Описание методов исследования
Теоретическая и практическая работа предполагает использование различных методов педагогического и психологического исследования.
Теоретические методы включают: историко-генетический метод, моделирование, различные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, классификация, типологизация, абстрагирование, сравнение, обобщение и др.
К социологическим методамотносят: сбор информации (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, рейтинг, изучение и обобщение чьего-то опыта и др.).
Эмпирические методы – педагогическое наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.
1. Наблюдение – это преднамеренное и направленное восприятие деятельности детей в разных ситуациях. Процесс наблюдения не является пассивным созерцанием. Метод наблюдения определяется как «относительно длительное целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, метод познания действительности, на основе непосредственного восприятия» [Большая советская энциклопедия, 1954, с. 7].К наблюдению предъявляется ряд требований: определение цели наблюдения; выбор и обоснование методики; составление плана наблюдения; осуществление контроля за корректностью и надёжностью полученных результатов; обработка, осмысление и интерпретация полученной информации. В процессе наблюдения можно целесообразно использовать разнообразные технические средства (хронометраж, записывающую аппаратуру и т. д).
2. Измерение – это приём в познании, с помощью которого осуществляется количественное и качественное сравнение величин одного и того же качества. Качественные характеристики объекта фиксируются, как правило, приборами, количественная специфика объекта устанавливается с помощью измерений.
Беседа как метод исследования
Беседа используется как метод изучения личности воспитанников в практической деятельности педагога. Беседу сочетают с другими методами. Эффективность беседы зависит от опыта исследователя и его психолого-педагогической подготовки. Материал, собранный в процессе беседы, подтверждает или опровергает гипотезу. Беседа отличается от интервью как односторонней беседы, где один задаёт вопросы, а другой – отвечает. Метод беседы требует атмосферы доверия, соблюдения педагогического такта и реализации его в естественной среде, там, где испытуемый воспитывается.
Анкета как метод исследования
Анкетирование широко используется в психолого-педагогических исследованиях.
В отличие от метода беседы в анкете существует жесткая логическая конструкция, онанеизменна в процессе анкетирования. Анкета состоит из специально подобранных вопросов и возможных стандартных вариантов ответов. Многочисленные ответы на вопросы анкеты объединяются и статически обрабатываются.
Метод изучения документации и продуктов деятельности используется в основном как дополнительный. При исследовании многих педагогических явлений большое значение имеет изучениедокументации дошкольного учреждения, продуктов деятельности детей или учреждения.Изучая, например, развитие личности младшего школьника необходимо изучить данные его физического развития.
Педагогический эксперимент
Подпедагогическим экспериментом понимают специально организованную деятельность педагога и детей с заранее сформулированными исследовательскими целями.
Экспериментальная часть работы посвящается исследовательской работе, проделанной студентом. Опытно-экспериментальная часть работы должна включать описание этапов и логики исследования, а также описание базы исследования и репрезентативной выборки испытуемых методов и средств обработки данных, результатов эксперимента, выводы.
Педагогический эксперимент, как правило, состоит из констатирующей, формирующей и итоговой частей.
Основная задача констатирующего эксперимента заключается в выявлении состояния дел по изучаемой проблеме. Эта часть педагогического эксперимента включает ряд исследовательских методик: наблюдение, беседу, изучение продуктов деятельности и др.
Цель формирующей части эксперимента состоит в разработке нового содержания и методик, реализуемых в практике. Завершается педагогический эксперимент контрольной частью, которая называется итоговой или заключительной. В ходе её проведения используются исследовательские методики констатирующей части эксперимента. Обсуждая результаты исследования, студент делает выводы о качестве проведённой работы, анализирует методы и дидактические средства, используемые им в ходе исследования.
Отметим, что репрезентативность как основное требование к выборке это представленность в исследуемой группе людей того круга, в котором встречаются изучаемые свойства и на которые исследователь собирается распространить (экстраполировать) свои выводы. Она учитывает количественный и качественный состав выборки.
5. Правила оформления курсовой и выпускной квалификационной работ
Важной составляющей исследования является его описание. Текст научной работы имеет свои черты. Своеобразие определяется логикой изложения научных фактов, интерпретацией эмпирического материала, использованием принятых в науке терминов (если вводятся малоизвестные термины, их следует раскрывать и объяснять необходимость применения в работе). Если автор использует положения и мысли других исследователей, то требуется делать ссылки на источники по принятой форме с указанием их авторов. Однако не стоит увлекаться научными терминами и, по возможности, желательно избегать излишнего использования иностранных слов, а если таковые встречаются в тексте, в скобках следует указать перевод и привести пояснения на русском языке.
В «Методическом пособии по выполнению и оформлению научного исследования в области педагогики и психологии» [7, с. 7–8] указано, что научное изложение рассчитано на логическое, а не эмоционально-чувственное восприятие.Это не значит, что в научном стиле вовсе не могут присутствовать элементы стиля художественного, но прибегать к ним необходимо для того, чтобы сделать изложение живым, эстетичным, понятным и чаще там, где вы полемизируете с другими авторами:«Автор удачно отмечает…», «мы соглашаемся с…», «вслед за…, мы…», «вместе с тем необходимо отметить…».
Материал, как правило, подаётся от третьего лица, но в нём обязательно явноличное отношение к нему.«По нашему мнению…», «с нашей точки зрения…», «как нам кажется…», «Проведенное нами исследование позволяет сделать предположение (вывод) о том, что…», «В процессе эксперимента были созданы условия для…, которые позволили… (скорректировать, нивелировать, оптимизировать…)».
Во всяком случае, элементы художественного стиля (риторический вопрос, повтор, антитеза, сравнение, пословица, литературная цитата и пр.) не должны служить цели сделать текст «красивым» – они в научной тексте являются только дополнительным средством, вспомогательным приёмом и не могут определить систему научного изложения.
Следующий вопрос, нуждающийся в обсуждении, – лексика научного сочинения. В основе текста лежит общеупотребительная лексика. Вместе с тем, в лексическом составе научного стиля речи разграничивают:
– терминологическую лексику,
– общенаучную лексику,
– слова-организаторы научной мысли.
Термины занимают особое место в научном стиле, так как они несут в себе больше информации, чем иные лексические единицы. Насыщенность терминами – одна из основных стилевых характеристик научной речи. В научной прозе употребляются как общенаучные, так и специальные термины. Специфика психолого-педагогической терминологии состоит в том, что общенаучные и даже специальные её термины (например, «коммуникация», «рефлексия», «фрустрация», «целостный педагогический процесс» и др.) легко смешиваются со словами общеупотребительными («урок», «воспитание», «школьник» и др.). В научном тексте важна строгая систематизация термина, однозначное его толкование.
Слова-организаторы научной речи подразделяются на слова, вводящие логический контекст и могут подтверждать приведённые выше соображения (таким образом, поэтому, следовательно…).
Рубрикация – это деление текста на составные части, графическое отделение одной части от другой, а также использование заголовков, нумерации и т. п. Рубрикация в научном тексте отражает логику исследования.Простейшей рубрикой называется абзац – показатель перехода от одной мысли к другой [7, с. 7–8].
Необходимо понимать, что в основе написания любой научной работы лежит навык структурирования текста. Студент должен овладеть методикой структурирования текста и краткого его изложения, т.е. конспектирования.
Слово «конспект» в прямом смысле означает «обзор». Поэтому его необходимо составлять как обзор, где излагаются основные мысли научной книги или научной статьи без подробностей и второстепенных деталей, он по своей структуре практически всегда соответствует плану изучаемой работы. Конспектирование научной книги, оригинальной статьи в научном журнале по существу вид реферативной работы, весьма полезной в процессе обучения. Это позволяет на более длительный срок запомнить научные концепции, результаты исследования, сделанные выводы и чаще применять их в практической деятельности.
В ряде случаев целесообразно подготовить свои записи (они могут быть текстовыми, в виде заранее продуманной таблицы). Разновидностью конспекта является запись, которая составлена в виде ответов на подготовленные вопросы, что может обеспечить исчерпывающие описания (характеристики) явлений или однотипных предметов. Такой вид конспекта целесообразно использовать тогда, когда требуется сделать сопоставление тех или иных характеристик научных работ.
В отдельных случаях с целью наглядности используется графическая форма конспекта. Элементы конспектируемой научной работы располагаются в таком виде, чтобы была видна иерархия понятий и их взаимосвязь. Допускается также составление нескольких графических конспектов, отображающих отдельные части конспектируемой работы или книги.
Краткое изложение основного содержания, смысла какого-либо текста – это и есть конспектирование.
В научной работе содержится основная информация и вспомогательная. Информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса, является основной. К ней можно отнести формулировки концепций и парадигм, определения научных понятий, теоретических принципов; использованные психолого-педагогические принципы работы и обучения и т. д. Поэтому основная информация записывается как можно полнее. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях её обобщения и сокращения. Вспомогательная информация полностью опускается.
Важными требованиями, предъявляемыми к написанию конспектов, являются наглядность записей и такое их расположение, которое даёт возможность понять логические связи и иерархию понятий. Это можно сделать через систему заголовков, подзаголовков и ключевых слов. Также следует использовать расчленение написанного текста за счёт абзацных отступов, подчёркиваний, нумерации отдельных понятий, стрелок, указывающих на логическую связь слов и предложений и т.п.
Конспект следует оформлять аккуратно, как реферат. Его можно представить преподавателю на проверку.
Литературное оформление курсовой или квалификационной работы является важным элементом её выполнения и одним из многих факторов, которые учитывает комиссия при оценивании во время защиты. Прежде всего, рекомендуется обращать внимание на:
– содержательный аспект изложения материала: логичность и последовательность, полноту и репрезентативность, т. е. широту использования научных источников, общую грамотность: орфографическую, синтаксическую, стилистическую; соответствие стандартам и принятым правилам;
– текст работы, его форматирование, разбивку на абзацы и параграфы, обоснованность их выделения, а также его соответствие теме главы и работы в целом;
– список литературы: обоснованность выбора литературных источников, круг авторов и полнота ознакомления с их работами, грамотное оформление;
– приложения: их логичность, структурированность, соответствие ссылкам на них в тексте работы, оформление и нумерацию;
– внешнее оформление титульного листатребует указания министерства, название университета, в котором выполнялась данная работа; название кафедры, на которой она выполнялась; полное название текста работы, фамилия, имя, отчество студента, курс, группа, факультет, где он учится; фамилия, имя, отчество, ученая степень и звание научного руководителя; год и место выполнения работы. Сокращения слов на титульном листе не допускаются.
Готовая работа должна быть отформатирована в соответствии со следующими требованиями: страницы должны иметь поля: левое – 30 мм, верхнее– 15 мм, нижнее – 20 мм, правое поле – 10 мм. Шрифт: TimeNewRoman, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный, выравнивание по ширине.
Все страницы работы нумеруются с третьей до последней без пропусков или буквенных добавлений.Нумерация страниц: первой страницей считается титульный лист, на ней цифра 1 не ставится, второй –считается оглавление, на ней также не ставится цифра 2, на следующей странице начинается текст доклада и проставляется цифра 3 и далее в соответствии с порядком.
Допускается частичная подача материала в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. В работе их чаще располагают непосредственно после текста, в котором она впервые упоминается, или на следующей странице, если место после текста занято. В случае, когда объём работы (для курсовых работ – 30–35 страниц; для квалификационных работ: бакалаврская работа – 60–70 страниц печатного текста) превышен, таблицу (схему, диаграмму или график) можно вынести в Приложения при условии наличия на них ссылок в тексте. Таблицы (схемы, диаграммы, графики) нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией. Номер следует размещать в правом верхнему углу над заголовком таблицы после слова «Таблица», с указанием её номера. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и не пишут слово «Таблица».
Приложения всех видов студенческих работ должны быть иллюстрированы работами младших школьников, выполненными имизаданиями и т. д.
Завершённую сброшюрованную работу (файловые папки нельзя использовать) необходимо представить перед защитой в сроки, соответствующие распоряжению деканата, вместе с отзывами и рецензиями (копию следует оставить у себя).
Литературная обработка проведённого исследования требует использования научного языка, специальной терминологии, при этом весь базовый понятийный аппарат должен быть чётко определён, зафиксирован в тексте работы (начало первый главы). Необходимо придерживаться не только общепринятой терминологии, но и обозначений, условных сокращений и символов. Следует избегать частых повторений слов или словосочетаний, выражений-штампов. Не допускается изложение от первого лица: «я наблюдал», «я считаю», «мне кажется», «по моему мнению», заменяя их на «по мнению автора» или «мы наблюдали», «на наш взгляд», «мы считаем» и т. п.Возможен безличный вариант «изучение педагогического опыта свидетельствует о том, что…», «проведенные наблюдения подтверждают правомерность вывода о…», «на основании приведенных статистических данных или проведенного литературного анализа можно сделать вывод…» и пр. Личные переживания, отношения, эмоции не должны присутствовать в тексте.
Исследования, включающие опытно-экспериментальную работу с младшими школьниками по разным методикам, должны включать рассуждения, оценки, отзывы учителей и родителей о деятельности детей.
Начальный этап разработки темы требует ознакомления с историей вопроса, определения этапов эволюционирования педагогических взглядов на исследуемую проблему, выявления современного состояния её разработки, а также полноту освещения в специальной методической и психолого-педагогической литературе. При работе с научной литературой необходимо обращаться к монографиям, сборникам научных трудов, опубликованным материалам конференций, периодической печати, вышедшие за последние пять лет. Полезный материал предоставляют сборники тезисов, докладов, статей научно-практических конференций. По мере ознакомления и проработки материала обозначается круг учёных, чьи труды определили данное направление исследования, педагогические инновацииизучаемой проблемы. В работе раскрываются основные положения, содержащиеся в исследованиях учёных прошлых лет и современников. При упоминании в тексте фамилий (учёных-исследователей, практиков)инициалы, как правило, ставятся перед фамилией: В.М. Петров, а не наоборот, как это принято в списках литературы и сносках, где фамилии авторов располагаются в строго алфавитном порядке.
Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения). Все приведённые теоретические выкладки, статистические данные, цитаты должны быть подтверждены ссылками или сносками (см. ниже) – в квадратных скобках указывается номер источника в списке литературы, затем через точку с запятой – номер цитируемой страницы; если гипотезу поддерживает ряд учёных, то в квадратных скобках необходимо указать их работы в той последовательности, в которой они указаны в списке литературы, разделяя работы разных авторов точкой с запятой. Сноски оформляются внизу текста страницы под чертой, где указываются порядковый номер сноски и данные книги или статьи.
Источники библиографической информации:
– первичные (научные статьи, материалы и тезисы научно-практических конференций, монографии, диссертационные исследования и др.);
– вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и др.);
– третичные (обзоры, компилятивные работы, справочники, энциклопедии и др.).
Для написания психолого-педагогической работы по программам бакалавриата необходимо ознакомиться с публикациями в психологических, общепедагогических и специальных методических журналах по программе. Общее представление можно сформировать, ознакомившись с печатной продукцией (газеты, журналы, методические пособия), публикуемые издательскими домами «Первое сентября» (www.1september.ru), «Классное руководство и воспитание школьников», «Дидакт», «Вопросы философии», «Педагогика» (www.pedagogika-rao.ru), «Педагогическое образование и наука» (www.manpojournal.com),«Начальная школа» (www.n-shkola.ru) и др. Следует использовать интернет-источники: отдельные сайты и разделы поисковых систем «Словари», «Энциклопедии», а также электронные версии необходимых журналов. Втексте работы оформляется ссылка на соответствующийинтернет-ресурс или веб-страницу.
Подготовленный проект выступления на защите выпускной работы (чаще всего презентации, включающей план, тезисы и наглядный материал в виде схем, таблиц, графиков, диаграмм, фото- и видеоматериалов), необходимо обсудить с преподавателем. Длительность выступления составляет 5–7 минут.
Важно заранее подготовить техническую базу для демонстрации презентации: компьютер с установленной программой PowerPoint 2007, проектор, экран.
Особое внимание следует уделить разработке научного аппарата и формулированию общих выводов исследования, поскольку они должны отражать суть эксперимента и чётко обозначить самостоятельный вклад в изучение данной проблемы. Вероятно, без консультации педагога будет сложно самостоятельно критически оценить свой труд. Формулируйте вопросы заранее и подробно записывайте советы и замечания преподавателя. Это позволит более качественно выполнить оформление исследования и получить максимально высокую оценку за свою работу.
6. Основные требования к списку литературы для написания курсовой и выпускной квалификационных работ
Список литературы включает в себя все использованные литературные источники. Они располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям сборников (при отсутствии фамилии автора) в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5.-2008.
Указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место (город, издательство), год издания, общее количество страниц.
Описание монографий, учебников, учебных пособий:
Автор(ы). Заглавие. Место издания: Издательство, год издания. Общее количество страниц.
Примеры:
Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 160 с.
Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. М.: Педагогическое общество России, 1999. 220 с.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Шиянов Е.Н. Педагогика : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 576 с.
Описание сборников и энциклопедий:
Заглавие. Место издания: Издательство, год издания. Общее количество страниц.
Пример:
Правила русской орфографии и пунктуации : Полный академический справочник / под ред. В.В. Лопатина. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
Описание статей:
Автор(ы). Заглавие // Название журнала (газеты). Год. Номер. Страницы статьи.
Примеры:
Потанина Л.Т., Мельников Т.Н., Москвина А.С. Развитие ценностно-смысловой сферы личности в новой школе // Педагогическое образование и наука. 2016. №1. С. 34–39.
Немкина Е.С. Использование интерактивной доски на уроках математики // Начальная школа. 2014. № 8. С. 68–72.
Описание диссертаций:
Автор. Заглавие: ученая степень автора и область науки. Место издания, год издания. Общее количество страниц.
Пример:
Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами культурно-досуговой деятельности: дис. … д-ра пед. наук. М., 2005. 363 с.
Описание авторефератов:
Автор. Заглавие: ученая степень автора и область науки. Место издания, год издания.
Пример:
Виттенбек В.К. Технология осуществления эффективного внутришкольного контроля в структуре управления развивающейся школой :автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2006. 17 с.
Описание многотомных изданий:
Автор(ы). Заглавие с указанием общего количества томов. Номер и название тома. Место и год издания. Общее количество страниц.
Пример:
Выготский Л.С. Собрание сочинений : в 6 т. М.: Педагогика, 1982–1984. Т. 6:Научное наследство. М., 2004. 396 с.
Описание статьи из газеты:
Автор. Заголовок // Газета. Год. Число и месяц.
Соловьёва М. И одарённые нуждаются в поддержке // Учительская газета. 2008. 16декабря.
Интернет-источники:
Автор(ы). заголовок[Электронный ресурс] // Название источника. URL: название сайта или ссылка (дата обращения: …)
Пример:
Чибисова М. Первое родительское собрание в классе[Электронный ресурс] // Первое сентября. 2008. № 16. URL: www.1september.ru (дата обращения: 08.01.2016).
7. Содержание и оформление выпускных квалификационных работ
Квалификационное исследование, руководство которым осуществляется на кафедре начального образования, охватывает весь спектр вопросов обучения младших школьников, даёт целостное представление об образовательной деятельности в начальной школе (по областям), его задачах, средствах, методах работы.
В спектр исследования включаются проблемы методики обучения младших школьников математике, русскому языку, музыке, изобразительной деятельности, технологии, обучение литературному чтению, ознакомлению с окружающим миром, использованию ИКТ как средства формирования УУД в начальной школе.
Кроме того, пристальному изучению подлежат процессы развития у младших школьников психических процессов, необходимых для осуществления учебной деятельности, таких как мышление, образные представления, воображение, память, восприятие. Ввиду этого темы квалификационных работ могут быть сформулированы таким образом: «Развитие эстетического восприятия у младших школьников на уроках ИЗО», «Устное народное творчество как одно из важнейших средств социализации учащихся начальной школы», «Изобразительная деятельность как средство развития образного представления у младших школьников» и др.
В области методики обучения математике темами квалификационных работ могут быть: «Тестовые задания по математике как средство формирования регулятивных УУД в начальной школе»; «Методика использования средств ИКТ при изучении величин («Площадь»)и др.
Темами квалификационных работ в области методики обучения изобразительной деятельности могут выступать: «Использование дидактического материала на уроках технологии в 1 классе на примере оригами»; «Постановка учебной задачи на уроках технологии в первом классе на примере техники квиллинга» и пр.
Исследование проблемы «учитель-ученик» в разных аспектах может быть отражено следующимитемами: «Влияние оценки учителя на самооценку ученика начальной школы»; «Взаимодействие «учитель-ученик» как управленческая система в начальных классах образовательной организации» и др.
Формирование и развитие личностных качеств, чувств, способностей детей могут раскрываться в таких темах, как:«Занятия по хореографии как средство развития творческих способностей у младших школьников»,«Развитие чувства патриотизма у детей младшего школьного возраста»,«Развитие способностей к языкам у детей в начальной школе в условиях дополнительного образования» и др.
В обучении методике преподавания русского языка возможны такие темы: «Словарно-орфографическая работа в начальных классах (на основе этимологического анализа)», «Детские речевые ошибки как дидактический материал при изучении русского языка в начальных классах» и пр.
Содержание данных исследований может охватывать формирование разнообразных интересов младших школьников, обучение детей различными средствами с учётом индивидуальных особенностей детей.
Выпускная квалификационная работа обучающихся по программам бакалавриата выполняется в виде бакалаврской работы.
Приступая к выпускной квалификационной работе, прежде всего надо внимательно ознакомиться с содержанием первой главы данного пособия (вышеизложенный материал будет лишь дополнен, и студент выберет всё то, что имеет значение для построения его собственной работы).
Целью выпускной квалификационной работы является проверка и закрепление полученных студентами теоретических и практических знаний по циклам специальных, методических и психолого-педагогических дисциплин, умения использовать их в профессиональной деятельности, а также совершенствование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Выполнение квалификационной работы облегчает преемственность между ранее подготовленными и защищенными студентом рефератами и курсовыми работами, а также продолжение сотрудничества с тем же, что и ранее научным руководителем. Целесообразно продолжать и углублять тему курсовой работы, продолжать экспериментальную деятельность.
Важно совместно с руководителем разработать календарный план подготовки квалификационной работы, где чётко будет определено время выполнения каждого этапа. Студенту также важно постоянно поддерживать связь с научным руководителем, поэтапно в указанные сроки предоставлять ему обработанные материалы в виде таблиц, графиков, диаграмм и т.д.
Иногда научный руководитель предлагает студенту образцы бакалаврских работ, выполненные ранее другими его воспитанниками. В таком случае следует помнить, что в каждой работе есть положительные и отрицательные моменты, недоработки и пр. Поэтому нужно критически относиться как к своей работе, так и к трудам других авторов.
Основные требования к оформлению курсовой выпускной квалификационной работы
Объём курсовой работы определяется спецификой выбранной темы, но не должен превышать 30–35 страниц, без приложения. Иллюстративные материалы: фотографии, диаграммы, схемы, таблицы, образцы анкет и пр. могут быть вынесены в приложение, при условии наличия ссылок на него в тексте работы.
Литературный обзор должен включать не менее 20 источников, в том числе: третичных (2–4), вторичных (4–6), первичных (10–14, из них монографий – не менее 6).
Образец оформления титульного листа для курсовой работыпредставлен в Приложении А.
Текст выпускной квалификационной работы по объёму составляет 60–70 (без учёта приложений и библиографического списка) страницмашинописного текста, должен быть набран на компьютере и переплетён в твёрдой стандартной обложке. Формат текста: WordforWindows, формат страницы А4; шрифтTimesNewRoman, размер (кегль) – 14; интервал – полуторный.Выравнивание по ширине.Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.
Все страницы текста, кроме титульного листа, должны быть пронумерованы; нумерацияначинается с той страницы, на которой напечатано Введение (стр. 3).Номерстраницыставится в центре верхнего поля страницыбез окаймления (просто цифры: 2 или 15 и т. д.).
Текст основной части работы делится на главы и параграфы. Главы должны иметьпорядковую нумерацию в пределах всей работы, параграфы – в пределах глав и обозначатьсяарабскими цифрами с точкой.
Заголовки отделяются от основного текста и располагаются посредине строки.Расстояние между названием главы, заголовком и последующим текстом должно быть равно 2-3 интервалам. В конце заголовка точку не ставят. Слова «содержание», «введение», «заключение», «литература» и названия глав печатаются прописными буквами, название параграфа –строчными.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же правило относится к другимосновным структурным частям работы: введению, заключению, списку литературы, приложениям.
Все иллюстрации(диаграммы, графики, схемы, фотографии и т. п.) называются рисунками.Рисункинумеруются под изображением по центру и отмечаются, например, «рис. 1».Таблицыиспользуются для наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы следует помещать над таблицами слева, с абзацного отступа в одну строку с её номером через тире, например, «Таблица 2 – Сравнение показателей».
Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Введение, заключение, список использованных источников не имеют рубрикационного номера, как элементы курсовой работы.
Абзацы печатаются с отступом 1,25 см.
Список литературы представляет собой нумерованный перечень используемых при написании работы литературных источников по исследуемой проблеме. Список составляется в алфавитном порядке с обязательным указанием автора, названия работы, местом или городом издания, названием издательства, годом издания и количеством страниц.
Вспомогательные и дополнительные материалы могут быть помещены в раздел Приложения. Это часть работы, имеющая справочное значение, но являющаяся необходимой для полного освещения темы. Здесь могут содержаться материалы эксперимента: таблицы, диаграммы, графики; анкеты или опросники, протоколы наблюдений, программа коррекционно-развивающих или тренинговых занятий, конспекты воспитательных мероприятий, детские рисунки, фотографии и т. п.
Материалы эксперимента располагаются в приложении в том порядке, в котором встречаются в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы, нумеруется, имеет тематический заголовок. В тексте курсовой и выпускной квалификационной работ делаются ссылки на приложения.
Объём приложений к научно-исследовательской работе не ограничен и определяется студентом по согласованию с научным руководителем.
В тексте курсовой и ВКР на всеприложения должны быть ссылки, например, «...приведены в Приложении А». Приложениярасполагают в порядке ссылок на них в тексте. Каждое новое приложение следует начинать с новой страницы с указанием сверху по центру страницы слова «Приложение», его обозначения и вида. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность. Если вработе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».
Текст каждого приложения, при необходимости, может быть разделен на разделы,подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются в пределах каждого приложения.Перед номером ставится обозначение этого приложения. Приложения должны иметь общую с остальной частью курсовой работы сквозную нумерацию.
Образец оформления титульного листа для выпускной квалификационной работы представлен в Приложении В.