Описание применяемых методов исследования.

Для написания теоретической главы дипломной работы использовался метод анализа литературы. Данный метод позволяет:

1) определить актуальность предполагаемого исследования, степень разработанности проблемы в науке и отражение ее в научных публикациях;

2) соотнести содержание теоретических разработок с направлениями своей научно-исследовательской работы;

3) критически оценить ранее проведенные исследования;

4) уточнить понятийный аппарат исследования.

Для проведения эмпирического исследования использовался метод психодиагностического тестирования, представляющий собой измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности. Сбор данных осуществлялся с помощью бланковых методик; они просты для использования и обработки результатов.

Описание применяемых методик исследования

В ходе проведения исследования использовались две методики:

1) Тест Плутчика-Келлермана-Конте «Индекс жизненного стиля»,

1979 г. (Приложение 1);

2) Тест Г.Ю. Айзенка EPI (Eysenck Personality Inventory), 1963 г. (Приложение 2);

1) Тест Плутчика-Келлермана-Конте предназначен для выявления уровня напряженности 8 основных психологических защит, изучения иерархии системы психологической защиты и оценки общей напряженности всех измеряемых защит, т.е. среднего арифметического из всех измерений 8 защитных механизмов. В порядке проведения методики испытуемому необходимо соотнести с собой 92 утверждения и отметить имеют они к нему отношение или же нет. Обработка результатов, осуществляется с помощью ключа, представленного виде таблицы (Таблица 2).

Таблица 2 - «Ключ к тесту Плутчика-Келлермана-Конте».

Название шкал Номера утверждений n
Вытеснение 6, 11, 31, 34, 36, 41, 55, 73, 77, 92
Регрессия 2, 5, 9, 13, 27, 32, 35, 40, 50, 54, 62, 64, 68, 70, 72, 75, 84
Замещение 8, 10, 19, 21, 25, 37, 49, 58, 76, 89
Отрицание 1, 20, 23, 26, 39, 42, 44, 46, 47, 63, 90
Проекция 12, 22, 28, 29, 45, 59, 67, 71, 78, 79, 82, 88
Компенсация 3, 15, 16, 18, 24, 33, 52, 57, 83, 85
Гиперкомпенсация 17, 53, 61, 65, 66, 69, 74, 80, 81, 86
Рационализация 4, 7, 14, 30, 38, 43, 48, 51, 56, 60, 87, 91

Напряженность защиты определяется по формуле - n/N х 100%,- число положительных ответов по шкале данной защиты,- число всех утверждений, относящихся к шкале.

Тогда ОНЗ (общая напряженность защит) - Sn/92 х 100 %,- сумма всех положительных ответов по опроснику [6].

2) Тест Г.Ю. Айзенка предназначен для определения типа темперамента. В порядке проведения методики испытуемому необходимо ответить на 57 вопросов «+» или «-». Обработка результатов, осуществляется с помощью ключей трёх шкал теста. Если ответ совпадает с ключом, то за каждый такой ответ начисляется 1 балл.

. Ключ шкалы достоверности:

"ДА" на № 6, 24, 36;

"НЕТ" на № 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Если результат по шкале достоверности от 5 и больше баллов, значит, ответы не достоверны.

. Ключ шкалы эмоциональной устойчивости:

"ДА" на № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

. Ключ шкалы экстраверсии:

"ДА" на № 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53,

"НЕТ" на № 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Для определения преобладающего типа темперамента суммы по значениям «Шкала экстраверсии» и «Шкала эмоциональной устойчивости» отмечаются на оси координат (Рисунок 1). Точка пересечения определяет преобладающий тип темперамента. Эта точка попадет в один из четырех квадратов, каждый из которых соответствует одному из типов темперамента[6].

 
  Описание применяемых методов исследования. - student2.ru

Рисунок 5 - Оси координат для определения преобладающего типа темперамента.

ГЛАВА III - ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И ПСИХОЗАЩИТЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы, связанные с психодиагностикой темперамента, являются наиболее разработанными в отечественной психологии. Несмотря на многообразие различных подходов и методов исследования, общим остается признание зависимости темперамента от эмоциональной сферы личности. Предполагается, что схема исследования, предложенная в данной работе, позволит разработать систему консультирования лиц испытывающих проблемы в адаптации, а также более глубоко изучить структуру личности. Был произведён теоретический анализ проблемы темперамента, подобраны и описаны наиболее адекватные методы изучения темперамента и МПЗ.

Результаты настоящего исследования могут быть полезны в диагностической и прогностической работе клиницистов, педагогов, специалистов по работе с кадрами. При определенном опыте в наблюдении за окружающими людьми тип темперамента может быть с достаточно высокой степенью точности определен на основании скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по способности к эмпатии и т.д. Зная темперамент человека, психолог-практик может сделать предположения об "ожидаемых" для данного типа темперамента МПЗ, что будет способствовать большей эффективности его работы как профессионала в области оказания психологической помощи.



Наши рекомендации