга, лекция).

Проспект магистерского исследования.

1. Опишите проблемное поле и конкретные проблемные ситуации, практики профессиональной деятельности консультанта по менеджменту. Ранжируйте определённые практические проблемы по степени актуальности для организации, для отрасли, для государства, для общества. Оцените проблемные ситуации с точки зрения необходимости и возможности их научного исследования. Выберите наиболее актуальную практическую проблему, подлежащую решению в ходе исследования. Оцените актуальную практическую проблему с позиций её структурированности - хорошо структурированная, слабо структурированная, не структурированная. Ответ обоснуйте.

2. Определите исследовательскую проблему соответствующую определённой вами практической проблеме практики управления. Ответ обоснуйте.

3. Опишите идею решения определённой вами исследовательской проблемы.

4. Перечислите источники информации позволившей вам определить исследовательскую проблему, высказать гипотезу и выработать идею её решения. Оцените достаточность информации, на основании которой вы определили исследовательскую проблему, идею и гипотезу.

5. Определите основные этапы решения определённой исследовательской проблемы. Ответ обоснуйте.

6. Определите эмпирическую базу вашего исследования.

7. Определите цели и задачи исследования.

8. Проведите анализ предложенных Вам материалов в аспекте а). Достаточности обоснования актуальности проблемы и темы исследования. Б). Выраженности в теме исследования его объекта и предмета. В случае вашего не согласия с предложенным вариантом внесите свои предложения по согласованию темы, объекта и предмета исследования, а также обоснования актуальности.

Наши рекомендации